Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить возможности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.

Содержание

Введение…………………...………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6
1.1. Особенности воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ……………………………………………………………..………6
1.2. Методы и приемы воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………………………...……..11
Выводы по I главе……………………………………………………...…20
Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21
2.1. Практическая работа в дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №3» «Загадка»…………………………………………….……21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………...………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 2..docx

— 55.38 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение…………………...………………………………………………..3

     Глава I. Теоретические основы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6

     1.1. Особенности воспитания культуры  здоровья у дошкольников в  условиях ДОУ……………………………………………………………..………6

     1.2. Методы и приемы воспитания  культуры здоровья у дошкольников  в условиях ДОУ…………………………………………………………...……..11

     Выводы  по I главе……………………………………………………...…20

     Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21

     2.1. Практическая работа в дошкольном  образовательном учреждении «Детском  саду №3» «Загадка»…………………………………………….……21

     Заключение………………………………………………………………..25

     Список  литературы……………………………………………...………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят  за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о  негативных тенденциях в здоровье подрастающего  поколения, связанные с особенностями  современной системы образования, которая, во-первых, не побуждает и  не научает "конструировать" собственное  здоровье, во-вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем  детей и подростков, берет на себя система образования.

     Отличительной чертой развития системы образования  на современном этапе является тенденция  к ее гуманизации. Для современного российского образования в этом отношении особое значение приобретает  гуманитарное знание, ориентированное  на признание ценности человека как  личности, его права на свободное  развитие и проявление своих способностей. Вместе с тем, система образования  не может считаться гуманистической, если в ней не нашла отражение  одна из основополагающих человеческих ценностей - здоровье. Это положение  приобретает особую актуальность в  связи со все более тревожной  тенденцией к снижению уровня и качества здоровья населения Российской Федерации, что наиболее отчетливо проявляется  в статистике здоровья наиболее уязвимого  звена общества - детей. Во многом это  обусловлено тем, что существующая система образования и воспиания  не рассматривает сохранение и улучшение  состояния здоровья как один из приоритетов  своей деятельности, в результате же организация и содержание образования  ведут к его ухудшению у  всех участников образовательного процесса.

   Так, согласно статистическим данным, 80-85 % детей школьного возраста имеют  плохое здоровье, более 60% студентов  вузов требуют стационарного  лечения, а 85% педагогов имеют хронические заболевания. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится причиной роста функциональных (до 70%) и хронических (до 50%) заболеваний. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий - болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

     Одной из основных причин такого положения, по данным Министерства образования  РФ, являются факторы среды дошкольного  учреждения: переполненность групп, заниженный уровень освещенности помещений, не обоснованное научное комплектование групповых коллективов, авторитарный стиль работы педагога, отсутствие помещений для отдыха, неблагополучие психологического климата групп; неоправданная, интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической  и экологической обстановки и  т. д.

     Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются  не только медиками, но и экологами  в связи с тем, что в настоящее  время влияние отрицательных  факторов окружающей среды неуклонно  возрастает, а адаптационные возможности  человека как биологического вида не безграничны.

     Для эффективности процесса воспитания культуры здоровья дошкольников в работе воспитателя необходим системный  подход, то есть культура здоровья дошкольников должна развиваться в целостном  интегрированном воспитательном процессе, в котором все компоненты взаимосвязаны. Система работы педагога по воспитанию культуры здоровья дошкольников – это сложная совокупность логически и организационно взаимосвязанных явлений, характеризующаяся единством цели, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях воспитателя с медицинской, психологической, социальной службами, семьями, инструктором физической культуры, педагогами дополнительного образования, администрацией детского сада, работниками оздоровительных инфраструктур и других учреждений, основанных на программе воспитание культуры здоровья дошкольников.

     Вопросы воспитания культуры здоровья у дошкольников отражены в трудах Ушинского, Сухомлинского

     Исходя  из выше изложенного, определена тема нашего исследования: «Воспитание культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ».

     Цель  исследования – выявить возможности воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.

     Объект  исследования -  процесс воспитания  культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ.

