Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить возможности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.

Содержание

Введение…………………...………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6
1.1. Особенности воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ……………………………………………………………..………6
1.2. Методы и приемы воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………………………...……..11
Выводы по I главе……………………………………………………...…20
Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21
2.1. Практическая работа в дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №3» «Загадка»…………………………………………….……21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………...………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 2..docx

— 55.38 Кб (Скачать документ)

     - воспитание культуры здоровья  является педагогическим условием  включения воспитанников в жизнь,  формирования личности, стремящейся  к постоянному самосовершенствованию  и реализации новых возможностей [22, с. 57].

     Выделенные  признаки отражают разные стороны воспитания культуры здоровья дошкольников: вхождение в состав педагогического процесса, наличие функции, закономерный характер воспитания культуры здоровья в педагогическом процессе, осознание воспитателем закономерности в виде следующих педагогических принципов:

     - принцип системности – предусматривает выделение структурных компонентов системы воспитания, а также взаимосвязей между ними и ориентирует субъектов данного процесса на систематическое присвоение и использование культуры здоровья в процессе жизнедеятельности;

     - принцип научности – выражается в опоре на научные представления, теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности, движущих силах и закономерностях процесса воспитания культуры здоровья дошкольников;

     - принцип социокультурный – предусматривает связь процесса воспитания культуры здоровья дошкольников с жизнью, социокультурной средой, помощь личности во всестороннем развитии;

     - принцип непрерывности - заключается в постоянной корректировке в работе по воспитанию культуры здоровья дошкольников, так как в самой воспитательной системе изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей, содержания, средств обучения и сторон воспитательного процесса;  

     - принцип гуманизма – выражается в уважении к личности ребенка, в сочетании с требовательностью к нему, в создании благоприятного психологического климата, положительного эмоционального фона в группе. Строится на взаимном доверии, уважении, сотрудничестве, доброжелательности, авторитете учителя, но при этом воспитатель должен проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов;

     - принцип учета возрастных и  индивидуальных особенностей дошкольников – выражается в подборе средств, методов, форм работы с учетом возрастных и индивидуальных различий в работе с конкретными воспитанниками;

     - принцип единства – предусматривает обеспечение единых и согласованных действий детского сада, семьи и общественности в процессе воспитания культуры здоровья детей [30, с. 79].

     Работа воспитателя является важнейшим звеном в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения, основным механизмом реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанникам. При этом личность педагога (субъекта воспитания) является механизмом реализации качественного состояния воспитания - деятельности. Ее влияние на развивающегося ребенка, по К.Д. Ушинскому, составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений [27, с. 47].

     Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни, постоянно  «работать над собой», заниматься вопросами воспитания культуры здоровья детей на высоком научном и профессиональном уровне, так как это сложный, планируемый, целенаправленный и организованный процесс стимулирования активной деятельности детей по овладению ими социальным, духовным опытом и ценностями в вопросах культуры здоровья [16, с. 47].

     Таким образом, педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой  культурой собственного здоровья, требовательностью  к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников. Успех работы воспитателя зависит  и от наличия у него информационных знаний и умений по проблеме воспитания культуры здоровья дошкольников. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, уметь  убедить, привлечь к себе внимание дошкольников, быть тактичным, выдержанным, наблюдательным, искренним. 

    1.2. Методы и приемы  воспитания  культуры  здоровья у дошкольников  в условиях ДОУ 

     Ребенок проводит в детском саду значительную часть своей жизни, поэтому детский  сад оказывает формирующее влияние  на развитие многих сторон его личности. Система социально-психологических  и педагогических условий конкретного  дошкольного образовательного учреждения может как способствовать, так  и препятствовать развитию здоровой личности. Причем, можно выделить как  внешние по отношению к развивающейся  личности ребенка (формы обучения, специфика  стиля педагогического общения, общий психологический климат группы и детского сада и др.), так и  внутренние (готовность и способность  самого ребенка соответствовать  требованиям здоровой среды детского сада, т. к. вряд ли возможно “оздоровить” кого-то без его собственной активности) условия. Соответственно, усилия педагогов  и психологов должны быть совместными  и направлены на оба типа условий [17, с. 46].

     Воспитание  культуры здоровья включает в себя три компонента:

     1) интеллектуальный - знания в области  валеологиии, организации здорового  образа жизни, сохранения и  укрепления здоровья;

     2) эмоционально-ценностный - активное  положительное отношение к своему  здоровью, к организации здорового  образа жизни; 

     3) действенно-практический - применение  валеологических знаний, умений  и навыков в практике организации  здорового образа жизни. 

     В процессуальном плане культура здоровья представляет собой многоуровневое образование, входящее в состав общей  культуры, характеризующее глубину  освоения валеологического опыта.

     Воспитание  культуры здоровья у дошкольников в  условиях дошкольного учреждения имеет своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка.

     В детском саду создаются условия для реализации этой цели: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, процедурный кабинет, физкультурные уголки в каждой группе, кабинет психолога и логопеда. В каждой группе установлены бактерицидные лампы, используются фиточаи, бег по «дорожке здоровья», точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика после дневного сна и др. Регулярно проводятся осмотры узкими специалистами детской поликлиники [24, с. 76].

     В детском саду выполняются принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания, норм потребления продуктов, гигиены питания и индивидуального подхода к детям во время приема пищи.

     Широко  используются в ежедневном меню продукты, содержащие микроэлементы, бифидобактерии, витамины, растительную клетчатку, способствующие функционированию процессов пищеварения  и стимуляции аппетита детей. Такой  подход к детскому питанию позволяет  улучшать физическое развитие ослабленных  детей, повышать иммунологическую защиту детского организма [10, с. 39].

     Работа  по формированию представлений и  навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья реализуется через все виды деятельности детей в детском саду: игровую, познавательную.

     В дошкольном учреждении ведется работа по формированию представлений и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни, участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья [8, с. 21].

     Педагогический  процесс саморазвития культуры здоровья ребенка характеризуется следующими требованиями и особенностями:

     - целостностью, замкнутостью структуры,  открытостью информационной системы  процесса саморазвития, реализуемой  взаимодействием функциональных  звеньев, основанием для выделения  которых становятся присущие  им специфические функции развития, системно и объективно взаимодействующие  в общем процессе саморазвития;

     - связью устойчивых особенностей  системы саморазвития и ее  индивидуальных различий со спецификой  своеобразного уровня развития  деятельности, личностных акцентуаций  и особенностей психофизиологического  потенциала отдельного индивида  как способа организации его  поведения; применимостью модели  системы саморазвития к исследованию  личностного и психофизиологического  уровней саморазвития; регуляторно-личностными  свойствами, которые в силу их  системного характера могут быть  предпосылками как формирования  того или иного стиля развития, так и самореализации нового  психофизиологического потенциала  человека;

     - стилевыми особенностями, характеризующими  процессы развития планирования, моделирования, программирования, прогнозирования  и оценки результатов, реализующих  различные звенья системы саморазвития  и целостную систему саморазвития  и одновременно обнаруживающих  свою принадлежность к личности как субъекту валеологической культуры и являющихся ее свойствами.

     Задачи воспитания культуры здоровья заключаются в следующем:

     1. Сохранение и укрепление здоровья  детей, формирование здорового  образа жизни. 

     2. Формирование информационно-аналитического  банка данных для реализации  комплексно-целевой программы. 

     3. Создание условий для выполнения  системы мероприятий данной программы. 

     4. Обеспечение единого образовательного  пространства семьи и детского сада в системе оздоровления детей и формирования здорового образа жизни [6, с. 63].

     Проблема  сохранения здоровья ребенка в процессе воспитания имеет многовековую историю. «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа» [26, с. 85].

     Воспитательная  работа по формированию здорового образа жизни включает в себя: 

     -  программу непрерывного экологического образования и воспитания, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

     - беседы, консультации по проблемам  сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;

     -  Дни здоровья, конкурсы, праздники, в программное содержание которых входит воспитание культуры здоровья детей.

     Одной из основных задач современного дошкольного образования является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Именно сегодня должны вести поиск такой модели образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки ребенка и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни [1, с. 82].

     Следует отметить, что все здоровьесберегающие  технологии, применяемые в воспитательном процессе, можно разделить на три  основные группы:

     • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

     • технологии оптимальной организации  учебного процесса и физической активности дошкольников;

     • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях и в своей деятельности воспитателями.

     Задача  воспитателя - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы [5].

     Деятельность  по воспитанию культуры здоровья проводится с целью  использования педагогических технологий и методических приемов для демонстрации детьми значимости физического и психического здоровья человека; воспитания понимания важности здоровья для будущего самоутверждения, обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья за период посещения детского сада.

Информация о работе Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