Воспитание по А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:13, курсовая работа

Описание

Сегодня А. С. Макаренко известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось с огромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения "великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения", - такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию о международном годе Макаренко.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко……………..
1.1. Биография А.С. Макаренко………………………………..
1.2. Основные теории воспитательного коллектива…………..
1.3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Глава 2.
2.1. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива………………………………………………………………….
2.2. Шестнадцать пламенных лет……………………………….
Заключение ……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 62.62 Кб (Скачать документ)

Традиции  складываются в коллективе объективно как один из результатов всей его  жизни и деятельности. Ясно, что  в слабом и неорганизованном детском  коллективе могут возникать лишь отрицательные традиции. Примером таких  традиций может служить пресловутая  "подсказка"; "круговая порука" и т.п. В развитии жизни детского коллектива такие отрицательные традиции не могут быть преодолены простым запрещением. Сначала нужно изменить ту жизнедеятельность, на основе которой они возникают, а затем они будут вытеснены новыми, ценными традициями. "Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - отмечал Макаренко. - Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача воспитательной работы". "Приживется в детском коллективе только та традиция, которая является как бы естественным результатом самой жизни коллектива, и, изучая эту жизнь, педагог должен видеть ее действительные перспективы и потребности и в них найти условия для организации действительно полезных коллективу, прогрессивных традиций.

Важно отметить, что труд - это постоянно действующие  формы деятельности коллектива, они  складываются лишь в таких элементах  жизни детей, которые все время  повторяются, т.е. главным образом  в ежедневных коллективных движениях. Такими элементами в коммуне были общее собрание, поверка, сдачи рапортов и т.д. Без таких традиций, "коллективных привычек", невозможно четко проводить общеколлективные движения, особенно если их, как это было у Макаренко, много.

Важнейшим признаком организованного педагогического  коллектива является его единство "Единство педагогического коллектива - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином спаянном коллективе, возглавляемым хорошим мастером - руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом".

Если  в школе есть коллектив таких  педагогов, для которых успех  всей школы стоит на первом месте, а успех его класса стоит на втором мете и затем уже на третьем  месте его личный успех как  педагога, то в таком коллективе будет настоящая воспитательная работа.

Но для  того чтобы коллектив педагогов  мог работать по единому плану, едиными  методами, иметь общую цель и перспективы  необходимо единоличное руководство, "педагогический центр", который направляет, координирует и проверяет работу каждого из педагогов. Таким центром, указал А.С. Макаренко, в школе может быть только директор, являющийся уполномоченным государства, руководителем и вместе с тем уполномоченным педагогического коллектива. Красной нитью через всю деятельность Макаренко проходит идея гармонического сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве. Для того чтобы осуществить такое единоличие, директор должен быть воспитателем школы, руководителем всей учебно-воспитательной работы. "Наши директора, - указывал Макаренко, - непомерно много уделяют внимания хозяйству, а между тем директор должен быть, прежде всего, воспитателем школы".

Известно, каким строгим, порой суровым  бывал А.С. Макаренко. Вместе с тем, когда обсуждалась его педагогическая линия, намечались планы, подводились  итоги - словом, во всех случаях коллективного  обмена мнениями, он буквально ловил всякое дельное предложение, интересную мысль, горячо ее поддерживал, даже если она противоречила его собственной.

Особый  смысл приобретает вопрос о составе  педагогического коллектива, его  комплектование. "Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, а составлен разумно". Педагогический коллектив не должен быть односторонним, он должен состоять из различных людей, различных по опыту, по характеру и даже по внешнему виду, вплоть до того, как говорил А.С. Макаренко, что "нужно разрешить вопрос, сколько должно быть женщин и сколько мужчин в педагогическом коллективе..... сколько должно быть из педагогов людей веселых и сколько угрюмых". Чем больше самых разнообразных ценных человеческих качеств воплощено в педагогическом коллективе, чем он разностороннее, богаче и жизнеспособнее, тем больше у него возможностей быть настоящим руководителем детского воспитательного коллектива.

Большое внимание уделял Макаренко вопросу  о стаже педагогического коллектива. Педагогический коллектив, чтобы быть сильным и опытным руководителем  воспитанников, должен накопить опыт коллективной работы в конкретных условиях, определенный минимальный "срок жизни". "Если у нас в коммуне, - говорил он, живет энное количество коммунаров и средний срок пребывания их в коммуне 5 лет, то и средний срок пребывания одного воспитателя в коммуне не может быть меньше 5 лет. Успех воспитателя зависит от того, насколько он старый член коллектива, сколько им заложено в прошлом сил и энергии, чтобы вести коллектив, и если коллектив педагогов будет моложе коллектива воспитанников, естественно, что он будет, слаб".