     Предмет исследования – методы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.

     Гипотеза  исследования – процесс воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ может быть успешным, если будут использоваться разнообразные методы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
  2. Раскрыть особенности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
  3. Определить более эффективные методы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.
 

    Глава I. Теоретические основы воспитания  культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ

    1.1. Особенности воспитания  культуры здоровья  у дошкольников  в условиях ДОУ 

     Воспитание  культуры здоровья - воспитание у детей личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи, сообщества, физическое воспитание [25, с. 6].

     Воспитание  культуры здоровья дошкольников осуществляется через специально-организованные занятия по развитию личности дошкольников (воспитание чувства уверенности в себе и самоуважения), различные мероприятия, фестивали, конкурсы, реализацию детских проектов, волонтерское движение.

     С точки зрения пользы для здоровья ребенка наиболее продуктивными  оказываются здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе способные:

  1. опираться на комплексный характер здоровья;
  2. принимать во внимание наибольшее число факторов, оказывающих влияние на здоровье;
  3. учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
  4. обеспечить принятие целей и содержания политики учреждения в области укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни;
  5. контролировать соблюдение правил, которые несут в себе здравоохранительное и профилактическое содержание;
  6. постоянно улучшать гигиенические условия детского сада, материально-техническую базу, социально-психологический климат в коллективе согласно требованиям современности;
  7. формировать положительное отношение дошкольников к образовательному учреждению, благоприятный климат внутри педагогического и детского коллективов, в отношениях педагогов и детей;
  8. обосновывать условия последовательности и преемственности в реализации технологии;
  9. осуществлять периодическую оценку эффективности технологии;
  10. привлекать родителей к работе по сохранению и укреплению здоровья детей;
  11. проектировать предметно-развивающую среду, обеспечивающую безопасные, комфортные условия жизнедеятельности и др.[19, с. 9].

     Анализ  практической деятельности педагогов  в современных дошкольных образовательных  учреждениях показывает, что не все  педагоги рассматривают воспитание, прежде всего, как создание условий  для развития внутреннего потенциала ребенка, но всё более приоритетной становится индивидуальная работа с  детьми, затрагивающая основы физического  и психического развития каждого  ребенка. В связи с этим воспитателям необходимо осознать первостепенность воспитания культуры здоровья дошкольников, что, несомненно, будет способствовать всестороннему развитию личности каждого  ребенка, формированию ценностного  отношения и практических умений, обеспечивающих эффективное управление жизненными силами организма.

     В настоящее время, уже проведенные  многочисленные физиолого-гигиенические  и психофизиологические исследования дошкольников убеждают педагогов и  руководителей системы образования  в необходимости принимать специальные  меры по сохранению и укреплению здоровья детей [13, с. 36].

     Таким образом, целевой установкой воспитания культуры здоровья дошкольников в работе воспитателя является: создание условий для гармоничного развития личности дошкольника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья детей, создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни и формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.

     Работа  дошкольного образовательного учреждения по воспитанию культуры здоровья дошкольников является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:

     - воспитание культуры здоровья  как компонент педагогического  процесса в системе работы  воспитателя, способствует формированию личности активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой, ориентированной на здоровый образ жизни;

     - воспитание культуры здоровья  как этап педагогического процесса  в системе работы воспитателя, на котором осуществляется воплощение культуры здоровья в личности воспитанников. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности воспитанников, в ходе которого освоение культуры здоровья выступает в качестве ведущей цели. Такого рода этапом воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию дошкольников;

     - воспитание культуры здоровья  как функция педагогического  процесса в системе работы  воспитателя, проявляется в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности воспитанников к профилактике и преодолению вредных, опасных для здоровья человека факторов жизнедеятельности. Реализация данной функции обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением культуры здоровья, т.е. уровнем сформированности культуры здоровья самого педагога и детей;

     - воспитание культуры здоровья  как закономерность заключается  в том, что если в педагогическом  процессе осуществляется систематическая  работа по воспитанию культуры  здоровья, то это способствует  охране здоровья детей, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности;

Информация о работе Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