Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:10, дипломная работа

Описание

Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4
1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4
Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4
2.2 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.3. Результат экспериментальной работы 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

диплом ВОСПИТАНИЕ ГУМАНЫХ КАЧЕТВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ.docx

— 292.87 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

Глава  1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4

1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4

1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4

Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4

2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4

2.2   Технология   воспитания   гуманных   качеств   у   детей   старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4

2.3. Результат экспериментальной работы 4

Заключение 4

Список использованной литературы 4

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема  нравственного воспитания детей  дошкольного возраста актуализируется  сложившейся ситуацией в современном  обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением  человека от культуры как способа  сохранения и передачи ценностей, ведут  к изменению понимания добра  и зла у подрастающего поколения  и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной  педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в  ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и  ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами  вежливости, этикета), а методы нравственного  воспитания основывались на внешнем  воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня  доминирующими ориентирами в  определении содержания нравственного  воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B.C.Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P.P. Калинина, A.M. Счастная, Н.И. Цуканова).

Гуманизм- это качество, выражающееся в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии.

Современная система дошкольного  образования в настоящее время  находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.

Важной  задачей ДОУ становится совершенствование  педагогического процесса и повышение  качества образовательной работы с  детьми посредством организации  развивающей среды, обеспечивающую творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную  активность и наиболее полно реализовать  себя.

Стержнем  и показателем нравственной воспитанности  человека являются характер его отношения  к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это  отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии. Исследования показывают, что  все эти проявления могут формироваться  у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания  другого на себя. А.В. Запорожец называл  умение понять другого новым видом  внутренней психической активности ребенка. [8]

Проблема  воспитания гуманных чувств и отношений  изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего дошкольного возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятие, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л. А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др. [8]

Игра  занимает весьма важное, если не сказать  центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом  его деятельности. В отечественной  психологии и педагогике игра рассматривается  как деятельность, имеющая очень  большое значение для развития ребенка  дошкольного возраста; в ней развиваются  действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации(А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова идр)[19]

Несмотря на изменения условий  жизни современного дошкольника, на достижения педагогики в плане изучения сущности игры, давно сложившийся «идеал» сюжетной игры как «коллективной проработки знаний» до сих пор является стереотипом сознания многих поколений воспитателей

В процессе игры у дошкольника развиваются  такие качества, как товарищество, доброты, чувство долга. Например, игра «Больница», выполняя роль врача, дети понимают, что врач должен лечить, помогать людям.

Исследованием процесса воспитания гуманных качеств  в сюжетно-ролевой игре у детей  старшего дошкольного возраста, занимаются следующие педагоги-психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.

В ходе исследования была поставлена следующая проблема, при каких педагогических условиях развитие гуманных качеств в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективнее.

Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.

Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:

  1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
  2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.
  3. Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические основы воспитание гуманных качеств в 
процессе сюжетно-ролевых игр.

2. Определить, критерии и уровни воспитания гуманных качеств у детей 
старшего дошкольного возраста.

3. Определить психолого-педагогические условия использования сюжетно-ролевых игр, способствующих воспитанию гуманных качеств.

Так же использовалась сложившаяся в педагогике традиционная система методов исследования:

  • анализ теоретических вопросов по проблеме исследования;
  • эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов детской деятельности, экспериментальное обучение).

Теоретика методологическую основу исследования составляет концепция игровой деятельности Н. Коротковой, Н. Михаиленко, воспитания нравственных качеств у старших дошкольников A.M. Виноградовой, А.Д. Кошелевой.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Базой исследования является МДОУ № 67 «Подснежник».

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре

1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста

 

Стержнем  и показателем нравственной воспитанности  человека является характер его отношения  к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это  отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования показывают, что  все эти проявления могут формироваться  у детей уже в дошкольном возрасте. В основе формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания  другого на себя. А.В. Запорожец называл  умение понять другого новым видом  внутренней психической активности ребенка. [8]

Проблема  воспитания гуманных качеств и отношений  изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятие, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др.

Что же исследования дали практике? Уточнилось содержание доступных детям знаний о гуманных отношения к людям и природе, определилась методика формирования таких  взаимоотношений у детей на разных этапах дошкольного возраста. В основе методики лежит механизм нравственного  воспитания, но последовательность компонентов  механизма меняется в зависимости  от возраста детей.

Формирование  гуманного отношения к людям  и природе начинается с раннего  возраста. Главное направление в  методике - проявлять по отношению  к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять  ласковые слова, поглаживание,хвалить  малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку,) обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять  недоброжелательность по отношению  к взрослым и детям и тем  более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется.) Ребенок очень восприимчив в  этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало  положительную реакцию, а что - отрицательную. [6]

В младшем  дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт ребенка пополнился множеством единичных положительных поступков. Ребенок еще не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря  оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое  плохо. Итак, ведущими методами воспитания гуманного отношения к людям  и природе у детей младшего возраста являются пример взрослых и  организация педагогических ситуаций, в которых упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой.

Средствами воспитания гуманных отношений в младшем дошкольном возрасте являются сам взрослый как носитель положительного способа поведения, а также произведения фольклора- песенки, потешки, сказки.

Форма работы с младшими дошкольниками - индивидуальные занятия.

На следующем  этапе воспитания гуманного отношения  к людям и природе- этот этап, как  правило, совпадает с возрастом 4-5 лет- происходит постепенное осознание  ребенком нравственных ценностей. Он уже  способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения. На этом этапевоспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния человеком, учит «читать» эмоции («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустил? Как его успокоить?»).

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим  в жизни детей, их уже можно  обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша? »). Вербальное решение ситуаций очень полезно  в этом возрасте: оно позволяет  ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор  способа поведения на основе, как  собственного жизненного опыта, так  и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков  героев книг и спектаклей. Правда, для  ребенка важно, чтобы «плохие» и  «хорошие» герои ясно однозначно выражали свою позицию. Понятия «красивый» и «хороший» у детей очень  сближены - красивый герой не может  быть плохим.

Недоброжелательное  отношение чаще проявляется к  сверстникам, чем к детям старшего и младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и  совместной деятельности.

Сопереживание как выражение гуманного отношения  к людям проходит в своем развитии разные стадии: переживание сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»), переживание утверждение себя («Ему плохо, я так не хочу») и наконец, переживание- действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»). [6]

Педагогическую  работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание- утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию-действию».

Наиболее  полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит на третьем этапе, что  соответствует старшему дошкольному  возрасту. В этом возрасте дети способны не только наобобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Информация о работе Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников