Воспитание по А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:13, курсовая работа

Описание

Сегодня А. С. Макаренко известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось с огромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения "великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения", - такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию о международном годе Макаренко.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко……………..
1.1. Биография А.С. Макаренко………………………………..
1.2. Основные теории воспитательного коллектива…………..
1.3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Глава 2.
2.1. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива………………………………………………………………….
2.2. Шестнадцать пламенных лет……………………………….
Заключение ……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 62.62 Кб (Скачать документ)

Коммуна им. Дзержинского уже не была учреждением  для правонарушителей. В первое время  в нее присылали обычных беспризорных детей, а в последние четыре года почти исключительно детей из семьи. Это и дало А.С. Макаренко, возможность утверждать, что коммуна  мало отличалась по характеру детского общежития от обычной школы. Главной  воспитательной силой, на которую он опирался в коммуне и благодаря  которой достиг изумительных успехов  в воспитании коммунаров, был детский  коллектив. В колонии Макаренко, как он сам считал, во многом был  диктатором, в коммуне же он с  огромным мастерством направляет работу детского коллектива, так что сам  коллектив становится "замечательной, творящей, строгой, точной и знающей силой".

Коллективную  роль в воспитании коммунаров и материальном расцвете коммуны Макаренко, сыграл производительный труд. Коммунары первые три года испытывали очень большую  нужду. "Представьте себе, это нужда, - говорил Макаренко, - несмотря на это, что мы пережили ее тяжело и с обидой, - она-то и была прекрасным стимулом для развития труда. Коммерческий успех деревообделочного производства был настолько велик, что вскоре коммунары смогли поблагодарить чекистов и попросить их прекратить отчисления средств в пользу коммуны. Заик выдал коммуне ссуду на строительство, и в 1931 г. был построен металлообрабатывающий завод, производивший очень сложную для того времени продукцию, например, фотоаппарат "ФЭД".

Общеобразовательная полная средняя школа, которая была в центре воспитательной системы  коммуны, работала так же нормально, как и лучшие советские школы, выполняя полностью установленные  программы и даже выходя за их рамки.

Качество  обучения в школе коммуны может  характеризоваться тем, что коммуна  не знала случаев, чтобы окончившие ее коммунары не смогли выдержать  вступительных экзаменов в ВУЗы.

Все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами, высшим органом в коммуне  было общее собрание коммунаров, а  главным органом управления был  совет командиров, составляемый из командиров отрядов. Советом командиров руководил секретарь совета командиров, или сокращенно ССК.

Коммуна была разбита на отряды по десять –  пятнадцать воспитанников разного  возраста. Во главе отряда стоял  командир, избираемый отрядом и утверждаемый общим собранием. Командир отряда после  утверждения его общим собранием  имел все права начальника: ему  обязаны были беспрекословно подчиняться  все члены отряда. В свою очередь, он целиком нес ответственность  за состояние всего отряда и каждого  его члена перед советом командиров, общим собранием и заведующим коммуной.

Постановление партии и правительства о полной ликвидации беспризорничества застало  коммуну в состоянии 500 коммунаров. В течение нескольких месяцев  к ним пришли новые 500, пришли с  улицы, из зала суда, из деморализованных семей, только очень опытный глаз способен был отличить, где старые испытанные дзержинцы, а где новые, только что налаженные воспитанники. В коммуне давно не существует института воспитателей, и, принимая новых пятисот, ни один коммунар не предложил в панике: давайте все-таки пригласим воспитателей.

Коммуну им. Дзержинского посетили тысячи людей. Часто приезжали и иностранные  делегации из разных стран мира.

Но все  же находились люди, которые с недоверием, встречали успехи Макаренко в  воспитании молодежи, считали его  достижения преувеличенными и порочили его имя на страницах печати.

С законной гордостью писал Макаренко о  своих воспитанниках: "Мы смело глядим в будущее. Образованный, знающий, умеющий мастер - коммунар, сознательный "хозяин" Советской страны, комсомолец и большевик, организатор и командир, умеющий подчиняться и приказывать, умеющий бороться и строить, умеющий любить жизнь, - вот наше будущее, наш вклад в грядущие кадры, какой дает коммуна им. Дзержинского".

Успех в  воспитании новых "настоящих" людей из людей "последнего сорта" Макаренко не считал своей заслугой или заслугой кучки педагогов.

Это говорил  он, "заслуга всей нашей советской жизни - тех целей, которые между нами стоят, тех путей, которые мы вместе с вами прошли, той энергии, которую мы находим в каждом часе нашей жизни".

