Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 00:47, реферат
Он внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей.
1.Введение	3
2.Педагогика А.С. Макаренко продукт советского педагогического арсенала	4
3.Педагогические приемы А.С.Макаренко .	4
3.1. Организационное строение коллектива	4
3.2. Самоуправление в отряде:	5
3.3. Органы самоуправления:	6
3.4. Общее собрание	8
3.5.Совет коллектива	8
3.6. Санкомиссия	9
3.7. Актив	9
3.8. Дисциплина и режим:	10
3.9. Наказания и меры воздействия	10
3.10. Центр	11
4.Заключение	12
5.Список использованной литературы	13
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий,
механики 
и оптики» 
 
Институт 
международного бизнеса 
и права 
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Психология и педагогика профессиональной деятельности»
На тему:
«Воспитание 
в педагогике А.С. 
Макаренко» 
 
 
 
                              
                              
Бузовская Н.В.
                              
                              
            
                              
                              
                              
Санкт-Петербург
2010 
год 
 
Оглавление
1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самой яркой личностью в советской педагогике стал Антон Семенович Макаренко — воспитатель, ученый, писатель.
Он внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей.
     Сущность 
своего педагогического опыта он 
определял принципом «как можно больше 
требования к человеку и как можно больше 
уважения к нему».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      
        Основной упор в развитии педагогической 
системы А.С.Макаренко делался 
на воспитании детей, выработки у них чувства 
ответственности за себя, за коллектив 
в котором он учится, воспитывается, работает, 
живет, на воспитании нового советского 
человека.  А. С. Макаренко говорил: «У нас 
нет еще полноценной методики воспитания, 
и мы должны ее создать. Критики, разбиравшие 
«Педагогическую поэму», больше всего 
меня ругали за недооценку теории педагогики. 
Но когда я писал свою книгу, то меня занимала 
не классная жизнь, а проблема воспитания 
и перевоспитания правонарушителей. Мой 
опыт воспитательной работы привел меня 
к тому выводу, что нам нужно создать методику 
воспитания».
А. С. Макаренко получил высшее педагогическое образование, перечитал все, что есть в литературе по вопросам воспитания, и не получил метода работы. Он полагал, что в интересах дела нужно отличать школьную методику учебной классной работы от методики воспитания. В начале своей педагогической деятельности ему пришлось быть руководителем в трех колониях НКВД (Народный Комиссариат Внутренних Дел).
Педагогические приемы А.С.Макаренко строились на организации коллективного перевоспитания беспризорных детей, оставшихся сиротами после гражданской войны.
Вот как он представлял свои действия:
Организация коллектива в детских учреждениях происходит по различным принципам. Дети могут разделяться на группы по признаку школы; при этой системе в интернатных учреждениях они поселяются в спальнях школьными классами или их частями. В этом есть свои выгоды: дети подбираются одного возраста, одного развития, для них удобнее и легче готовить уроки, пользоваться общими пособиями и учебниками, помогать отстающим. Но в этом есть много недостатков: первичные коллективы, образованные таким образом, быстро замыкаются в кругу узких школьных интересов, отходят от трудовых и производственных вопросов, от вопросов хозяйственного роста всего учреждения.
Первичные коллективы воспитанников могут быть организованы и по другим принципам, а именно: по производственному, по возрасту и т.п.
2. Самоуправление в отряде:
     Во 
главе отряда должен стоять командир - 
один из членов коллектива. Может быть 
два принципа выдвижения командира - назначение 
и выборы: 
1) Назначать командиров необходимо во 
всех случаях, когда нет крепкого коллектива, 
а комсомольская организация еще недостаточно 
руководит общественным мнением в коллективе. 
Тогда она из первоочередных задач педагогического 
коллектива - помочь усилению политического 
влияния комсомольской организации, объединить 
актив, увлечь его энергичной работой 
в коллективе и самоуправлении. Командиры 
должны назначаться из числа влиятельных 
комсомольцев и актива приказом руководителя 
учреждения, но предварительно кандидатуры 
должны быть обсуждены в педагогическом 
совете, в производственном управлении, 
в комсомольской организации и в совете 
командиров. 
2) В хорошо организованных коллективах 
с сильной комсомольской организацией 
следует переходить к выборности командиров. 
Командиры избираются персонально на 
общем собрании коллектива. Голосуют только 
члены коллектива, имеющие звание коммунара. 
Командиры должны постоянно чувствовать 
свою связь с уполномочившим их коллективом 
и свою ответственность. В командиры должен 
выбираться воспитанник, преданный интересам 
учреждения, хороший ученик в школе, ударник 
на производстве, более других квалифицированный 
и обладающий личными данными: тактом, 
энергией, распорядительностью, вниманием 
к младшим, честностью. Работа командира 
рассматривается как самая ответственная 
нагрузка, свидетельствующая о доверии 
к нему руководства и коллектива. На производстве 
командир должен главной своей задачей 
считать выполнение производственного 
плана и развертывание стахановского 
движения. В направлении к решению этой 
задачи командир должен проявить свою 
заботу во всех решительно областях работы, 
каковыми являются: стахановское движение, 
дисциплина, обеспечение материалами, 
борьба с простоями и прогулами, хороший 
инструмент, хороший инструктаж, организация 
рабочего места, удовлетворительная спецовка, 
правильные формы, правильная документация. 
          Руководство 
отряда во главе с командиром имеет следующие 
функции:
3. Органы самоуправления:
Главным органом самоуправления является общее собрание всех воспитанников детского учреждения. Оно должно собираться в период организации и прорывов в работе учреждения или в коллективе не реже одного раза в шестидневку, а остальное время - не реже двух раз в месяц. Общее собрание, как правило, должно быть всегда открытым, т.е. на нем имеют право присутствовать и высказываться все члены коллектива. В некоторых вопросах может быть допускаемо и голосование всех присутствующих, например, в вопросах, имеющих отношение к культурной и клубной работе и другое.
В работе органов самоуправления решающим обстоятельством является ее регулярность. Каждый орган самоуправления, если он почему-либо долго не собирается, теряет свой авторитет и фактически должен считаться несуществующим. Работа органов самоуправления только в том случае будет актуальной и важной, если вся жизнь воспитательного учреждения так построена, что замирание деятельности того или другого органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток.
Для того чтобы органы самоуправления имели именно такое значение регулярно действующих институтов, необходимо следующее:
4. Общее собрание:
          
Общее собрание всех воспитанников должно 
рассматриваться администрацией и воспитанниками, 
как главный орган самоуправления, его 
авторитет должен неуклонно поддерживаться 
всеми силами учреждения. Этот основной 
тон приводит к большому успеху только 
при соблюдении двух условий: 
а) если проводится большая и серьезная 
политико-воспитательная работа, если 
воспитанники всегда знают о том, что делается 
в Союзе, учатся понимать внутригосударственные 
процессы, разбираются в особенностях 
классовой борьбы на каждом данном этапе, 
если они повседневно воспитываются в 
духе беззаветной любви к своей социалистической 
Родине, если они не живут оторвано, только 
в своем коллективе; б) если учреждение 
действительно идет вперед, имеет успехи 
в учебе, в воспитательной работе, в быту, 
в работе на производстве и является действенной 
политической и хозяйственной организацией. 
5. Совет коллектива: