Воспитание по А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:13, курсовая работа

Описание

Сегодня А. С. Макаренко известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось с огромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения "великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения", - такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию о международном годе Макаренко.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко……………..
1.1. Биография А.С. Макаренко………………………………..
1.2. Основные теории воспитательного коллектива…………..
1.3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Глава 2.
2.1. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива………………………………………………………………….
2.2. Шестнадцать пламенных лет……………………………….
Заключение ……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 62.62 Кб (Скачать документ)

Конечно, "Педагогическая поэма" - художественное произведение, но одновременно это и подлинное извержение вулкана педагогических идей, переполнявших его автора.

Однажды (на встрече с учителями 27 мая  1937 г.), отвечая на вопросы, А.С. Макаренко набросал живой и достоверный человеческий и профессиональный автопортрет: "Моя главная хорошая черта - справедливость и работоспособность... Те подъемы радости, которые я переживал, никакой ленивый педагог не будет переживать".

А.С. Макаренко  прожил недолгую, но яркую и цельную, до предела насыщенную творчеством, преданностью детям жизнь. Он скоропостижно  скончался 1 апреля 1939 г. И в самом деле, как писал о нем Горький, сгорел "в огне действенной любви к детям".

Сила  и настоящая человеческая красота  А.С. Макаренко стали особенно понятны  всем в дни похорон, когда к  его гробу съехались со всех уголков  Советского Союза его бывшие воспитанники. С глубоким волнением описывает  Ю.Б. Лушин, как воспитанники Макаренко  поразили всех собравшихся своей  подтянутостью, особенно чутким отношением к каждому.

Без прекрасных творений его ума и сердца - колонии  им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, - без его открытий в теории воспитания невозможно представить  наш вчерашний, сегодняшний, да и  завтрашний день.

Итак, из всего вышесказанного мы можем сделать  следующий вывод. Первым этапом в  процессе становления А.С Макаренко  как педагога, является его работа в качестве преподавателя в Крюковском и Доменском начальных училищах. Второй этап это обучение Антона Семеновича в учительском институте в  Полтаве и последующая работа в Крюковском и Доменском начальных  училищах в качестве инспектора (директора). Следующий этап это организация  колонии им. Горького, коммуны им. Дзержинского и кропотливая работа в них. Завершающим этапом педагогической деятельности А.С. Макаренко является его литературная деятельность, в которой он подробно излагает все свои педагогические идеи.

1. 2. Основные теории воспитательного коллектива

В своей  практической работе и теоретических  обобщениях А.С. Макаренко исходил  из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и  обязательно всякой деятельности - учебной, трудовой, бытовой, игровой  и т.п., в результате упражнения вовлеченных  в нее естественных сил детей, происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих  содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом.

Эта важнейшая  для педагогической науки и практики концепция получила в трудах А.С. Макаренко название "педагогики параллельного действия", которая может быть сформулирована так: "в жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного...". Значение этого закона для педагогики и для практической педагогической деятельности исключительно велико. Прежде всего, он показывает, что деятельность воспитывающихся (детей) есть единственное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и образует, воспитывает человеческие качества - духовные и физические. Других средств нет.

Этот  вывод как первоочередной и лег  в основу педагогической деятельности А.С. Макаренко, его методики "параллельного педагогического действия" Макаренко в колонии им. Горького и в коммуне им. Дзержинского достиг нужных ему воспитательных результатов не "перекладыванием" истин из головы воспитателя в головы воспитанников путем напряжения "голосовых связок" воспитателей и их "развитием" и "привитием" тех или иных человеческих качеств, путем волшебного "убеждения". А тем, что вносил в жизнь детей соответствие воспитательным целям виды деятельности и так организовал эту деятельность, что результатом ее, результатом упражнения в этой деятельности было и соответствие воспитательным целям развитие естественных сил детей и образование духовных и физических качеств, знаний, умений, навыков и т.п.

Обращаясь к родителям в "Лекциях о воспитании детей", А.С. Макаренко говорил: "Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора".

Но далеко не каждый шаг и не каждый элемент  детской жизни воспитывает нужные, соответствующие воспитательным целям  качества, и далеко не все необходимые  с точки зрения воспитательных целей  виды деятельности могут возникнуть в детской жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс  воспитания детей и его результаты не были стихийными, а соответствовали  бы воспитательным целям, надо исключать  из жизни детей не соответствующие  воспитательным целям виды деятельности и вносить, включать в жизнь детей  такие виды деятельности, которые  бы отвечали воспитательным целям, организуя  каждый элемент детской жизни  и всю детскую жизнедеятельность  так, чтобы ее результатам с необходимостью были воспитание нужных качеств, воспитание людей, соответствующих требованиям  жизни. Мы начинаем с организации  бытия, указывал А.С. Макаренко. Следовательно, методика параллельного педагогического  действия как практический вывод  из одноименного закона есть способ управления процессом воспитания детей, которое  осуществляется путем организации  системы упражнений детей в различных  видах деятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задача воспитателя  и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства.

А.С. Макаренко  всегда и во всем исходил из того, что "человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность не обладала. Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле..."

Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное  число отношений, каждое из которых  неизменно развивается, переплетается  с другими отношениями, усложняется  физическим и нравственным ростом самого ребенка. Таким образом жизнь  и воспитание ребенка есть нечто  единое. В процессе своей жизнедеятельности  ребенок (дети), необходимо устанавливать  взаимоотношения между окружающими  его людьми, вещами явлениями, удовлетворяет  свои жизненные потребности и  в то же время, упражняет и развивает  их и приобретает соответствующие  навыки, умения, знания, формирует духовные и физические качества.

Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности  детей, таковы процесс и результат  их воспитания, и человек (люди) как  результат воспитания – это продукт  своей жизнедеятельности.

Как закон и методика параллельного педагогического действия раскрывают "механизм" процесса воспитания детей и метод овладения и управления им, то идея единства воспитания и жизни раскрывает природу процесса воспитания, его содержание.

Задача  воспитателей состоит в том, чтобы  педагогически целесообразно организовать всю детскую жизнедеятельность  так, чтобы каждый элемент детской  жизни наряду с максимальным удовлетворением  соответствующих жизненных потребностей был бы в то же время средством  воспитания тех или иных человеческих качеств, а вся жизнь детей  в целом была бы в то же время  определенной, соответствующей воспитательным целям системой из воспитания, определенно  воспитывающей школой.

Воспитательная  работа заключается в педагогической целесообразной организации жизни  детей. Как организовать детскую  жизнь, каким содержанием ее насытить - на эти вопросы можно ответить, только исходя из конкретных воспитательных целей. Поэтому педагогика, говорил Макаренко, "есть, прежде всего, наука практически целесообразная".

В истории  развития педагогической мысли вопрос о целях воспитательной работы решался  в плане борьбы двух основных направлений  – материалистического и идеалистического, выражавших в различные периоды  истории общества интересы тех или  иных прогрессивных и реакционных  классов. Советская педагогическая наука в разрешении этого вопроса  исходит из марксистско-ленинского учения из Программы партии. Ни одно действие педагога не должно стоять в  стороне от поставленных целей, и  ими должны определяться содержания и методы воспитательной работы. Такова позиция А.С.Макаренко в этом вопросе. Он говорит: "Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятия чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им".

Макаренко был сторонником активного воспитания. Принцип активной целеустремленности – важнейший и характерный  для педагогики Антона Семеновича. Он исходил из марксистского представления  о целостности процесса воспитания детей. Человек не воспитывается  по частям, он создается синтетически. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и  отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и  действие всей системы средств, гармонически организованных, в полном соответствии с развитием жизни общества.

Из этих положений Макаренко сделал следующие  практически действенные выводы: во первых, никакое средство не может  быть объявлено постоянным, всегда полезным и действующим всегда одинаково  точно, не догматическое утверждение  воспитательных средств, а немедленный  анализ и немедленное действие – вот что должно быть положено в основу выбора средств повседневной воспитательной работы; во вторых, никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним, т.е необходимы не отдельные, разобщенные средства, а система средств, разработанная сообразно с целями воспитательной работы. Общее назначение системы воспитательных средств, по Макаренко, заключается в том, чтобы педагогически целесообразно организовать жизнь детского коллектива.

Важнейшим вкладом в педагогическую науку  была разработанная А.С. Макаренко  теория воспитательного коллектива.

Воспитательным  коллективом Макаренко называл  такую форму организации жизни  детей, которая, полнокровной и радостной  детской жизнью, максимально удовлетворяющей  детские жизненные потребности, в то же время является воспитывающей  школой, успешно разрешающей все  воспитательные задачи, вытекающие из требований нашего общественного развития.

В разработке теории воспитательного коллектива А.С. Макаренко исходит из основных положений исторического материализма. Возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективно-закономерный.

Огромную  роль играет коллектив в развитии человеческой личности.

Ясно, что  и детский коллектив - есть явление  объективно-закономерное. Дети живут  и воспитываются в коллективах. Такие коллективы возникают в  семье, на улице, во дворах домов, в школе  и т.д. Но не всякий детский коллектив  является воспитательным. Зачастую коллективы детей возникают и живут стихийно, поэтому центральной задачей  педагога является организация детского коллектива. Воспитать коллектив - это педагогически целесообразная организация детской жизни, в результате которой воспитывается определенный тип людей, т.е. достигаются определенные воспитательные цели.

Зачастую, говоря о воспитательной роли детского ученического коллектива, подчеркивают, что организованный детский коллектив  является в руках педагога мощным фактором влияния на отдельных малодисциплинированных учеников, что он помогает педагогу в проведении мероприятий воспитательного  характера: в организации общественной работы, помощи отстающим ученикам и т.п. В этом случае обычно имеется  в виду более или менее дружный, организованный опытным руководителем  класс, и эта сплоченность класса рассматривается как важный воспитательный фактор.

Уровень воспитательной работы в таких классах  обычно выше, чем в тех классах, где нет дружбы, сплоченности и  организованности детей. Но такого типа классный коллектив не есть еще воспитательный коллектив. Правда, можно сказать, что  это явления одного порядка, но такой  классный коллектив есть только один из элементов организации жизни  и деятельности того воспитательного  коллектива, который имеет в виду Макаренко.

Воспитательный  коллектив, по Макаренко, - это научная  организация воспитательного процесса. Не обычный коллектив, какой мы привыкли представлять себе, пусть даже самый  лучший, самый организованный и воодушевленный, сложившийся в ходе жизненной  деятельности той или иной группы советских людей, а специально с  педагогическими целями научно организованный воспитательный коллектив как форма  организации детской жизни.

О коммуне  им. Дзержинского, где была в полной мере развернута его воспитательная система, А.С. Макаренко говорил, что  ее можно сравнить со спортивным залом. Как в специального оборудованном  спортивном зале группа людей ежедневно, систематически под руководством опытного инструктора занимается на снарядах и благодаря этому становится через определенное время хорошими спортсменами, точно также и коммуна  была первоклассно оборудованным "воспитательным спортзалом". Здесь каждое движение жизни воспитанников и вся их жизнь в целом представляли собой упражнения на сложнейших "воспитательных снарядах" под руководством педагога. Благодаря этому воспитанники формировали свои характеры, взгляды, знания, навыки, традиции, нормы поведения и становились передовыми советскими людьми.

Это была специально с педагогическими целями организовывающая воспитывающая школа  жизни; она более эффективно действовала  в воспитательном отношении, чем  обычная "школа жизни". Вот в каком смысле нужно понимать А.С.Макаренко, когда он говорит о детском коллективе, о его воспитательной роли.

Подводя итог всему выше сказанному, делаем следующий вывод. В основе теории воспитательного коллектива лежит  несколько положений. Первое заключается  в том, что только в процессе деятельности детей, в результате упражнения вовлеченных  в деятельность естественных сил, происходит развитее этих сил. В результате этого  образуются знания, умения, навыки, привычки, взгляды и формируется личность в целом. Это положение А.С. Макаренко  назвал "педагогика параллельного действия". Эта методика является способом управления процессом воспитания детей в различных видах деятельности в соответствии с поставленными целями. В этом и состоит главная задача воспитания и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства. Другим, не менее важным положением является идея единства воспитания и жизни, которая раскрывает природу процесса воспитания и его содержание.

Информация о работе Воспитание по А.С. Макаренко