Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР проверено.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ  ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7

    1. Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
    2. Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29

    1.   Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
    2.   Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37

ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ  В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46

    1.    Констатирующий эксперимент

    Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46

    1.    Формирующий эксперимент                                                              

           Система специальных мероприятий  по воспитанию толерантности у  

       дошкольников…………………………………………………………….54

    1.     Контрольный эксперимент

    Повторная диагностика толерантной воспитанности  детей………….62

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….72

    ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….76

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  воспитания подрастающего поколения в многонациональном детском социуме в настоящее время является особенно важной для нашей страны. Национальное и межнациональное воспитание детей очень сложный по своему характеру процесс. Он требует не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но и главное — длительного времени и начинаться должен с раннего возраста. В современных условиях развития поликультурного общества эта проблема приобретает особую значимость в связи с необходимостью формирования с ранних лет социальной, творчески активной самостоятельной личности.

     Дошкольное  детство - начальный   этап   становления   личности. Именно в дошкольном возрасте, с трех-четырех лет, ребенок вступает в первую стадию политического развития, у него начинает формироваться отношение к национальной символике (С.К. Рощин). Для ребенка пяти лет национальный фактор не является решающим. Однако многоэтническое ближайшее окружение входит в жизнь ребенка звучанием иноязычной речи, колоритом национальных  мелодий,   многоликостью имен. В то же время негативные социальные факторы нашей действительности (национальная вражда, терроризм, войны) диктуют потребность в привитии  общечеловеческих  норм морали, начиная с раннего детства. Чувство национального самосознания зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. Исходя из выше указанного, особенно важным становится воспитание национальной и этнической толерантности еще с дошкольного возраста.

     В современных исследованиях под толерантностью понимается уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, формирование самовыражения и проявления человеческой национальной и религиозной индивидуальности, активное отношение к действительности,  признание универсальности прав и свобод человека. При этом каждый исторически конкретный тип общества инициирует свои представления о толерантности (Б.С. Гершунский; Л.В. Колоймиченко; С.В. Пазухина).

     Проблема  воспитания толерантности у детей  характеризуется социальным фактором нашей жизни. Исходя из этого, актуальность исследования объясняется: участившимися межэтническими конфликтами, проявляющимся в актах насилия, терроризма; психолого-педагогическими исследованиями, доказывающие необходимость воспитания этнической толерантности с ранних лет; сложившимся многонациональным социумом городов, регионов, групп детей детского сада.

     Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения».

     Объектом  исследования является воспитательно-образовательный  процесс в многонациональных  группах.

     Предметом – воспитание толерантности у  детей в условиях межнационального общения.

     Объект  и предмет исследования позволили  определить цель – выявление содержания и методики  формирования толерантности у детей шестого года жизни.

     Для достижения цели мы сформулировали следующие  задачи:

- анализ  нормативно-правовой, психолого-педагогической  и специальной  методической  литературы по теме исследования;

- изучение  современных трактовок понятия  «толерантность»;

- отбор  диагностик для определения особенностей  отношения детей к людям других  национальностей;

- разработка  методики воспитания толерантного  отношения у детей  в группе  многонационального состава;

- доказательство  опытным путем эффективности  разработанной и примененной  методики воспитания у детей  межнациональной толерантности.

     Гипотеза  нашего исследования – воспитание толерантности у дошкольников шестого  года жизни в условиях межнационального общения будет успешным при следующих необходимых и достаточных условиях:

- отборе, адаптации существующих диагностик  по теме исследования и их  апробировании;

- знакомстве  с некоторыми традициями, обычаями  в условиях разно-национального   социума;

- планировании  системы специальных мероприятий;

- выявлении  эффективности этих мероприятий  в результате сравнительной диагностики.

     Теоретические основы исследования составляют труды  ученых: Э.К. Сусловой, Дмитриева Г.Д., Зинченко В.П., Моргунова Е.Б., Смирнова Е.В., Митрофанова С.В., Гасановой Р.Х., Богомоловой М.И., Л.М. Захарова, Асмолова А.Г., Раткина Л.Е.

     Базой исследования является МДОУ «Детский сад №78 «Василек», дети старшей группы «Б» (19 человек) в возрасте 5-6 лет.

     Для воспитания у детей толерантности к людям иных национальностей важно сотрудничество двух социальных институтов – детского сада и семьи, поэтому в экспериментальную работу были вовлечены  родители воспитанников.

     Практическая  значимость работы заключается в  апробации специальных диагностик на определение сформированности толерантности у ребенка, в планировании и осуществлении специальных мероприятий по воспитанию межнациональной толерантности у детей в условиях детского сада. Полученные результаты, будут интересны, прежде всего, педагогам, работающим в  группах детей многонационального состава, и родителям.

     Работа  состоит из трех глав. Первая глава  раскрывает современные трактовки    толерантности    в    психолого-педагогических    исследованиях, 

вторая  – методику работы по воспитанию этого качества у дошкольников, третья – опытно-экспериментальную работу по воспитанию межнациональной толерантности у детей шестого года жизни.