Делая вывод  из всего, что было сказано выше, мы выявляем, что период работы Макаренко  в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти  годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого  соединения практики и теории, проверенная  и насыщенная как его собственным  опытом, так и опытом всей советской  школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко  установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им. Опыт работы в коммуне им. Дзержинского показал, что большую роль в воспитательном коллективе играет производительный труд.

 

Заключение

Столетие - срок, вполне достаточный для того, чтобы творчество исторической личности испытало всестороннюю проверку временем. И сейчас до очевидности ясно, что  успехи А.С. Макаренко в области  теории и практики огромны, бесспорны  и фундаментальны. Он заглянул на многие десятилетия вперед. Его животворные  мысли, чувства и воля по-прежнему служат маяком для творческого поиска нынешнего поколения педагогов. На ощупь искал он пути воспитания нового человека - человека социалистического  общества. Не было ни теоретических, ни практических разработок, которые могли  бы ему существенно помочь. Его  опыт был специфичен вовсе не потому, что А.С. Макаренко имел дело с  группой подростков, изолировавших  себя своим поведением от общества. Его опыт был специфичен тем, что  позволял в наиболее чистом виде условия  формирования нового, советского человека. Эти условия в самом полном их объеме А.С. Макаренко был вынужден поставить под контроль, сознательно  регулировать и управлять ими. Что  же помогло А.С. Макаренко найти  нужные пути воспитания? Его безусловная  вера в человека, безусловное уважение к личности. Эти качества были присущи  всем великим педагогам-гуманистам. Вера в человека - вот главный  урок А.С. Макаренко, сегодня, как никогда  актуальный для нас. И еще об одном  его уроке. Истоки теории - в гуще жизни, на самых передовых рубежах  общественного прогресса. Это всей жизнью и творчеством доказал  А.С. Макаренко. И потому еще предстоит  учиться и учиться у него нам, живущим в XXI веке.

Учитель жизни - вот самая сущность, самая  главная проникновенная черта личности А.С. Макаренко. Эта черта сливает  воедино его теорию и практику, соединяет его самыми крепкими, самыми живыми узами с педагогами-новаторами, со всей массой учителей, поражающих самоотверженным  служением своему делу.

Таким образом, основной закон жизни коллектива по А.С. Макаренко: движение - форма жизни  коллектива, остановка - форма его  смерти; основными положениями его теории являются принцип гласности, ответственной зависимости, система перспективных линий и методика параллельного действия.

Результаты  исследования показали, что основными  этапами становления А.С. Макаренко  как педагога являются его работа в качестве преподавателя в Крюковском и Доменском начальных училищах. Затем обучение Антона Семеновича в  учительском институте в Полтаве  и последующая работа в Крюковском и Доменском начальных училищах в качестве инспектора (директора). Следующий этап это организация  колонии им. Горького, коммуны им. Дзержинского и кропотливая работа в них. Завершающим этапом педагогической деятельности А.С. Макаренко является его литературная деятельность, в  которой он подробно излагает все  свои педагогические идеи.

Основные  положения теории воспитания детей  в коллективе. "Педагогика параллельного действия" заключается в том, что только в процессе деятельности детей, в результате упражнения вовлеченных в деятельность естественных сил, происходит развитее этих сил. В результате этого образуются знания, умения, навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом. И идея единства воспитания и жизни, которая раскрывает природу процесса воспитания и его содержание.

Особенности воспитательной практики в детских  коллективах, руководимых А.С. Макаренко, заключаются в следующем. Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и теории, проверенная и насыщенная как его собственным опытом, так и опытом всей советской школы в целом. Во время работы в колонии им. Горького А.С. Макаренко установил основные положения теории воспитательного коллектива и разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства им.

 

 

Список литературы

 

1. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт  А.С. Макаренко / И.Ф. Козлов. –  М., 1987.

2. Макаренко  А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. – М., 1990.

3. Макаренко  А.С. Марш 30-го года / А.С. Макаренко.  – М., 1988.

4. Макаренко  А.С. Флаги на башнях / А.С. Макаренко.  – М., 1971.

5. Макаренко  А.С. Педагогическая поэма / А.С.  Макаренко. – М., 1985.

6. Макаренко А.С. Книга для  родителей: лекции о воспитании  детей / А.С. Макаренко. – М., 1986.

7. Макаренко  А.С. Собр. Соч.: в 4т / А.С. Макаренко.  – М., 1987. - Т.2.

8. Павлова М.П., Карманов В.Ф. Педагогическая  система А.С. Макаренко и коммунистическое  воспитание учащихся / М.П. Павлова,  В.Ф. Карманов. – М., 1988.

9. Моносзон  Э.И. Становление и развитее  советвкой педагогики 1917-1987 / Э.И.  Моносзон. – М., 1987.

10. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко / М.П. Павлова. – М., 1966.


Информация о работе Воспитание по А.С. Макаренко