Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР проверено.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

     По-прежнему 1 ребенок (5, 3%) затруднился ответить – это Ирина. Но как было сказано  выше, она девочка необщительная  и редко идет на контакт.

      Таким образом, выводы контрольного эксперимента следующие:

Огромный  эмоциональный позитив принесли детям занятия формирующего эксперимента. Дети с удовольствие приняли участие  во всех предлагаемых исследователями  мероприятиях. Дети во время проведения мероприятий намного обогатили словарный запас новыми терминами. Такими как Конвенция о правах детей, толерантность и т.д., в какой – то степени группа стала более сплоченной.

     Стоит подчеркнуть, что выбранные диагностики  доказали свою эффективность. Улучшены показатели знаний других национальностей по индивидуальной беседе  по вопросам. Вот примеры результатов:

- на 10, 5% выше стали соответствовать  действительности ответы детей;

- на 5, 3% больше детей знали, на каком  языке мы разговариваем

- на 21% больше детей стали называть более 2-х народностей;

- на 21% повысилось проявление доброжелательности  детей к другим национальностям;

     Результат методики «Сестренки» составил:

- количество  доброжелательности проявления  детьми к другим расам повысилось  на 5, 3%;

- количество показателя недоброжелательности не изменилось.

     Не  способных продолжить рассказ снизилось  до 10, 5%. Дети стали более общительными на такие темы.

     Методика  «Угости конфетой» показала, что  эгоистичность и избирательность  детей к определенным национальностям стали проявляться реже. Дети поняли, что заслуживают внимания не только единичные национальности, а все – все кто нас окружает.

      Последняя диагностика – ясный пример того, что дети больше узнали о многонациональности  мира. Они стали замечать, что  причиной ссоры может быть расовая рознь. Отметили эту причину 21% детей. На 10, 5% снизилось количество затрудняющихся в ответе детей. Это значит, что они открыты на общение, побороли стеснение и смущение.

     При знакомстве дошкольников с Конвенцией о правах ребенка большинство детей усвоили важные статьи конвенции.

     Полученные  в ходе исследований результаты еще  раз подчеркнули правильность выбора проблемы воспитания этики межнационального общения. Но разрешение этой проблемы возможно только при тесном сотрудничество с семьей. Особенно показательным в этом отношении был День творчества.

     Считаю, что исходя из проведенных мероприятий  и поученных результатов работу по «Воспитанию толерантности у  дошкольников шестого года жизни  в условиях межнационального общения» можно считать успешно начатой. Она одобрена воспитателями Смирновой Е.Г., Исмаиловой Н.Т. и будет продолжена дальше.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В современных условиях межэтнической  нестабильности нашего Отечества: недоброжелательности, озлобленности в межнациональных отношениях, проявляющихся в агрессивном национализме, расизме, антисемитизме, отчуждении, дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, мигрантам – возрастает необходимость разработки новых подходов к формированию у подрастающего поколения культуры межнационального общения, толерантности.

     Цель  исследования заключалась в выявлении  содержания и методики  формирования толерантности у детей шестого  года жизни.

     Гипотеза  исследования основывалась на предположении о том, что воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения будет успешным при следующих необходимых и достаточных условиях: отборе, адаптации существующих диагностик по теме исследования и их апробировании; знакомстве с некоторыми традициями, обычаями в условиях многонационального  социума; планировании системы специальных мероприятий; выявлении эффективности этих мероприятий в результате сравнительной диагностики.

     Для достижения поставленной цели нами были проанализированы источники по теме исследования; изучены современные трактовки понятия «толерантность»; отобраны диагностики для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей; разработаны методики воспитания толерантного отношения у детей  в группе многонационального состава. И в практической части исследовательской работы опытным путем доказана эффективность разработанной и примененной методики воспитания у детей межнациональной толерантности.

     Проанализировав собранный теоретический материал и рассмотрев основные положения, мы пришли к выводу, что воспитание толерантной личности является важной задачей ДОУ, так как уже в дошкольном возрасте ребенок сталкивается с проблемой межнационального общения. Определение толерантности у разных народов разное, но основа ее остается неизменной – это терпимость. Как доказывают исследования (Л.В. Колоймиченко, Б.С. Гершунский, Гаганова О.К., С.В. Пазухина)  умение терпимо относиться к другим национальностям не может сформироваться спонтанно, оно требует целенаправленной и грамотно построенной работы педагога. Приобщение к иным национальным культурам начинается со старшего дошкольного возраста и содержит определенный алгоритм подачи материала. То есть работа эта систематичная.

     В ходе теоретического исследования мы определили, что воспитать толерантность к иным национальностям можно через приобщение к  культуре своего народа и установление общих черт своей культуры с другими (сказки игры, музыка, традиции, изобразительное искусство и др.). Однако в нашей опытно-экспериментальной работе мы пошли несколько другим путём, выбрав в качестве приоритетной задачи воспитание толерантности, а многонациональную группу рассматривая как условие и средство для решения этой задачи.

     Соглашаясь  с точкой зрения С.В. Пазухиной,  мы пришли к выводу,  что не все педагоги готовы к организации такого сложного педагогического процесса в условиях  многонациональной группы детей. Для этой работы у педагога должны быть сформированы особые свойства профессионального сознания: диалогичность, гуманитарность, поликультурность, интегративность, проектность, экологичность, дивергентность, толерантность, креативность, конгруэнтность, гибкость, интуитивность, философичность, рефлексивность, трансперсональность и некоторые другие. А этими качествами обладают далеко не все педагоги.

