Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР проверено.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

     Проблема  воспитания подрастающего поколения в многонациональном детском социуме в настоящее время является особенно актуальной для России. Участившиеся в последнее время межэтнические и межконфессиональные конфликты обусловливают рост социальной напряженности. Факты взаимной нетерпимости, культурного эгоизма находят отражение в средствах массовой информации, становятся предметом обсуждения ближайшего социального окружения дошкольников и тем самым все чаще проникают в детскую среду. У подрастающего поколения формируются эгоцентрические установки сознания — видение мира через призму только своих интересов, собственной точки зрения, наивно оцениваемой как исключительно правильной.   Дети   часто   испытывают трудности, связанные с неумением и нежеланием принять и понять человека другой национальности именно как другого. Многие, уже ставшие взрослыми люди, воспитанные в таком духе, не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения, и зачастую пытаются  проецировать  на других собственные мысли и качества. Воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод людей других национальностей – вот единственный способ выжить, находиться в гармонии и ладу с другими. И немаловажную роль для формирования этих качеств играет личность педагога (воспитателя). 

1.2. Факторы  эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей 

     Педагог, работающий в многонациональной группе дошкольного образовательного учреждения, должен чувствовать особую ответственность перед детьми. В работе с дошкольниками ему следует руководствоваться принципами честности, искренности уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, активной защиты его основополагающих человеческих прав вне зависимости от национальности.

  Деятельность воспитателя должна быть направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого дошкольника. Педагог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка. Воспитатель должен быть осторожен и осмотрителен  в  выборе  методов,   приемов, средств обучения и воспитания детей разных национальностей, а также в своих выводах и рекомендациях, широко использовать формы работы, которые дают ребенку чувство принадлежности, уверенности, собственной ценности, повышают самооценку, что будет способствовать увеличении социально-психологических   адаптивных возможностей детей. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами образовательного учреждения, взрослых или детей, педагог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

      С.В. Пазухина полагает, что педагоги могут  услышать, правильно понять ребенка другой национальности, верно истолковать смыслы и мотивы его поведения,  оказать   целесообразную помощь, если у них сформированы особые свойства профессионального сознания6.

     К основным свойствам развитого профессионального  сознания педагога, работающего в многонациональной группе детей, автор отнесла следующие: диалогичность, гуманитарность, поликультурность, интегративность, проектность, экологичность, дивергентность, толерантность, креативность, конгруэнтность, гибкость, интуитивность, философичность, рефлексивность, трансперсональность и некоторые другие. Рассмотрим каждое из них.

     В качестве одного из важных свойств  педагогического сознания исследователь  выделяет диалогичность. Это обусловлено тем, что отношение педагога к ребенку как к объекту обучения и воспитания делает педагогический процесс бездетным и безличным, и именно диалогичность сознания позволяет воспитателю относиться к детям как к субъектам взаимодействия, строить взаимоотношения с дошкольниками, их родителями, коллегами в системе «субъект – субъектной» парадигмы, анализировать и развивать собственные идеи с учетом многообразия факторов педагогической действительности, соотносить свои потребности, мысли с мнениями, желаниями и интересами людей других национальностей. В диалогичном сознании совмещаются разные логики. Оно способно к переходу от одной системы оценок к другой, может принимать различные взгляды, идеи, теории в многозначном контексте, что очень важно при работе воспитателя в поликультурном образовательном пространстве.

     Гуманитарность как свойство профессионального сознания педагога связано со специальным пониманием термина «гуманитарный» и предполагает знание собственно человеческого в человеке, познание человеческой субъективности. Гуманитарное сознание педагога протестует против технологизации человеческих отношений. Оно обращено к духовному миру ребенка, ориентировано на его индивидуальность. Гуманитарность педагогического сознания предполагает пристрастное, заинтересованное отношение к субъектам взаимодействия. Оно проявляется в своеобразном вживании воспитателя в изучаемую реальность, прочувствовании ситуации, погружении в психическое состояние ребенка и на основе этого понимании потребностей, источников активности, смыслов и мотивов его поведения.

