Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:10, дипломная работа

Описание

Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4
1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4
Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4
2.2 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.3. Результат экспериментальной работы 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

диплом ВОСПИТАНИЕ ГУМАНЫХ КАЧЕТВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ.docx

— 292.87 Кб (Скачать документ)

Детям было дано такое задание. Дети представьте  себе ситуацию, что вас кто-то обидел или вы ушиблись и, наверное, вам  хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или  взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим  о том, как можно пожалеть, утешить. Вспомните, как вас жалеет мама? Что  можно сказать человеку, чтобы  он успокоился? Что можно сделать? Как будете себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или  братик ушибся? Если заболела кошка, собака? Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех случаях вы будете жалеть одинаково? На эти вопросы дети отвечали с  особым интересом. В конце беседы Фея сказала: «Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте  кому плохо, больно и ваше добро обязательно  вернется к вам».

После проведенной  нами работы, была замечена динамика в  развитии гуманных качеств у детей.

Для такого чтобы убедиться в эффективности  всей проделанной работы, мы вновь  провели диагностику детей, для  этого нами был организован контрольный  эксперимент.

2.3. Результат экспериментальной работы

Целью данного  этапа нашего исследования было: выявить  уровень развития гуманных качеств  в сюжетно-ролевой игре после  проведенной нами коррекционной  работы, доказать или опровергнуть гипотезу, выдвинутую ранее. С целью  проверки выдвинутой гипотезы, нами были использованы те же методики, что и  на констатирующем этапе исследования.

По данным контрольного эксперимента, можно сделать  вывод, что у детей старшего дошкольного  возраста повысился уровень развития гуманных качеств, что позволило  добиться хороших результатов. Так  в начале два ребенка имели  высокий уровень развития, семь детей  имели средний уровень развития, пять детей низкий уровень развития. После проведения всех видов обследования с использованием разных методик, мы получили следующие результаты высокий  уровень - 4 ребенка, средний уровень - 8 детей; низкий уровень - 2 ребенка.

Таблица №6

Уровни

Дети

%

Высокий

4

28,5

Средний

8

27,1

Низкий

2

14,4


 

Отсюда  следует, что два ребенка, то есть Е. Вика и М. Маша повысили свой уровень  развития, так как дети активно  включались в работу, которая проводилась  с детьми, а так же с удовольствием  играли в сюжетно-ролевых играх, что и способствовало повышение  уровня развития повышению уровня развития гуманных качеств.

По второй методике получены следующие результаты (Таблица №7).

Таблица №7

Уровни

Дети

%

Высокий

5

35,7

Средний

7

50

Низкий

2

14,3


 

В таблице номер восемь представлены результаты третьей методики.

 

Таблица №8

Уровни

Дети

%

Высокий

6

42,8

Средний

6

42,8

Низкий

2

14,4


 

В таблице номер девять показаны результаты четвертой методики.

Талица №9

Уровни

Дети

%

Высокий

8

57,1

Средний

5

35,7

Низкий

1

7,2




 

Результаты  проведенного обследования  на контрольном  этапе исследования отражены в таблице

Уровни

1-ая методика

2-ая методика

3-ая методика

4-ая методика

Высокий

28,5

35,7

42,8

57,1

Средний

27,1

50

42,8

35,7

Низкий

14,4

14,3

14,4

7,2


 

 

 

 

Результаты  обследования

Уровни

1-ая методика

2-ая методика

3-ая методика

4-ая методика

экспериментальная

46,8

25,3

14,2

13,7

контрольная

14,2

18,6

31,5

35,7


 

Данные  итоговой таблицы отображены в диаграмме

 

Общие показатели по контрольному эксперименту (уровни и проценты)

Использование в работе с детьми системы сюжетно-ролевых игр, этические беседы, наблюдения и психологически комфортная среда способствовали дальнейшему развитию гуманных  качеств у детей. Таким образом, гипотеза о том, что  гуманные качества можно воспитывать в сюжетно-ролевой игре, подтверждена

 

 

 

 

Заключение

Наше  исследование посвящено актуальной и все еще недостаточно исследованной  теме - воспитанию гуманных качеств  в сюжетно - ролевой игре у детей  старшего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, в первой части нашей работы, позволил выявить, что воспитание гуманных качеств  в сюжетно - ролевой игре у детей  старшего дошкольного возраста опирается  на исследования Л. А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и другие. Исследователями было подчеркнуто значение воспитания гуманных качеств в развитии личности. От их развития зависит формирование характера ребенка, его эмоций и личности.

Воспитание  гуманных качеств в дошкольном возрасте очень актуально, так как оно  способствует саморазвитию личности, становлению ребенка в будущем.

Для подтверждения  гипотезы о том, что сюжетно-ролевая  игра способствует развитию гуманных качеств, мы провели входную диагностику, для определения уровня развития гуманных качеств, после чего был  проведен формирующий эксперимент, по окончании которого, вновь провели  диагностику, результаты которой подтвердили  необходимость использования сюжетно-ролевых  игр в развитии гуманных качеств  у детей дошкольного возраста.

Таким образом, мы пришли к выводу, что сюжетно - ролевые игры являются одним из самых  эффективных способов воспитания гуманных качеств у старших дошкольников, потому что игра интересна, подвижна и понятна для детей этого  возраста.

Гипотеза  нашего исследования подтверждена, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута, но данная проблема требует более  углубленного изучения и внедрения  в практику работы ДОУ.

Положительные результаты проведенного эксперимента дают возможность предложить в дальнейшем использовать сюжетно - ролевые игры в воспитании гуманных качеств.

 

Список использованной литературы

  1. Болотина Л.Р. Комаров Т.С. Баранов СБ. Дошкольная педагогика- М.: Академия, 1998
  2. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников.- М., 1988.
  3. Воронкова Н.В. Сюжетно- ролевые игры, программы, беседы в кругу детей.- М.: Педагогическое общество России, 2004.
  4. Виноградова Н.А.; Позднякова Н.В. Сюжетно- ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие- 3-е издание.- М.: Айрис-пресс, 2009.
  5. Вехова М.Б. Ежик. - М.: Издательство «Яблоко», 2002. - 48с.

6. Виноградова A.M. Воспитание нравственных чувств у старших 
дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4.

  1. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2.
  1. «Дошкольная педагогика»: учебник для студ. Сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова.- 7-е издание, стер.- М: Издательский центр «Академия», 2007г.
  1. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002.

10. Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. - М., 1997.

11 .Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. -

2000.-№1. 12.Епифанцева Н. Д.: Организация развивающей среды в ДОУ- Белгород:

БГУ2001. 13. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой

деятельности  дошкольников. М.:Айрис-пресс, 2004.

 

14. Колесник Н.П. Самовоспитание детей старшего возраста в творческой

сюжетно- ролевой игре- М. МГТГУ, 2000. 15.Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко  В.Н. Развитие игровой

деятельности  дошкольников-М.: Айрис- пресс, 2004..

  1. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара, 1997.
  1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Избр. Пед. Соч. - М, 1977.-Т.2

18. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании.- Педагогика, 2000-11- 
16с.

19.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском

саду.-М., 1997. 20. Мухина B.C. Детская психология 2-е изд. Пераб. и доп.- М., 1985. 21.Мулько И.Ф. Социально- нравственное воспитание детей 5-7 лет:

Методические  пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 96с- (Программа

развития).

22. Михайленко Н.Я. Основные способы построения сюжетно- ролевой игры; 
Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект-М.: 
Педагогика, 1987-27-45с.

23. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / 
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова.- 3-е издание испр.,- М.: ЛИНКА- 
ПРЕСС, 2009г.

  1. Программа Васильевой.
  2. Практикум по дошкольной педагогике: Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных

.   учреждений / Г.С. Красницкая, Б.Р. Борщанская, Л.А. Ненашева, Л.Г. Семушина,- 2-е издание. - М.: Издательский центр «Академия», 1997.-272с.

 

26.Пахомова О.Н. Добрые сказки для малышей. - М.: Прометей; Книголюб,

2002. 27. Сюжетно- ролевые игры, программы, беседы в кругу детей. Авт.- сост.

Л.В. Воронкова. М.: Педагогическое общество России, 2004-96с.

28.Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание . - 2005. -№4.

  1. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М., 1976.
  2. Целевая комплексная программа «Развивающая предметно- игровая среда для детей дошкольного и младшего школьного возраста».М., 1991с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Занятие 1. Кого называют скромным?

Цель: довести до понимания детей содержание понятий «скромность», «стеснительность», научить оценке и самооценке поведения.

Словарь: выскочка, стеснительный, скромный, застенчивый.

Педагог начинает занятие, беря в руки персонажей кукольного театра и изображая их поведение. (Куклы перебирают друг друга, вскакивают, тянут руку, встают.)

Затем оценивает поведение кукол, проводя аналогии с поведением скромных детей.

Педагог. Умница, не перебила, внимательно  выслушивала до конца, ты вела себя скромно. А ты, Петя,- «выскочка», неприлично вел себя на занятии: размахивал руками, говорил непонятно, неприятно было общаться с тобой.

Как вели себя куклы?

Что значит «скромный человек»?

Что значит «нескромный человек»?

Как можно назвать ребенка, который  всегда ведет себя скромно? (Скромница, воспитанный.)

Воспитатель показывает картинку с  мальчиком, который покраснел, и  рассказывает историю о нем: мальчика попросили прочитать стихотворение, а он застеснялся.

Что значит «стеснительный»? Такому человеку неловко, что все на него смотрят. Он стесняется выступать на утреннике, так как боится, что забудет словаи над ним будут смеяться. Надо ли стесняться? Не надо, даже если забыл. А тот, кто смеется,- делает неправильно.

Это плохо или хорошо, когда кто-то стесняется? Плохо: неудобно общаться с другими - не познакомиться и не поговорить. А когда отвечаешь уверенно, громко, то и тебе хорошо, и другим приятно тебя слушать.

Как ведет себя стеснительный ребенок, если кто-то его о чем-то прост?{Смущается, краснеет, опускает голову, замолкает.)

Если вы нечаянно совершили неловкость, как надо поступить?

Если человек все время перебивает, отбирает игрушки, вскакивает с места, как его называют? (Выскочка.) Почему?

Информация о работе Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников