Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 08:10, дипломная работа

Описание

Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно- ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
1. Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
2. Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре 4
1.1.Своеобразие гуманных качеств у детей дошкольного возраста 4
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников 4
Глава 2. Педагогические условия воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.1. Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста 4
2.2 Технология воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 4
2.3. Результат экспериментальной работы 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4
Приложение 4

Работа состоит из  1 файл

диплом ВОСПИТАНИЕ ГУМАНЫХ КАЧЕТВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ.docx

— 292.87 Кб (Скачать документ)

Словарь: миролюбивый, отзывчивый.

Педагог рассказывает о первокласснике и его младшей сестрички, которая перевернула ранец, измяла тетради.

Педагог: Наказывать ли ее? Как?

Обидно, если тебе так навредили? Долго  надо обижаться?

Простить ее? Почему?

Старшие взяли вашу игрушку и  выбросили.

Обидно? А как себя вести? Заплакать- нормально?

Что сказать? Надуться или молчать?

Можно так сказать: «Я очень обиделся, я, может быть, сам бы дал. Но нельзя же без моего разрешения- мне от этого плохо.»

Ребенок бежал и вас толкнул. Вы упали и ударились...

Что делать? Его толкнуть? Ударить? Простить? В каком случае?

Если вас чуть- чуть толкнули или  ваш рисунок чуть-чуть подвинули, обижаться?

Кто это «чересчур обидчивый»? Какое  настроение у кого, кто долго обижается? А как он выглядит? Приятно?

А вот про Сашу и Иру говорят: «Какие миролюбивые дети». Миролюбивые-что это значит?

Кто из вас придумает правила  миролюбия? (Не обижать тех, кто слабее, кто младше. Долго не обижаться и прощать. Не обижаться по пустякам.)

Встаньте в круг, закройте глаза, скажите себе: «Хочу со всеми жить в мире».

 

Приложение  № 8

Игра «Поликлиника».

Цель: Раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Игровой материал: Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, пачка горчичников, шпатель, светоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные игрушки из картона, предметы- заместители, некоторые реальные предметы.

Подготовка к игре: Экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И. Турчина, сказки «Доктор Айболит» К.И. Чуковского. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровые роли: Врачи различных специальностей, медсестра, пациенты.

Ход игры: Подготовку к игре воспитатель начинает с экскурсии в поликлинику и беседы с медицинским персоналом. В поликлинике надо показать детям различные кабинеты: рентгеновский, зубной кабинет и др., объяснить ребятам все, что они увидят. При этом педагогу надо все время проводить одну мысль: доктор старается, чтобы все были здоровы, чтобы никто не заболел, а если кто-нибудь заболевает, он лечит, делает так, чтобы у детей не болели уши, зубы, чтобы можно было гулять, играть, заниматься.

После посещения поликлиники  обязательно надо подытожить с детьми все, что они узнали и вспомнили из своих посещений. Поводом для этого может быть рассмотрением открыток, рисунков, на которых изображены различные деятельности врача. Воспитатель задает детям вопросы по содержанию картинок, привлекает их внимание к самому существенному, стимулирует их к расспросам, объясняет все, что изображено. Затем все эти рисунки вывешивают в групповой комнате, для того чтобы дети сами их рассматривали.

В детском саду педагог проводит экскурсию в кабинет врача  и знакомит их с различными медицинскими инструментами, объясняя их значение, показывая, как ими пользуются: как, надев зеркало, врач осматривает уши, нос, горло; как проверяет молоточком коленный рефлекс; как выслушивает пипеткой; как измеряет рост; взвешивает и т.д. По ходу выполнения каждого действия педагог должен объяснять его цель, чтобы дети поняли не только, как делать ту или иную процедуру, но и когда, в каком случае ее нужно делать и чего с ее помощью достигают.

После такой экскурсии педагогом  снова должна быть проведена беседа по картинке, (которую еще дети не видели). В этой беседе воспитатель  закрепляет впечатления детей, расширяет  их знания, подкрепляет интерес к  теме, что необходимо для проведения игры.

Также для подготовки к игре воспитатель  читает чтения произведения, такие как: «Больной» Ю.Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И. Турчина. Затем в беседе по содержанию произведений взрослый раскрывает смысл деятельности медицинского персонала, показывает взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника-аптека- скорая помощь- больница- санаторий

Затем очень хорошо для систематизации детских впечатлении просмотреть фильмы, где изображена деятельность врача.

После того педагог призывает детей  помочь ему в изготовлении атрибутов  для игры. Он раздает каждому ребенку  по листу картона, на котором изображены медикаменты и некоторые медицинские инструменты. Так например, могут быть нарисованы кружочки (таблетки), бутылочки (йод, микстура, капли), термометр, светоскоп, пипетка, шприц и т.д. Каждый ребенок по контурам вырезает нарисованные предметы, для порошков и таблеток склеивает коробочки.

Когда атрибуты для игры будут готовы, воспитатель знакомит детей с игровыми способами употребления изготовленных ими предметов, обыгрывает каждый из них, показывает, как ставить картонный термометр, как макать ватку в спирт и простирать его место укола, как набирать картонным шприцем лекарство из картонного флакона. В процессе изготовления поделок и их обыгрывания дети должны усвоить их названия.

Затем воспитатель может предложить вниманию детей ряд картинок, изображающих соответствующую игру, где роли врача, сестры, пациентов исполняют дети. Хорошо, если педагог сопоставить их с картинками, на которых; изображены различные действия настоящего врача.