     Анализ  программных документов в сфере  дошкольного образования подтвердил значимость воспитания терпимого и  понимающего отношения ребёнка  к иным национальностям. В современных  программах «Детство», «Истоки», «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста», «Программа воспитания и обучения в детском саду» имеет место поликультурное воспитание, что является очень ценным. Это означает, что современная наука раскрывает актуальность воспитания толерантности с раннего детства.

     В передовой практике детского сада сложился опыт методической работы реализации задач по знакомству с культурным многообразием народов (Н.П. Флегонтова). Некоторые из описанных методик были применены в нашем исследовании (Э.К. Суслова), помогли определить критерии проявления толерантности и разработать собственную диагностику «Ссора в песочнице». Применённые  диагностики показали свою эффективность: не занимали много времени и сил исследователя, были легки в обработке.

     Для формирования толерантного отношения  к людям других национальностей  спланирован и  проведен цикл мероприятий: игры-занятия, тренинги, досуги, знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Завершил работу День творчества. В подготовку и проведение мероприятий были подключены и родители, так как от их отношения  к данной проблеме зависит и позиция детей. Необходимо отметить, что родители проявляли заинтересованность и активность в проведении мероприятий.

      Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, поставленные задачи  решены.

     Отзывы  родителей позволяют нам надеяться  на продолжение работы по воспитанию межнациональной толерантности  в условиях семьи и ДОУ.  Исходя из вышесказанного, можно считать  гипотезу подтвержденной.  
 
 
 
 

Библиография

 
     
  1. Алябьева  Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 160 с. (Программа развития)
  2. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет «Свет Руси». Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004. – 112 с. (Развитие и воспитание)
  3. Гершунский Б.С., Гаганова О.К. Опыт развития национальной толерантности в педагогической культуре США // Детский сад от А до Я – 2006. - №6. – С. 46
  4. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду.  
    / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Издательство «Акцидент», 1995. – 288 с.
  5. Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004. – С. 305
  6. Зимина А.И. Государственные праздники для дошкольников. Учебное пособие – М. Педагогическое общество России, 2005 – 80 с.
  7. Знакомим дошкольников с конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Авт. – сост.: Е.В. Соловьева, Т.А. Дателина, Т.С. Лагода, И.М. Степанина. – 3-е изд., испр., и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 88 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  8. И.С. Голицина, Л.Д. Огнева. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005
  9. Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника / 2 – е издание, испр. и доп. Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т. В., и другие.
  10. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень – зима / авт. – сост. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 83 с.
  11. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова. Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева – М.: «Линка – Пресс», 2000 г. – 224 с.: ил.
  12. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие – М.: АРКТИ, 2005 – 144 с. (Развитие и воспитание)
  13. Колоймиченко Л.В. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я – 2006. -  № 6. – С. 5
  14. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3 – 7 лет с окружающим миром – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 144 с. (Программа развития)
  15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. пед. учеб. заведений. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
  16. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3 – е изд., испр. и доп. – М: «Мозаика – Синтез», 2006 – 400 с.
  17. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа развития)
  18. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005 – 79 с.: ноты. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
  19. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003 – 200 с.
  20. Пазухина С.В. Свойства профессионального сознания, определяющие эффективность деятельности педагога в многонациональной группе // Детский сад от А до Я – 2006. -  № 6. – С. 15
  21. Парамонова Л. А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с.
  22. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. / Под ред. Д-ра пед. наук Л.А. Парамоновой – М.: Карапуз – Дидактика, 2004. 208 с. – 2 – е изд., доп. и перераб.
  23. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 240 с.
  24. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. (Серия «Вместе с детьми»).
  25. Суслова Э.К. (кандидат пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ)//Дошкольное воспитание – 1999. – №2. – С. 43
  26. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. М.: - 1994.
  27. Толстикова С.Н. Содержание деятельности по формированию межнационального общения в дошкольном учреждении // Детский сад от А до Я – 2006. -  № 6. – С. 82
  28. Федеральный закон Российской Федерации: Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации – М.: Издательство «Гном и Д», 2003. – 24 с
  29.   Флегонтова. Н.П. Воспитание толерантности у детей в многонациональной группе детского сада // Детский сад от А до Я – 2005. -  № 5. – С. 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкетирование

    Уважаемы  родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы (анонимность гарантируется)

    1. Как вы считаете, существует ли такая проблема: воспитание толерантного отношения (терпимого) к людям других национальностей?

       - Да

       - Скорее  да, чем нет

       - Скорее  нет, чем да

       - Нет

       - Затрудняюсь  ответить

       - Другое (свой вариант ответа)

    2.  Волнует  ли вас то, что ваш ребенок  находится в группе с детьми других национальностей?

       - Да

       - Скорее  да, чем нет

       - Скорее  нет, чем да

       - Нет

       - Затрудняюсь  ответить

       - Другое (свой вариант ответа)

    3.  Почему?

       - Мой  ребенок испытывает неуважительное  отношение к себе по      

          национальному признаку

       - Мой  ребенок уничижительно отзывается  о других народах

       - Он  видит негативное отношение людей  друг к другу и рано или 

          поздно это будет проблемой

       - Хочу, чтобы ребенок приучился жить  в дружбе с людьми разных       

          национальностей

       - Другое, укажите, пожалуйста

    4.  Что положительного  для воспитания вы видите в  группах с 

          многонациональным составом детей?

       -………………………………………………………………………….

    5.   Хотите  ли вы принять участие в  программе «Знакомство с 

          национальными традициями»?

       - Да 

       - Нет

    6.   В  чем именно вы можете принять  участие всей семьей (или почти 

Информация о работе Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения