Воспитание по А.С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:13, курсовая работа

Описание

Сегодня А. С. Макаренко известен не только в нашем обществе, но и во всем мире. Это подтвердилось с огромной силой в 1988году, когда отмечалось столетие со дня рождения "великого советского педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики как науки, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения", - такова оценка Генеральной конференции ЮНЕСКО, принявшей резолюцию о международном годе Макаренко.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные этапы жизненного пути А.С. Макаренко……………..
1.1. Биография А.С. Макаренко………………………………..
1.2. Основные теории воспитательного коллектива…………..
1.3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива
Глава 2.
2.1. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива………………………………………………………………….
2.2. Шестнадцать пламенных лет……………………………….
Заключение ……………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 62.62 Кб (Скачать документ)

 

 

1.3. Содержание жизни и деятельности воспитательного коллектива

Из положения  о том, что воспитательный коллектив  есть педагогически целесообразная организация жизни детей, вытекает и то, как она должна быть организована, каким содержанием насыщена.

Ставя своей  задачей воспитать в ребенке  определенные знания, навыки, убеждения, привычки, т.е. определенные черты личности, педагог должен организовать жизнь  детей, а, следовательно, и насытить ее тем или иным содержанием. Педагогика, говорил А.С. Макаренко, не может  лепить ребенка из ничего, "материалом будет советская жизнь во всех ее многогранных проявлениях".

По своему содержанию воспитание подрастающих поколений  есть овладение опытом всех предшествовавших поколений. А опыт жизни во всех ее областях обобщается, прежде всего, в  науке; научное обобщение - это самое  объективное, верное обобщение опыта  человечества. Поэтому овладение  основами науки составляет значительную и важнейшую часть содержания воспитательного процесса. В коммуне  им. Ф.Э. Дзержинского и в колонии  им. А.М. Горького в последние годы полное среднее образование было обязательным для каждого воспитанника.

Но Макаренко  считал невозможным ограничиться в  воспитательной работе только обучением  детей основам науки. Жизненный  опыт человечества обобщается не только в науке, но и во всех других отраслях человеческой культуры: производстве, технике, искусстве, быту, принципах, нормах и привычках человеческих отношений, во всем поведении человека, в его  умственных и физических качествах, способностях и навыках.

Учение  не есть одностороннее упражнение отдельных  сил и способностей ученика, оно  требует человека целиком и целиком  его воспитывает, предъявляя к нему комплекс разнообразных требований и вызывая его разностороннюю деятельность. "Человек не воспитывается  по частям, он создается синтетически", - говорил Макаренко, и в этом синтезе  решающую роль играет научное образование. Поэтому, утверждал А.С. Макаренко, "систематическое приобретение основательных знаний в школе и своевременное ее окончание определяют путь человека в жизни, но это необходимо также для здорового и правильного формирования характера, т.е. в значительной мере этим определяется и судьба человека".

Совершенно  неправильными являются попытки  отдельных педагогов представить  учение, игнорирующее учебную работу и дидактику. Воспитательная система, напротив, немыслима без этого  главного звена. Но в разрешении задач  и трудностей учебной работы он шел  не пути традиционного - нудного натаскивания детей в порядке постоянного  принуждения их к учению непосредственным воздействием педагога (и родителей), как это часто имеет место  в нашей школе, а включал учебную  работу во всю систему средств, гармонически организованных, и делал ее необходимой  составной частью содержания жизни  и деятельности воспитательного  коллектива детей. Тем самым полностью  разрешалась и попросту снималась  проблема дисциплины на уроках, проблема детского сопротивления в учебе: коллектив требовал от каждого из воспитанников точного и неуклонного  выполнения его учебных обязанностей.

Значительное  место в жизни и деятельности воспитательного коллектива у А.С. Макаренко занимал производительный труд детей. Однако труд, как и другие элементы содержания воспитания, отнюдь не играет в системе воспитательного  коллектива самодовлеющей роли; "Труд как воспитательное средство, - говорил А.С. Макаренко, - возможным только как часть общей системы" и " без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы".

