Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:43, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить возможности воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ.

Содержание

Введение…………………...………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы воспитания культуры здоровья дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….……6
1.1. Особенности воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ……………………………………………………………..………6
1.2. Методы и приемы воспитания культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………………………...……..11
Выводы по I главе……………………………………………………...…20
Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ…………………………………………….…..21
2.1. Практическая работа в дошкольном образовательном учреждении «Детском саду №3» «Загадка»…………………………………………….……21
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………...………..27

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 2..docx

— 55.38 Кб (Скачать документ)

     Главными  задачами современного дошкольного образования и воспитания являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития дошкольника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Все это требует от педагогов особых подходов в воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного воспитателя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного ребенка [4, с. 7].

     Методы реализации воспитания здоровья дошкольников:

     1. Посещение бассейна.

     2. Спортивные праздники и соревнования.

     3. Недели здоровья.

     4. Походы выходного дня. 

     5. Проект «Здоровье и безопасность» 

     6. Просвещение по данной теме (беседы, практикумы, праздники, путешествия…)

     Воспитатель, организуя досуг воспитанников с целью воспитания культуры здоровья вне дошкольного учреждения, сотрудничает с работниками оздоровительных инфраструктур: Дворца спорта, стадиона, тренажерного комплекса, бассейна, кабинета релаксации, фитобара, солярия, ингалятория, зимнего сада, а также с работниками театров, кинотеатров, музеев и других общественных заведений с целью проведения мероприятий на базе этих учреждений [11, с. 42].

     Для того, чтобы взаимодействие воспитателя со всеми субъектами процесса воспитания культуры здоровья дошкольников было эффективным, педагог должен обладать такими качествами личности как: коммуникативность, увлечённость профессией, общественной активностью, нравственной зрелостью, гуманным отношением к детям, высокой культурой здоровья, требовательностью к себе, так как он является первым примером для своих воспитанников.

     Рассмотрим  методы воспитания культуры здоровья.

  1. Методы строго регламентированного действия.

     Основным  методическим направлением в процессе воспитания культуры здоровья является строгая регламентация действий. Сущность методов строго регламентированного действия заключается в том, что все действия по укреплению и поддержания здорового образа жизни должны совершаться в строгой последовательности (чистка зубов после еды, два раза в день). Методы строго регламентированного действия обладают большими педагогическими возможностями.

     Они позволяют:

  • осуществлять оздоровительную деятельность дошкольников по твердо предписанному алгоритму;
  • строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния детей и решаемых задач;
  • избирательно воспитывать физические качества.
  1. Игровой метод

     В системе воспитания культуры здоровья игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

     Сущность  игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий  и правил игры.

     Основными методическими особенностями игрового метода являются:

  • игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
  • наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
  • широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
  • соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
  • присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

     К недостатку игрового метода можно отнести  его ограниченные возможности, а  также при дозировании нагрузки на организм.

    1. Соревновательный метод

     Соревновательный  метод - это способ выполнения действий и определенных упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности дошкольников. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

    1. Общепедагогические методы

     В воспитании культуры здоровья дошкольников широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

     Применение  общепедагогических методов в воспитании культуры здоровья зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функции, подготовки занимающихся, их возраст, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера наличия материально - технической базы, возможностей ее использования.

     В основу воспитания культуры здоровья положены личностно-ориентированные принципы:

     – ребенок самоценен, педагог не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, педагог не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;

     – педагог воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;

     – воспитатель организует работу исходя из гуманистических принципов:

     – ребенок имеет свои индивидуальные возможности в деятельности;

     – ребенок учится от другого ребенка, как и от воспитателя;

     – ребенок успешен в учении, когда  ему хорошо;

     – ребенок успешен в учении, когда  его поддерживают и вдохновляют  воспитатель и родители [15, с. 80].

     Методы  воспитания культуры здоровья в условиях детского сада могут быть следующими: беседа "Здоровый образ жизни", практикум "Аппарат вредных привычек", сюжетно-ролевая игра "Сам себе доктор", спортивное мероприятие «В спортзал – за здоровьем», устный журнал «Полезные привычки», ролевая игра "Суд над компьютером" и другие [18, с. 50].

     Выводы  по I главе 

     Культура  здоровья ребенка - это интегративное  личностное качество, формирующееся  в процессе систематического, целенаправленного  воспитания и обучения на основе эмоционально-ценностного  отношения к своему здоровью, к  организации здорового образа жизни, валеологического мышления, накопления опыта применения валеологических  знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни, развития всех компонентов валеологического сознания.

     Под воспитанием культуры здоровья понимают непрерывный процесс изменения  своих потребностей, способностей, валеологического сознания с целью  разрешения противоречия между желаемым и действительным в состоянии  здоровья личности.

     В воспитании культуры здоровья дошкольников значительная роль принадлежит дошкольному  образовательному учерждению. Бесспорно, что основа здорового образа жизни, выработка потребности в соблюдении его норм и правил необходимо начинать с дошкольного возраста, поскольку  фундамент здоровья человека закладывается  в детском возрасте в период воспитания и обучения в детском саду. Именно в дошкольном возрасте формируются  такие качества личности, как коммуникабельность, нравственность, духовность, честность, а также гигиенические привычки и навыки, необходимые здоровые потребности. 
 
 
 
 
 
 

     Глава II. Практическая работа по воспитанию культуры здоровья у дошкольников в условиях ДОУ

     2.1. Практическая работа  в дошкольном образовательном  учреждении «Детском  саду №3» «Загадка»

      

     Детский сад №3 «Загадка». Адрес: г. Стерлитамак,  ул. Халтурина, 106.

     Воспитательная  работа по формированию здорового образа жизни включает в себя: 

     -  программу непрерывного экологического образования и воспитания, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

     - беседы, консультации по проблемам  сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек;

     -  Дни здоровья, конкурсы, праздники.

     Организация воспитательной работы по формированию здорового образа жизни

     В детском саду создана и успешно реализуется программа непрерывного экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста, направленная на изменение отношения детей к природе, формирование экологического сознания, экологически оправданного поведения в природе. Включение детей в систему экологического образования и воспитания, оптимальное сочетание теоретических знаний и практических действий способствует формированию нравственного, физического, психического и соматического здоровья. Ведь природа – та объективная среда, в которой происходит становление человека.

     Комплексная экологизация всех видов деятельности участников педагогического процесса предполагает:

     активное  включение экологических знаний  в воспитательную работу; 
диагностику уровня сформированности  культуры здоровьесбережения  детей;

     организацию разнообразной деятельности по здоровому  образу жизни;

     воспитание  у детей потребности в постоянном общении с природой,  использование ее здоровьесберегающего потенциала.

     Воспитательно-профилактическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей направлена на формирование у детей мировоззрения, основанного на осознании ценностей и здоровья своего собственного и окружающих.

     В числе основных решаем следующие  задачи:

     - воспитание у детей культуры здоровья;

     - осознание ими необходимости  развития имеющихся личностных  ресурсов, способствующих формированию  здорового стиля жизни;

     - предупреждение вредных привычек, информирование о причинах и  формах заболеваний, связанных  с ними; о связи злоупотребления  психоактивных веществ и других  форм саморазрушающего поведения  с особенностями личности, общения,  социальной среды, стрессом и  путях их преодоления.

Информация о работе Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