Большое значение придает А.С. Макаренко  морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но качества личности, характер педагога является "инструментом" воспитательной работы. Только характер сможет сделать характер, говорил еще К.Д.Ушинский, а Макаренко подчеркивал, что никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки.

Создание  целеустремленного, дружного, творческого  коллектива педагогов, их систематическое  самообразование и самосовершенствование - таковы необходимые условия успешной работы педагогов.

Итак, организация  деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается  в делении общего коллектива на первичные  коллективы. Такой коллектив может  быть организован и как обычный  класс, и как бригада и как  отряд, важно, что бы все члены  этого коллектива находились в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. В оформлении жизни  и деятельности детского коллектива особое значение придается стилю  и тону коллектива. Отношения детей  в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношение детей к своим обязанностям - все это создает определенную физиономию коллектива, определенный стиль и тон его жизни.

Важнейшим признаком организованного педагогического  коллектива является его единство. Особое внимание А.С. Макаренко уделял вопросу о стаже педагогического  коллектива. Он должен накопить опыт коллективной работы в конкретных условиях, определенный минимальный "срок жизни". Большое значение Антон Семенович придавал морально-политическому облику воспитателя. Не только мастерство, но и качество личности, характер педагога является "инструментом" воспитательной работы.

2.1. Шестнадцать пламенных лет

Период  работы Макаренко в колонии имени  А.М. Горького и коммуны имени  Ф.Э. Дзержинского является основным и  важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось  целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого  соединения практики и теории, проверенная  и насыщенная как его собственным  опытом, так и опытом всей советской  школы в целом.

Если  представить себе развитее колонии  имени Горького схематически, то оно  есть не что иное, как осуществление  колонистами под руководством Макаренко  одной за другой простых жизненных  задач, естественно, с необходимостью вытекающих из нужд колонии: если в  колонии мало продуктов колонисты  распахивают землю и заводят  свинарню; если в колонии начинается воровство – колонисты организуются на борьбу с воровством; в колонии  появляется пьяный – это используется как повод для борьбы с самогоноварением в соседней деревне и т.д.

Жизнь постепенно развивается, усложняется, выходит  за рамки колонии: если рядом с  колонией пустует и расхищается  бывшее имение, а в колонии мало земли, плохие спальни, нет классов - начинается "завоевание" этого имения для того, чтобы иметь лучший дом, большие пашни – одним словом богаче и культурней жить.

Более зажиточная и культурная жизнь рождает новые  запросы, новые желания и радости: появляется потребность в цветах, в музыке, в театре, красивой одежде.

Появляется  новая перспектива "завоевание" Куряжа, а затем рост в новых условиях и новые перспективы. Молниеносным ударом Куряж был завоеван. С непередаваемой словами быстротой и силой горьковцам удалось подчинить своему влиянию куряжан. Победа в Куряже была ярким свидетельством могущества коллектива - новой воспитывающей силы, рожденной в социалистической стране.

Макаренко поставил своих воспитанников в  положение хозяев жизни в колонии. Это с необходимостью рождало  в воспитанниках чувство ответственности, ставило их в положение активных борцов за организацию и рост колонии, рождало инициативу и творчество. Организованная деятельность и творчество приносили победу в достижении целей  в виде ощутимых жизненных результатов, а это увеличивало интерес  к новой жизни, познавалось удовлетворение своей деятельностью. В свою очередь  успехи колонии вселяли в воспитанников  уверенность в их силах и возможностях, возбуждали новый порыв деятельности, для которого Антон Семенович подставлял все более интересные объекты и перспективы.

Борьба  за достижение общих целей требовала  организации, организация и интерес  родили дисциплину, создавали новые  чувства и отношения – чувства  товарищества, взаимопомощи, коллективности. На этой основе возникала настоящая  принципиальная дружба, закладывались  основы коллектива.

С каждым днем росли и расширялись жизненные  сферы, в которые включал своих  воспитанников Макаренко; он прививал им через это все новые знания, навыки, моральные качества. Все  воспитанники обучались в школе  и трудились на производстве, был  организован культурный быт колонии, все более четкие формы принимало  строение коллектива и самоуправление в нем.

В 1925 году в колонии была создана комсомольская  организация. Это было крупнейшим событием в жизни колонистов, окончательно переломившим их представления о  том, что они все же не полноценные  люди, а "дефективные". Комсомольцы становятся активом коллектива горьковцев, направляют общественное мнение, возглавляют все полезные начинания хозяйственной и культурной жизни.

Установились  и расширились связи колонии  с рабочими полтавских предприятий, с крестьянской беднотой соседских  деревень, с комсомольцами заводских  и деревенских организаций. И  на всем этом рос, организовывался креп коллектив колонистов, и вместе с  ним росли колонисты и оформлялись  в настоящих советских людей, граждан советского общества. Макаренко  день за днем неотступно вел свои воспитанников  по путям советской жизни, организуя  их на борьбу с плохим в жизни, упражняя в хорошем и этим реализуя спроектированное, вызывал к жизни и закреплял  в привычки, взгляды и поведение  воспитанников, в быт и традиции воспитательного коллектива культурные, моральные и политические человеческие ценности.

Имея  перед собой яркую программу  новой человеческой личности, Макаренко  выбирал из всего разнообразия жизни  те явления, которые соответствовали  целям воспитания, и включал своих  воспитанников в них, как в  задачи и дела, выдвигаемые обстоятельствами их жизни, так организуя поведение  и отношение воспитанников в  процессе из решения, что попутно  с выполнением этих задач достигались  и воспитательные цели, возникали  параллельные педагогические результаты: закреплялись и совершенствовались ранее приобретенные качества и  приобретались новые.

Постепенно  в колонии наладилась такая жизнь, что в ней не было ничего случайного и стихийного. Коллектив колонистов – горьковцев учился, работал, жил  полнокровной жизнью. Это означало, что Макаренко уже удалось  осуществить основной принцип единства воспитания и жизни: "воспитание" - это нудное, скучное натаскивание, зубрежка, нотации, распекания и все что связано с этим словом в старой буржуазной школе и педагогике, - превратилось в яркую, трудовую, радостную и счастливую жизнь, в жизнь детского воспитательного коллектива.

Опыт  колонии имени Горького свидетельствует  о том, что Макаренко не только установил основные положения теории воспитательного коллектива, но и  разработал принципы организации такого коллектива и методику руководства  им. В колонии эта воспитательная система в общих чертах выглядела  так:

  1. Обучаясь в школе, колонисты овладевали основами науки и приобретали навыки умственной деятельности.
  2. Ведя своими силами, сельское хозяйство и работая в производственных мастерских, они приобретали трудовые навыки, познавали ценность труда, воспитывались трудолюбивыми и трудоспособными людьми.
  3. В четко организованной системе самоуправления и большой общественной работе колонисты приобретали опыт общественных взаимоотношений.
  4. Строгая ответственность, четкость и определенность своего распорядка жизни в колонии воспитывали колонистов организованными, исполнительными, ответственными, дисциплинированными.
  5. "Военизация" и разнообразные виды спорта воспитывали колонистов крепкими и духом и телом, организованными, собранными.
  6. Целая система "детских радостей" (игры, атрибутика, праздники и т.д.) украшала жизнь колонистов, делала ее веселой, бодрой, радостной.
  7. Контроль общественного мнения коллектива воспитывал правильное отношение к коллективу, к обществу, воспитывал волю, выдержку, чувство коллективного долга и чести.
  8. Все это, вместе взятое, постоянно закрепляясь в правилах и традициях жизни коллектива, создало в колонии бодрый, радостный, трудовой, культурный стиль и тон жизни коллектива и через всю разнообразную деятельность колонистов воспитывало у них нормы и навыки поведения.

Макаренко показал на опыте колонии имени  Горького, что сущность воспитания отдельной личности заключается  вовсе не в "возне" с нею, а в руководстве жизнью коллектива, в организации правильных требований коллектива к личности.

Все это  свидетельствует о том, что в  колонии имени Горького Макаренко  поставил и разрешил целый ряд  коренных вопросов педагогики. Показатели его работы в колонии имени  горького показательны. Толпу из сотни  анархических, распущенных подростков он превратил в прекрасный советский коллектив.

Новый этап жизни и деятельности Макаренко  начался в ноябре 1927 г., когда украинские чекисты открыли в пригороде Харькова в специально построенном доме-дворце детскую коммуну, которая должна была увековечить память большого друга детей Ф.Э. Дзержинского. Было выделено 60 человек воспитанников и 5 воспитателей из горьковской колонии. Горьковская колония, щедро раздавшая свои силы, оказалась в тяжелом положении. В ней было много новеньких, которые принесли с собой чесотку, разгильдяйство. "В результате, - писал Макаренко Горькому, - мне приходится с горьковцами начинать чуть ли не новую жизнь. Правда, в колонии осталось ядро стариков, около 100 человек и кадры воспитателей. Но отсутствие средств, ветхость монастырских построек, их неприспособленность, и, наконец, страшно суровая зима - все это страшно усложняло ребячью жизнь, сделало ее настоящим подвигом". В этом письме Макаренко впервые пишет и о своей борьбе с противниками. Неожиданно открываются перец Алексеем Максимовичем нападки, почти гонения на "горьковскую" систему, а так же глубокие переживания Антона Семеновича. Горький отвечает вдохновенно: "...не верю я, что Ваше прекрасное дело может погибнуть, не верю!".

Информация о работе Воспитание по А.С. Макаренко