Практика  А.С. Макаренко по организации детского производительного труда на современном  производстве показало, что дети школьного  возраста поразительно быстро и без  всякого перенапряжения овладевают сложнейшими производственными  навыками, причем не только навыками труда на сложных станках, но и организации производства. На заводах электросверлилок и фотоаппаратов "ФЭД" в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского производство было организованно так, что работая ежедневно 4 часа, воспитанники во время пребывания в коммуне проходили технологический процесс - на разных его ступенях - от овладения различными станками и сборки до руководства группами, участками и даже цехами. Сложность и разнообразие трудовых организаций и процессов на производстве позволяли воспитанникам проявить свои склонности и способности, развить таланты и своей общественной значимостью вызывали в детях чувство законной гордости за важность порученного им дела; кроме того, они обеспечивали такой воспитательный результат, закрепляемый в реальных качествах воспитанников, как разносторонность приобретаемых детьми навыков и умений, черт характера.

Главное, что достигалось системой общественной деятельности - максимальное наполнение всей жизни детей полезным делом. Самое страшное по своим педагогическим последствиям состояние детей - это  "ничегонеделание", пустое, маниловское мечтание, уединенное времяпрепровождение, - и каждый момент жизни воспитанников коммуны, каждый день и вся жизнь в целом были до предела насыщены разнообразным трудом и столь же разнообразным и организованным отдыхом.

Физическая  культура пронизывала всю жизнь  коммунаров: она была организована как здоровая, трудовая жизнь детского коллектива, начиная с чистоты  помещений, соблюдения правил гигиены  и технической безопасности на производстве и кончая ведением специальной спортивной работы. Основной принцип здесь, как  и во всем, - педагогическая целесообразность. Физкультурно-спортивная работа в коммуне  была поставлена на "широкую ногу" коллектив имел богатое спортивное оборудование, свой стадион со всеми необходимыми снарядами и приспособлениями, кроме того, спортивный элемент сознательно вносился Макаренко во все организуемые коллективные мероприятия и движения: стой коммуны, многочисленные походы и экскурсии и т.п. В содержание деятельности детского воспитательного коллектива Макаренко включал и передовой культурный быт воспитанников в самом широком значении этого слова.

Организация быта детей в воспитательной работе занимает очень важное место, тем  более что очень часто именно эта область человеческих отношений  совершенно упускается из виду педагогами, Отсутствие педагогически целесообразной организации быта детей привод к  тому, что значительная часть повседневных жизненных отношений детей протекает  стихийно.

Всей  работой по организации культуры быта воспитанников А.С. Макаренко  добивался полной ликвидации противоречий между сознанием и поведением детей.

Ведь, действительно, осознание правильности или неправильности того или иного поступка, той или  иной привычки - это не так уж сложно; гораздо сложнее воспитание привычки поступать всегда правильно, и тогда, поддерживал Макаренко, когда поступок совершается "по секрету"; когда нет свидетелей, которые могли бы оценить поступок, что как раз и характеризует больше всего внутреннюю культуру человека. "Между сознанием, как нужно поступить, и привычны поведением, есть какая-то маленькая канавка, и нужно эту канавку заполнить опытом", т.е. упражнением в поведении, организованным в соответствии с воспитательными целями, куда входят все повседневное поведение воспитанника в быту.

Таким образом, по своему содержанию воспитание подрастающих поколений есть овладение опытом всех предшествовавших поколений. Этот опыт обобщается в науках, поэтому изучение наук составляет значительную и важнейшую часть содержания воспитательного процесса. Важное место в жизни и деятельности воспитательного коллектива занимает производительный труд детей, но он не играет в системе воспитательного коллектива самодовлеющей роли. Физическая культура пронизывала всю жизнь коммунаров: она была организована как здоровая, трудовая жизнь детского коллектива.

Глава 2. Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива

Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается  в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение  воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную  окраску, приобретают определенный стиль и тон, наконец, все ценное в жизни и деятельности коллектива, все его достижения, накапливаясь постепенно, закрепляются в коллективных традициях и передаются новым  воспитанникам как опыт жизни  их старших товарищей.

Воспитательный  коллектив есть целый организм, однако практика воспитательной работы показывает, что "непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях".

Такой первичный  коллектив может быть организован  и как обычный класс, он может  быть организован и по производственному  принципу - как бригада, и по территориальному - как отряд. Важно лишь, чтобы  он был таким коллективом, в котором  отдельные его члены оказываются  в постоянном деловом, дружеском, бытовом  и идеологическом объединении.