     Поликультурность как свойство педагогического сознания  является особенно важным при работе воспитателя в многонациональной группе детей, где воспитываются дошкольники, выросшие в разных культурных сообществах, соблюдающие разные традиции. Педагог в этом случае должен мыслить, принимать решения, действовать с учетом различных социокультурных систем детей. Поликультурность сознания воспитателя при этом проявляется в желании и умении присоединиться к внутреннему миру любого из детей группы: понять его чувства, мысли, логику, специфику образа мира, стиль поведения и деятельности, раскрыть перед ним особенности традиции, обычаи его народа и народов других стран, ввести ребенка в мир его национальной культуры и показать уникальность других культур.

     Интегративность сознания педагога обусловлена тем,  что в своей профессиональной деятельности он использует знания из самых разных областей науки.  Интегративный характер процесса и результатов профессионального труда воспитателя складывается на основе эффективного   использования   разнообразных психолого-педагогических технологий,    методических     приемов     и средств. Так, теоретические знания должны функционировать в единстве с проектными и конструктивными, знания психологических механизмов и закономерностей развития ребенка на разных возрастных этапах должны ложиться в основу выбора педагогом средств и методов обучения и воспитания дошкольников, методические умения сочетаться с диагностическими и так далее. Умения выделять различные смыслы в усваиваемых знаниях, использовать культурные контексты, учитывать народные традиции людей разных стран, проводить исторические параллели — все это и обеспечивает такое свойство сознания воспитателя, как интегративность.

     Проектность является имманентным свойством человеческого сознания вообще и педагогического, в частности. Проектное сознание соединяет в себе представление о возможном и должном, связывая норму деятельности и идеал (мировоззрение, ценность). Данное свойство сознания педагога обнаруживается в способности мысленно создавать будущее бытие, формировать образы желаемых результатов собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих воспитанников, проектировать результаты действий и средств их достижения. Проектность сознания реализуется в стратегиях, направленных на предвидение реальных последствий собственных действий,   а также действий коллег, родителей и детей группы, которые могут вызвать изменение поведения ребенка другой национальности.   Благодаря  этому свойству сознания воспитатель, двигаясь в направлении реализации замысла, может конкретизировать и корректировать его на основе анализа текущей ситуации, опыта осуществления деятельности с детьми разных национальностей и учета их этнических особенностей. Благодаря проектности сознания возможно социокультурное воспроизводство человека в соответствии с высшими, всеобщими, духовно-нравственными, правовыми и другими ценностями.

     Экологичность сознания воспитателя подразумевает «чистые», безопасные для детей разных национальностей помыслы, бережное отношение к личности каждого ребенка, учет в процессе обучения, воспитания, развития дошкольников их национальных, индивидуальных особенностей. Это свойство также предполагает, что педагог должен воздерживаться от оценки и комментариев поступков, действий, высказываний ребенка, давления на детей, сравнения и противопоставления дошкольников разных национальностей и другого.

     Дивергентность предполагает возможность рассмотрения педагогом типичной ситуации как уникальной, видение различных, в том числе оригинальных подходов к решению возникающих проблем, поиск новых форм деятельности, выбор наиболее эффективных тактик поведения на основе учета поливариантности условий выполнения профессиональных обязанностей в многонациональной группе детского сада. Дивергентность как свойство сознания делает возможным существование многомерного, многовариантного, альтернативного мышления, которое позволяет двигаться мысли воспитателя в разных направлениях, охватывать различные аспекты, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу, в отличие от линейного, конвергентного мышления, основанного на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения задачи и предполагающего жестко определенный ход мысли, однозначную связь между явлениями. Это очень важно при работе в поликультурном пространстве, так как ярко выраженная одномерность мышления препятствует адекватному пониманию ситуации, восприятию людей из других стран и затрудняет межнациональное общение. Наличие дивергентности, напротив, позволяет воспитателю на основе понимания множественности смыслов одного и того же понятия, позиции, теории учитывать различные культурные контексты и находить несколько или множество вариантов ответов на вопрос, не имеющий готового ответа, варьировать пути решения проблем.

     Одним из самых главных свойств педагогического сознания воспитателя, работающего в многонациональной группе детей, должна быть толерантность. Толерантность – это не только терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или к кому-либо, это способность слышать, признавать и уважать мнения других,  невраждебно встречать убеждения, отличные от своего, умение жить в гармонии как с собой, так и с другими людьми, осознание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает отказ от догматизма, абсолютизации истины. Это не уступка, снисхождение или притворство, не пассивное, не естественное подчинение мнению, взглядам и действию других, не покорное терпение, а прежде всего активное отношение,  формируемое  на  основе признания универсальных прав и основных свобод человека, психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами социальными группами, во  имя  позитивного действия с людьми иной культуры, национальной, религиозной или социальной среды. Благодаря данному свойству в сознании педагога могут сосуществовать различные точки зрения на одну и ту же проблему, рождаться разные решения возникающих ситуаций. В этом отношении толерантность тесно связана с дивергентностью сознания: дивергентное мышление выступает основой толерантности.

     Креативность заключается в способности воспитателя выходить за пределы стереотипного решения проблем, создавать новые смыслы на основе мнений, действий, поступков ребенка, корректировать ошибочные и совершенствовать имеющиеся представления детей о культурах других народов средствами, понятными и доступными дошкольникам (путем использования игр, сказок, театрализованных представлений и др.), творчески осуществлять профессиональную деятельность, производить активный поиск новаторских подходов и инновационных технологий. Креативность как свойство сознания при работе в многонациональной группе детского сада должна базироваться на знании педагога психологии национальных особенностей, внутренней сути процессов и явлений, характерных для детей дошкольного возраста, широкой эрудиции, его личном опыте и инициативе.

     Конгруэнтность предполагает соответствие выдвигаемых воспитателем целей, задач и функций обучения и воспитания с индивидуальными возможностями, потребностями и  действиями детей. Данное свойство сознания обеспечивает педагогу состояние целостности и полной искренности, когда он имеет свободный доступ к своим ресурсам, все части его личности находятся в гармонии, работают вместе, преследуя одну цель. Конгруэнтность проявляется в совпадении всех сообщений субстрата и сознания в коммуникации, непротиворечии потребностей, мотивов и целей профессиональной деятельности, согласовании эмоциональной и рациональной составляющих поведения воспитателя. У педагога,     обладающего     внутренней конгруэнтностью, вербальные и невербальные проявления соответствуют друг другу. Если он улыбается, то эта улыбка искренняя, отражающая его внутреннее состояние и отношение к детям, а не натянутая в силу каких-либо соображений. Дети бессознательно ощущают конгруэнтность людей, и если такое свойство у человека присутствует, то проявляют к нему высокий уровень доверия. И наоборот, если к младенцу подходит улыбающийся человек со злыми намерениями, то его неконгруэнтность может стать причиной отрицательных   переживаний,   недовольства, плача ребенка. Это происходит потому, что маленькие дети сами всегда конгруэнтны: когда они хотят чего-то, то хотят этого всем своим существом. Конгруэнтность предполагает погружение в совершаемое действие: воспитатель ощущает себя «здесь и сейчас», внутри процесса. Данное свойство сознания обеспечивает появление у педагога чувства легкой готовности/способности к действиям. При этом у него отсутствуют состояния, похожие на растерянность и колебания между готовыми проявиться несогласующимися между собой формами поведения. Внутренняя конгруэнтность дает педагогу силу и энергию, позволяет получать удовлетворение от своей работы.

Информация о работе Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения