Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить возможности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.

Содержание

Введение…………………...………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6
1.1. Особенности воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ……………………………………………………………..………6
1.2. Методы и приемы воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………………………...……..11
Выводы по I главе……………………………………………………...…20
Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21
2.1. Практическая работа в дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №3» «Загадка»…………………………………………….……21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………...………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 2..docx

— 55.38 Кб (Скачать документ)

     Общеизвестно, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, это  и определяет особую роль детского сада в воспитании культуры здоровья детей. Культура здоровья – это, прежде всего, умение жить, не нанося вред своему здоровью и здоровью окружающих. Одна из составляющих культуры здоровья – здоровый образ жизни.

     Воспитание  культуры здоровья в дошкольном учреждении №3 предполагает не только усвоение полезных знаний, но и выработку у детей мотивационно-ценностных установок на ведение здорового образа жизни, формирование собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.

     Воспитательная  работа по охране здоровья детей осуществляется в следующих направлениях:

     1. Работа воспитателей по формированию основ здорового образа жизни.

     2. Формирование навыков и умений здорового образа жизни с ясельной группы.

     Воспитатели работают с  ребятами, используя элементы технологии «Шаг за шагом». Главной задачей этого направления является взаимодействие семьи и детского сада.

     Так, родителями совместно с педагогамибыл создан Центр здоровья, где есть возможность детям вместе с родителями и педагогом собрать материал по определенному направлению работы,  проанализировать  свою деятельность по формированию культуры здоровья, обменяться мнениями.

     Центр здоровья работает по следующим направлениям:

     «Отдел  личной гигиены» собирает информацию о личной гигиене дошкольников, о распорядке дня, которую оформляют на информационном стенде;

     «Институт здорового питания» создает картотеку  полезных продуктов, где в алфавитном порядке ученики оформляют карточки о здоровых продуктах;

     «Скорая помощь» осуществляет подборку материала  об оказании первой медицинской помощи в экстренных случаях (порез, ушиб, вывих, растяжение, укус, ожог);

     «Экологический  патруль» организует рейды по защите и охране окружающей среды, осуществляет выход на тропу здоровья в рамках клуба выходного дня;

     «Исследовательский  институт анатомии и физиологии человека». Проектная деятельность в данном направлении осуществляется по изучению строения глаза, зуба, опорно-двигательного  аппарата с целью профилактики заболеваний  и сохранения здоровья человека;

     «Академия народной медицины» дает рецепты  детям и их родителям о применении средств народной медицины, которые  помогают защитить от инфекционных, вирусных  и простудных заболеваний, используя статьи газеты «Народный доктор»;

     Банк  идей «Как сохранить здоровье» собирает мнение детей о том, как ежедневно улучшать и сохранять здоровье и самореализовать себя. 
Дошкольники на основе собственных наблюдений за своим здоровьем отмечают свое настроение, следят за осанкой, зрением, тем самым приучают себя выполнять самые элементарные гигиенические требования. Иными словами, дети включены в мониторинг собственного здоровья.

     В конце учебного года в детском саду планируется праздник здоровья, на котором будут отмечены  дети в различных номинациях:

  • ни разу не заболевший;
  • выполняющий режим дня;
  • не нарушивший правила безопасного поведения;
  • имеющие правильную осанку.

     Целью обучения детей является формирование у них социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Воспитание  культуры здоровья и оздоровление детей  – приоритетная задача педагогического  коллектива дошкольного образовательного учреждения.

     В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к  ним предъявляются весьма высокие  требования, соответствовать которым  могут только здоровые дети. А о  здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой  умственной и физической работоспособности.

     Воспитание  культуры здоровья осуществляется в  дошкольном образовательном учреждении во всех видах деятельности, в процессе закаливания, специально организованных занятиях.

     Под культурой здоровья подразумевают  формирование потребности в двигательной деятельности, воспитание интереса к  здоровому образу жизни. Чтобы воспитать  потребность ребенка в ежедневной двигательной активности они должны быть включены в более широкий, содержательный контекст детского развития.

     Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением. Главным содержанием физкультурных занятий должна быть не тренировка движений, а развитие двигательного воображения.

     Систематическая, двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом  развитии.

     Важным  условием воспитания культуры здоровья является побуждение ребенка к достижению цели – формирования собственного здоровья, достижения успеха в данной деятельности, что осуществляется через  активные формы и методы деятельности.

     Система воспитания навыков здорового образа жизни, формирования мировоззрения, основанного  на ценности здоровья, нацелена на развитие личности в целом. Она обеспечивает вектор движения ребенка от позиции  стороннего наблюдателя к активной деятельности, обеспечивает психологическую  комфортность всех субъектов образовательного процесса, открытость, оптимистичность  партнерских взаимоотношений, понимания  всеми участникам целесообразности своей деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

     
  1. Алферова, В.П. Как вырастить здорового ребенка / В.П. Алферова. – Спб.: Речь, 2001.
  2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1968.
  3. Богина, Т.Л. Режим дня в детском саду / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. - М., 1987.
  4. Веремкович, Л., Иванова О. Закаливание детей в современных условиях / Л. Веремкович, О. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 2. - с.7-8.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду./ В.И. Логвинова, Т.И, Бабаева, Н.А.Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб. Акцидент, 2005. - С.169-191.
  6. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 63.
  7. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
  8. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
  9. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М.: Генезис, 2000.
  10. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. - М.: Просвещение, 2003.
  11. Змановский, Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. – с. 42-47.
  12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М., 2000. - 416 с.
  13. Кудрявцев, В.Т., Егоров, Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М.: Академия, 2004.
  14. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2005. - 76 с.
  15. Маханева, М. Новые подходы к организации физического воспитания / М. Маханева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. – с. 80.
  16. Москаленко, В. К вопросу о физическом воспитании детей / В. Москаленко // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 2. – с. 47.
  17. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении // Дошкольное воспитание. - 200. - № 9. – с. 46-50.
  18. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Н.А. Ноткина. - СПб.: Питер, 2003.
  19. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 2000.
  20. Осокина, Т.И., Тимофеева, Е.А., Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе / Под общ. ред. Т.И. Осокиной. - М.: Владос, 2003.
  21. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятие с детьми 5-6 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 2006.
  22. Прокопенко, В.И., Волошина, Л.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ и школе: Учеб. мет. Пособие / В.И. Прокопенко, Л.Н. Волошина. - Екатеринбург, 2002. – 334 с.
  23. Рунова, М. Помогите ребенку укрепить здоровье! //Дошкольное воспитание. – 2004. - №9. – с. 57.-62.
  24. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. - М.: Просвещение, 2006.
  25. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001.
  26. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М., 1979.
  27. Ушинский, К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / К.Д. Ушинский. – М., 1999.
  28. Шебеко, В.Н., Ермак, Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина. - М.: Проспект, 2006.
  29. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П. Юрко. - М.: Просвещение, 2005.
  30. Яковенко, Т., Ходонецких, З. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Т. Яковенко, З. Ходонецких // Дошкольное воспитание. – 2004. - №8 – с.79.

Информация о работе Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