Нужно отметить, что А.С. Макаренко был сторонником  объединения в первичном коллективе детей разных возрастов (это, в прочем, не относилось к учебной работе, где дети были организованы в обычные  классы). Необходимость этого была вызвана также педагогическими  целями. "Такая организация, - писал А.С. Макаренко, - дает большой воспитательный эффект - она создает более тесное взаимодействие возрастов и является естественным условием постоянного накопления опыта и передачи опыта старших поколений. Младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую ухватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые советскому гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, качества будущего семьянина и многое другое".

Сложная система самоуправления имела у  Макаренко двоякое значение. Ее непосредственный результат состоял в том, что  дети оказывали большую помощь педагогам  в управлении коммуной, выполняли  множество важных организационных  функций. Но и здесь А.С. Макаренко  придавал наибольшее значение параллельным педагогическим результатам организаторской  работы детей. Важно то, что, выполняя обязанности "начальников", дети приобретают очень много ценных знаний, умений и навыков организаторской работы. У ребят воспитывалось умение "подчиняться товарищу" и "приказать товарищу", принципиальность человека, ответственного за коллектив и за свое поведение. Весьма показательна в этом отношении ежедневная работа общего собрания коммунаров. Оно разрешало самые различные вопросы текущей жизни: учебные, производственные и хозяйственные, вопросы организации быта, поведения воспитанников. Активно участвуя в их обсуждении, каждый становится в положение хозяина коммуны, ответственного за жизнь, успехи и счастье своего коллектива. Именно здесь в первую очередь закалялось и формировалось общественное мнение коллектива.

А.С. Макаренко  указывает на существенные различия между дисциплиной и режимом. Общего между ними только то, что  и дисциплина и режим организовывают известным образом жизнь детского коллектива. Но в противоположность  режиму, представляющему собой средство, при помощи которого коллектив организовывает внешние рамки поведения" воспитанников, дисциплина - не средство, а результат воспитательного процесса, результат всей жизни и деятельности коллектива. Такая дисциплина сознательна, она не является средством подавления личности.

Дисциплина, по Макаренко, вытекает из жизненных  инстинктов и опыта коллектива, складывается в борьбе коллектива за достижение его целей и поэтому является необходимым инструментом развития коллектива, его движения вперед.

Режим - это внешняя форма организации  коллектива. Функция режима заключается  в том, чтобы установить прочный  внешний распорядок жизни детей. К правильному режиму А.С. Макаренко  предъявляет ряд обязательных требований. Он должен быть, во-первых, педагогически  целесообразным, т.е. его правила  должны быть полезными для коллектива. Режим, указывает Макаренко, должен быть точным, общим, определенным и  непреклонным, и это не только условия  его наилучшего выполнения, но и  основные признаки педагогической его  целесообразности. Как и всякая организационная  форма деятельности детского коллектива, режим служит интересам коллектива, удовлетворяет потребности детей; в то же время он создает много  полезных привычек, автоматизирует навыки поведения воспитанников, являясь  педагогическим "стереотипом" их деятельности в учебе, и в труде, и в отдыхе и т.п.

В оформлении жизни и деятельности детского коллектива важное значение имеют его стиль  и тон. Отношения детей в коллективе, их общее настроение, общая культура поведения и, наконец, отношение  детей к своим обязанностям - все  это создает определенную физиономию коллектива, определенный стиль и  тон его жизни.

Во всяком коллективе есть свой стиль и тон, но далеко не всегда это стиль и  тон воспитательного коллектива. "Стиль детского коллектива бывает просто возбужденный, наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный. Здоровый советский стиль создается путем воспитания уважения к себе и коллективу. Это то, что необходимо каждой нашей школе. Стиль создается очень медленно потому, что он немыслим без накопления традиций".

Основным  методом воспитания такого стиля  и тона является общественное мнение коллектива, развитие критики и самокритики  в детском коллективе. Организованное педагогами общественное мнение в детском  коллективе предъявляет ряд требований к поведению воспитанников во всей их жизни, и эти требования, реализуясь в стиле и тоне коллектива и поведении каждого воспитанника, закрепляются в традициях и привычках.

Так, например, в коммуне им, Ф.Э. Дзержинского был  установлен ряд конкретных требований к поведению воспитанников: ходить по лестнице не держась за перила; не шуметь в помещении; обращаясь к  дежурному или педагогу, стоять прямо, как говорил А.С. Макаренко, "надеяться на свою талию", и сами требования эти стали традициями - так редки были случаи их невыполнения.

Информация о работе Воспитание по А.С. Макаренко