     Работа  сопровождается приложением, которое  содержит диаграммы и гистограммы; план специальных мероприятий: конспектов занятий, тренингов и иллюстрируется фотографиями Дня творчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ  ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ 

1.1.   Современные трактовки понятия  «толерантность» 

     Среди многих проблем, решаемых сегодня в сфере образования, особое место занимает проблема формирования терпимого, принимающего отношения к представителям иных национальных и этнических культур.

     В условиях российской действительности утрата ценности прежних идеалов  вызывает качественные преобразования в общественном сознании. Идет утверждение новых демократических стандартов и гуманитарных идеалов. Одновременно закладываются стратегические направления процесса перестройки мировоззренческой модели, определяя суть изменений в оценке жизненных и нравственных ориентиров.

  Показателем современной культурной ситуации в России являются явно выраженные тенденции пробуждения национального сознания различных этнических общностей, проживающих на ее территории, а также активизация деятельности различных  религиозных конфессий (как традиционно присущих многонациональному населению нашего государства, так и имеющих иные пространственные и временные характеристики).

     Россия  активно включается в процесс, существовавший в течение тысячелетий, национальных и культурных противостояний Востока и Запада, принимая на своей территории выходцев как из бывших союзных республик, так и жителей многочисленных государств, соседствующих с ним. В российском обществе формируется явно выраженная направленность на развитие поликультурного образования, основывающегося  на принципе толерантности и поликультурности.

     Современные исследователи (Б.С. Гершунский; Гаганова О.К.)1 констатируют, что проблема формирования толерантности чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой сферы образования.    Общеизвестно,   что именно образовательная среда становится ведущим условием формирования реального опыта решения проблемы сосуществования людей с различными религиозными установками и «этнической мозаичностью». Организуемый и контролируемой обществом процесс целенаправленной социализации и инкультурации подрастающего поколения может стать основой поиска путей оптимального разрешения возникающих религиозных и этнических конфликтов, необходимым этапом целенаправленного изменения разрушительных тенденций повышения конфликтогенности современного общества.

     Естественно, подобные тенденции ведут за собой массу проблем, связанных с решением вопроса о возможностях наиболее мягкой ассимиляции представителей других наций и народностей в российское общество. Особенную актуальность формирование эффективной системы нравственных и межкультурных отношении приобретает в современной России – стране, где проживают и куда приезжают люди различных культур, рас, религий, классов и стилей жизненного уклада. У нас существуют определенные традиции подобного сосуществования в условиях как Российской империи, объединенной еще в XVIII веке, так и бывшего Советского Союза, которые иногда формально, а чаще и фактически принимал представителей различных национальностей, не навязывая им свои традиции, сохраняя национальную культуру, давая возможность малым народностям поддерживать свою ментальность. Тем не менее, сегодня можно признать, что процесс формирования национальной толерантности проходит в нашей стране, и особенно в крупных мегаполисах, к которым в первую очередь относится Москва, достаточно болезненно. Открытая иммиграционная политика нашей страны определяет необходимость поиска оптимальных путей воспитания терпимости и уважения к людям различных национальностей.

     Актуализацию  проблемы формирования толерантности обеспечивают исходные нормативно-правовые установки, сформулированные в целом ряде международных и российских государственных документов. В частности, в Декларации принципов терпимости (1995), Декларации тысячелетия (2000), «Конвенции государственной национальной политики РФ» (1996),  государственных  программах РФ - «Формирование установок толерантного     сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 гг.)» и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 – 2005 гг.»2.  В этих документах особо подчеркивается  значимость воспитания позитивных установок на сосуществование в многоэтническом и поликонфессиональном окружении. При этом следует признать аксиоматическим положение о том, что роль религиозной и национальной терпимости для образования достаточно значима, так как она отражает ценностные установки, сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития, которые прошли практическую апробацию, что гарантирует отделение утопических проектов от практически реализуемых. Кроме этого, терпимость как нравственная категория формирует духовную сферу, в которой происходит функционирование социальных процессов, в том числе и педагогических.

  Находясь в поле интересов разных общественных наук (этнологии, социологии, философии, педагогики, психологии и др.), национальная и этническая толерантность как многоаспектный феномен рассматривается и как принцип социального взаимодействия, и как культуросообразная ценность, и как иерархически значимая норма морали, и как нравственное качество. В современной научно-исследовательской литературе представлено довольно внушительное число определений, относящихся к данной категории и различающихся в основном по исходным позициям в определении нации и этноса. В практике образования педагоги чаще сталкиваются с определением «национальный» (национальная школа, национальная культура, национальная доктрина и т.д.), а термин «этнический» воспринимается ими как его полный аналог. Проблема разведения данных понятий усугубляется еще и тем, что наряду с вышеобозначенными категориями широко используется и термин «народный», отождествляемый, как правило, с «этническим».

Информация о работе Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения