Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР проверено.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

     «Примерная  общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л.А Парамоновой имеет ярко выраженную воспитывающую направленность, которая представлена во всех разделах. Ее авторы вводят понятие «социальная компетентность» применительно к дошкольному возрасту. Начиная со старшего дошкольного возраста, воспитателю следует создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности - любви к родному краю, стране, людям, населяющим ее. На седьмом году жизни задачи социального развития расширяются. Воспитателю необходимо воспитывать положительное отношение к людям, толерантность к детям и взрослым независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности. Дети седьмого года жизни принимают участие в обсуждении событий, происходящих в разных регионах страны, земного шара, у них формируются представления о стремлении всех людей жить в мире. Основная задача педагогов – развитие чувственно-действенной стороны личности дошкольника. Этому способствуют непосредственное воспитывающее и обучающее воздействие педагога на детей, организация ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие детей между собой, организация предметной среды9.

     В программе развития и воспитания детей в детском саду «Детство» подчеркивается, что процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем, и чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет процесс развития. Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого по трем линиям - «чувствовать, познать, творить». Задачи обогащения детских представлений о жизни народов мира, воспитания интереса к народной культуре рассматриваются в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений». Со среднего дошкольного возраста дети знакомятся с русским народным творчеством, фольклором народов мира: английскими, немецкими, французскими, венгерскими, узбекскими сказками. В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по освоению культуры общения со сверстниками и взрослыми, по формированию культуры поведения, развиваются элементарные представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежды, типичных занятиях. Дети знают некоторые мелодии, песни, сказки народов мира. Старшие дошкольники должны прийти к осознанию того, что все люди стремятся к миру10.

     Программа С.А. Козловой «Я – Человек» нацелена на то, чтобы помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представления о себе как представителе человеческого рода, о людях, их чувствах, поступках, правах и обязанностях, о разнообразной деятельности человека, выработать мировоззрение, собственную картину мира.

     Один из ее разделов — «Земля – наш общий дом» — направлен на воспитание у детей дошкольного возраста интереса и уважения к людям разных национальностей, их деятельности, культуре, быту. Формирование представлений о Земле, жизни людей на земле и своей стране. Воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям земли.

     Ценной  является попытка значительно расширить, конкретизировать и систематизировать знания детей не только о людях разных национальностей, но и разных рас, их деятельности, культуре и быте на основе стержневого понятия «Я – Человек», для формирования у детей интернациональных чувств используются разные средства, формы и методы работы:

• беседы, рассказы детей из личного опыта с демонстрацией иллюстраций, фотографий, видеофильмов;

• занятия  по ознакомлению с культурой и традициями разных стран;

• фольклор народов мира;

• наблюдения, опыты, экспериментирование;

 •  целевые прогулки, экскурсии в  мини-музеи;

• доброжелательное общение с детьми разных национальностей.

     Л. Дерман-Спракс и группой специалистов в области дошкольной педагогики предложена программа «Анти-стереотипный учебный курс». Ее цель – помочь ребенку, независимо от расово-этнической принадлежности, обрести уверенность в себе, установить комфортабельные и справедливые взаимоотношения с социальным окружением, развить критическое мышление и способность защитить себя и других перед лицом несправедливости.

     Средства  реализации программы:

• знакомство   с   повседневной жизнью, стилем общения, профессиональной деятельностью и домашними занятиями членов семей каждого ребенка, а также традиционной для разных семей пищей и праздниками;

• расширение представлений об истоках культурно-этнического  многообразия;

• знакомство с произведениями искусства, предметами быта и фольклора;

• создание предметно - развивающей среды;

• празднование национальных праздников и знаменательных дат в истории разных стран и народов;

• обсуждение этических и культурных особенностей при помощи персонажей-кукол.                    

     Э.К. Суслова считает, что поликультурное воспитание должно осуществляться в процессе:

•  развития у детей способности критически мыслить, самостоятельно делать выводы;

• формирования чувства уверенности в себе;

• воспитания социальных навыков;

• формирования любви к своей семье;                                           

• ознакомления с детским садом и ближайшим  к нему окружением;

• экологического воспитания;

• развития элементарных представлений об истории и культуре России11.

     Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие средства:

• общение  с  представителями разных национальностей;

• устное народное творчество;

• художественную литературу;

• игру, народную игрушку и национальную куклу;

• декоративно-прикладное искусство, живопись и музыку;

• этнические мини-музеи.

  Однако эффективность всех перечисленных средств развития межнационального общения и поликультурного воспитания во многом зависит от самого педагога. Педагог должен быть «этнически индифферентным», то есть уметь абстрагироваться от национального фактора в межличностном общении.

     Педагог должен быть тактичен в общении с  людьми другой национальности. Тактичный  человек никогда не позволит себе оскорбить или унизить представителя другой национальности, осмеивая традиции и обычаи его народа, используя обидные анекдоты, шутки и поговорки. Для человека любой национальности свойственно уважительно относиться к обрядам, обычаям, традициям своего этноса, и такое отношение должно быть признано естественным и единственно нормальным.