Для организации игры воспитатель  в качестве игрового материала может  использовать игровой набор «Кукольный доктор», самодельные игрушки из картона, предметы-заместители, некоторые  реальные предметы. Большой ошибкой воспитатель будет то, если он введет в игру много разных предметов. Опыт показывает, что их количество в каждой игре должно быть ограничено. [ Число реальных предметов, вносимых в эту игру, нужно ограничить ватой, бинтом, шпателем, бутылочками (пустыми) с надписями, баночками (от мази).

Для первой игры воспитатель вместе с детьми оборудует кабинет врача  и приемную, где пациента будут ожидать своей очереди. В кабинете к приему врачом должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стаканчике-термометры, в коробочке- шприц, пачка горчичников (аккуратно нарезанных прямоугольных листков), шпатель, светоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь.

Во время первой игры роль врача  берет на себя воспитатель. Он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи врачом, воспитатель разговаривает с пациентами, уча тем самым детей вести необходимую по ходу игры беседы, которая определяет собой и направляет многие игровые действия.

На следующий день воспитатель  может поручить роль врача и сестры детям группы, а на себя берет роль первого пациента. Явившись на прием первым, он старается помочь своей беседой войти в роль еще неопытному врачу, помогает ему на первых порах то прямыми, о косвенными вопросами, советом. В дальнейшем педагог должен строго следить за тем, чтобы дети менялись ролями, чтобы наиболее привлекательная для них роль врача не доставалась каждый раз одному и тому же ребенку.

При последующем проведении игры, она должна быть изменена внесение готовых игрушек или добавлением реальных предметов, что в свою очередь оживит игру детей, вызовет новые действия, усилит желание играть. В дальнейшем развитие игры должно идти по линии специализации врача: так, например, руку и горло лечит уже не один и тот же врач, а два различныхспециалиста. Педагог может познакомить ребят с различными специальностями врачей: окулист, терапевт, хирург и т.д.

Через некоторое время для развития игры с детьми можно рассмотреть  ряд забавных рисунков, изображающих детей, лечащих различных зверушек. С этой целью можно показать и объяснять детям иллюстрации к «Айболиту» К. Чуковского или мультфильм по этой сказке. Затем можно связать две игры «Доктор» и «Зоопарк».

 

Приложение  № 9

Игра «АВТОБУС».

Цель: Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развивать сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал: Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милиционера- регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора.

Подготовка  к игре: Наблюдения за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «автобус». Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Просмотр фильма.

Игровые роли: Водитель, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю нужно начать с наблюдением за автобусами на улице. Хорошо если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать на только за движением автобуса, но и за тем, как входят и выходят из него пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и кондуктора.

После такого наблюдения, которым руководит воспитатель, привлекая и направляя внимание детей, объясняя им все, что они видят, можно предложить детям на занятии  нарисовать автобус.

Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом, в которой  дети смогли бы отразить свои впечатления. Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляется в путь. Маленьких куколок можно сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом направлении.

Следующим этапом в подготовке к  игре должна поездка детей на настоящем автобусе, во время которой педагог многое показывает и объясняет им. Во время такой поездки очень важно, чтобы дети поняли, как сложна работа водителя, и наблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами.В простой и доступной форме педагог должен объяснять детям правила поведения людей в автобусе и других видах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, которому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондуктора, когда он даст тебе билет, садись на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т.д.). Педагог обязательно должен объяснить каждое правило поведения. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему нельзя требовать для себя лучшего места у окна.

Еще один из важных моментов во время  путешествия в автобусе- объяснить  детям, что поездки не самоцель, что люди совершают не ради удовольствия, получают от самой езды: одни едут на работу, другие- в зоопарк, третьи- в театр, четвертые- к доктору и т.д. Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям быстро добраться туда, куда им нужно, поэтому их труд почетен и нужно быть благодарным им за это.

После такой  поездки педагогу надо провести с  детьми беседу по картинке соответствующего содержания, предварительно внимательно рассмотрев ее с ними. Разбирая с детьми содержание картины, нужно рассказать, кто из изображенных на ней пассажиров куда едет (большая с большой сумкой- в магазин, мама везет дочку в школу, дядя с потрфелем- на работу и т.д.). Затем можно совместно с детьми изготовить атрибуты, которые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль.

Последним этапом в подготовке к  игре может быть просмотр фильма, в  котором показана поездка автобусе объяснить детям все, что они видят, и непременно задавать им вопросы.

После того можно начинать игру.

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчики и ставят их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем- место водителя. Перед водителем- руль, который прикрепляется либо к большому деревянному цилиндру из строительного набора, либо к спинке стула. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попросив водителя занять свое место, кондуктор (воспитатель) вежливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им трудно разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во время езды, и т.д. Размещая пассажиров, кондуктор попутно объясняет им свои действия («У вас на руках сын. Держите его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуйста, место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он старый, ему трудно стоять. А вы сильный вы уступите место дедушке и держитесь тут, а то можно упасть, когда автобус быстро поедет и т.д.»). Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал отправлению. В пути он объявляет остановки («Библиотека»,«Больница», «Школа» и т.д.), помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

Следующий раз, роль кондуктора воспитатель  может поручить уже кому-нибудь из детей. Педагог направляет игру, став теперь одним из пассажиров. Если кондуктор забывает объявлять остановки или во время отправлять автобус, воспитатель напоминает об этом, при чем, не нарушая ход игры: «Какая остановка?» Мне надо на аптеку. Пожалуйста, скажите мне, когда выйти. Или «Вы забыли дать мне билет. Дайте, пожалуйста, билет и т.д.»

Информация о работе Воспитание гуманных качеств в сюжетно-ролевых играх у старших дошколников