     У каждого этнического коллектива есть свои специфические традиции, которые для представителей другой национальности могут быть непонятны. Однако сколько бы ни возникало видимых оснований для обсуждения целесообразности соблюдения той или иной национальной традиции или обычая, никогда не следует навязывать человеку отрицательных оценок норм и установок его этнического коллектива. В основе межнационального общения лежит уважение к представителям всех этнических групп.

     Вступая в обсуждение национально-этнических проблем, педагогу необходимо четко  осознавать тот объем знаний, которым  он по данному вопросу располагает. Чаще всего знания об этнической сфере  жизни человек черпает из неадекватных источников: случайных встреч, рассказов других людей, публикаций в «желтой» прессе, и полученная таким образом информация распространяется на этническую группу в целом. Между тем и ребенку, и взрослому, а уж тем более педагогу необходимы достоверные знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой он проживает. Человек должен освоить минимальные   требования  этикета, свойственные своему этническому окружению. При этом особенно важным являются знание и соблюдение запретительных норм. Базовым элементом культуры межнационального общения является знание языка этноса, в окружении которого человек живет.

     Программы «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В.Соловьевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, региональные, краевые программы «Венок дружбы», «Весточка», «Родничок», «Поликультурное воспитание», «Мой родной дом», «Мир, в котором я живу» и другие предусматривают пошаговое приобщение ребенка дошкольного возраста к миру национальной культуры своего народа, русской национальной культуре, ознакомление с костюмом, устным народным творчеством других национальностей.

     Каждая  современная программа воспитания и обучения ребенка в детском  саду предусматривает свои методы воспитания толерантности. Но, тем не менее, очень важным является собственно разработанная система мероприятий, учитывающая специфику поликультурного детского социума, их этническую и индивидуальную особенность. 

2.2. Использование  совместных досуговых мероприятий  в сфере поликультуры 

     Современный детский сад многонационален. В нем встречаются и взаимодействуют взрослые и дети, являющиеся представителями разных этнических групп и культур. В последнее время в детских садах наблюдается рост числа детей эмигрантов, переехавших вместе с родителями из бывших советских республик. Как правило, они испытывают трудности при адаптации к новым культурным условиям. Недостаточно свободное владение языком, отсутствие друзей и знакомых-сверстников, необходимость приспосабливаться  к новым традициям — все это объединяет детей мигрантов в особую социальную группу. К сожалению, воспитатели не всегда знают специфику работы с этой группой, не учитывают эмоциональное состояние детей, что приводит к отчуждению и изолированности их от детского сообщества.

      Интеграция детей этой социальной группы в общество сверстников — процесс сложный и длительный. При его организации педагогу нужно учитывать явление «культурного шока». Это стресс, вызванный дистанцией между привычной и новой культурами. Например, до переезда ребенок жил в сельской местности, а после — в городе. Понятно, что культурные различия между прежними и настоящими условиями проживания значительны, а значит, и стресс, переживаемый ребенком, будет глубоким и длительным. Чем ближе между собой привычная и новая культуры, тем безболезненнее и быстрее ребенок адаптируется в новой среде.

  Кроме того, «культурный шок» вызывает нестабильное эмоциональное состояние ребенка. Он испытывает противоречивые чувства: от радостных ожиданий при встрече с новым, до отторжения новой культуры и ее носителей, тоски по своей малой родине. Воспитателю нужно быть особенно чутким к состоянию ребенка, целенаправленно приобщать его к новой культуре в период «подъема»- положительного отношения к окружающему.

     Как развиваются отношения между детьми разных культур, посещающих одну группу детского сада?

     Наблюдения  Н.П. Флегонтовой за взаимоотношениями детей в многонациональных группах показывают, что конфликты между детьми на межнациональной почве отсутствуют. Однако беседы, направленные на выявление представлений о культурном многообразии России, показали наличие у детей старшего дошкольного возраста негативных стереотипов о представителях разных этнических групп. Понятно, что они сложились под влиянием телевизионных репортажей о чрезвычайных событиях, комментариев родителей и других взрослых. И если при этом педагогами не ведется специальная работа, направленная на разрушение этих стереотипов, то можно ожидать формирование устойчивого негативного отношения к другим культурам и их носителям.

     Необходимость такой работы воспитателями дошкольных учреждений часто ставится под сомнение. Педагоги отмечают, что фактор национальности дошкольникам, как правило, неизвестен, друзей дети выбирают независимо от этнической принадлежности, и акцентировать на этом внимание вредно для их взаимоотношений.

     Однако  приведем данные исследований Н.Л. Флегонтовой12. Доказано, что с трех лет ребенок замечает внешние культурные различия (цвет кожи, волос, разрез глаз), а четырехлетний ребенок проявляет интерес к их причинам. К пяти годам дошкольник способен понимать научные объяснения некоторых отличий людей друг от друга (например, обусловленность цвета кожи физическими факторами). В этом возрасте происходит резкий скачок в осознании ребенком своей этнической принадлежности.

Информация о работе Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения