Роль игры в процессе воспитания ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:00, реферат

Описание

За последние пятнадцать лет проведено множество отдельных исследований по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие. Вот некоторые из этих исследований: исследования С. Л. Новоселовой; исследования Н. Д. Соколовой, посвященные возможности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей и ее влиянию на ход их развития; исследования Н. Я. Михайленко об условиях формирования сюжетной игры на стыке раннего и дошкольного периодов; работы К.

Работа состоит из  1 файл

Роль игры в процессе воспитания ребёнка....docx

— 39.72 Кб (Скачать документ)

Министерство  здравоохранения

 Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине: «Основы семейной медицины»

 

на тему:

«Роль игры в процессе воспитания ребёнка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Преподаватель: Курзова Ольга Николаевна

                                                                   Подготовила: Андреева Алла Андреевна

                                                                                 учащаяся 302 с/д.

                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Витебск, 2013 год

 

Содержание:

 

      Введение;

 

  • Социальное значение сюжетно ролевой  игры по Л.С. Выгодскому;
  • Игра – это мост между взрослыми и детьми;
  • Игра – как средство общения детей;
  • Символическая игра;
  • Виды игр: - Сенсорные игры

                                   - Моторные игры

                                   - Игра-возня

                                   - Языковые игры

                                   - Ролевые игры и имитации;

  • Роль игры в психическом развитии ребенка. Влияние игры на общее развитие ребенка;
  • Игра и учение;

 

      Заключение;

     Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

За последние пятнадцать лет  проведено множество отдельных исследований по проблемам детской игры. Они, главным образом, касаются самых ранних этапов возникновения игры, вопросов социальных отношений детей в игре, некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие. Вот некоторые из этих исследований: исследования С. Л. Новоселовой; исследования Н. Д. Соколовой, посвященные возможности формирования ролевой игры у умственно отсталых детей и ее влиянию на ход их развития; исследования Н. Я. Михайленко об условиях формирования сюжетной игры на стыке раннего и дошкольного периодов; работы К. Я. Вольцис (Вазиной). В них выяснялось значение игры для коррекции взаимоотношений между детьми в группах.

Далее хотелось бы раскрыть тему реферата более подробно.

 

Социальное значение сюжетно ролевой игры по Л.С. Выгодскому

 

Вопрос о значении игры для формирования детского общества, а тем самым  и для формирования у детей  черт общественности и коллективизма, остается и до настоящего времени  исследованным недостаточно. Вместе с тем этот вопрос является центральным  для педагогического использования  игры.

Вопрос этот тесно связан с природой игры. Игра есть деятельность, в которой  дети, беря на себя роли взрослых, моделируют те отношения, в которые вступают взрослые в действительной жизни  и, прежде всего при осуществлении  своих основных общественных, трудовых функций. Такое практическое моделирование  отношений, в которые вступают взрослые люди между собой в процессе осуществления  своих реальных общественных функций, является единственно доступным  для детей средством ориентации в задачах, мотивах и моральных  правилах, которые реализуют взрослые люди в своей деятельности. На это  указывал уже Л. С. Выгодский, говоря, что «игра есть арифметика социальных отношений».

Для осуществления такой сложной  деятельности, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация. Необходимо договориться между собой об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, договориться о значении вовлекаемых в игру предметов; распределить между собой предметы в соответствии с взятыми ролями, в ходе осуществления замысла игры подчиниться правилам, заключенным во взятых на себя ролях и в отношениях определяемых сюжетом игры, контролировать свое поведение и поведение своих товарищей по игре.

Таким образом, самоорганизация, требуемая  сюжетно-ролевой игрой, близка по своей  форме общественной организации  трудовой деятельности взрослых. Особо  следует подчеркнуть, что при  распределении ролей устанавливается  не техническое разделение труда, а  общественно-функциональное. Та организационно-деловая  деятельность, которую дети осуществляют до начала игры и в процессе ее осуществления, есть коллективная деятельность, объединяющая детей единым сюжетом и совместным его воплощением. Именно эта организационно-деловая  сторона игровой деятельности, осуществляемая самими детьми, и создает своеобразное детское сообщество.

Л. С. Выгодский уже давно указывал на то, что основной тракт развития игры идет от игр с развернутой  игровой ситуацией и скрытым  в ней правилом к играм с  открытым правилом и свернутой игровой  ситуацией. Это положение достаточно подтверждено экспериментально и остается верным. Однако, в связи с выделением в игре организационно-деловой стороны, есть основания выдвинуть еще  одно предположение. Развитие сюжетов  детских игр требует более  продуманной организационно-деловой  стороны этой деятельности, начинающей занимать все большее место и  больше времени, вступая в противоречие с собственно разыгрыванием сюжета, которое в силу этого принимает  все более свернутый характер и выступает как сокращенные  и обобщенные смысловые изобразительные  действия. В относительно сложной  по сюжету игре ребенку то и дело приходится переходить от организационно-деловых  отношений со своими партнерами по игре к игровым. И эта постоянная смена позиции происходит не один раз. В связи с этим играющая группа детей выступает как коллектив, осуществляющий единый для всех замысел. Может быть, развитие организационно- деловой стороны игры есть один из важнейших путей формирования коллективистических черт личности, а тем самым еще один важный путь, подготавливающий ребенка-дошкольника к школьному обучению.

Одним из основных положений теории психического развития ребенка в  детской психологии является признание  ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. Значение деятельности для психического развития состоит  в том, что в ней и через  нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает  в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей.

Попытаемся подойти с этой точки  зрения к игре, имея в виду ее развернутую  форму - совместную сюжетно-ролевую  игру дошкольников. В ней можно  выделить три основных аспекта, удовлетворяющих  обозначенным выше условиям.

Первым требованием, обращенным к  ребенку со стороны сюжетно-ролевой  игры, является действие во внутреннем воображаемом плане. Этот момент отмечается всеми исследователями игры, хотя и получает разные названия. Так, Ж. Пиаже говорит о развитии в  игре символической функции, А. Н. Леонтьев о наличии воображаемой ситуации, Д. Б. Эльконин - О формировании плана представлений. При этом, как известно, характерной особенностью игры является применение в ней внешних действий замещения (использование игровых предметов-заместителей, взятие на себя роли, замещение игровыми действиями действий изображаемых персонажей), выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана.

Сюжетно-ролевая игра требует, далее, от ребенка определенной ориентировки в системе человеческих взаимоотношений, так как направлена на их воспроизведение (Д. Б. Эльконин). Она создает внешнюю модель таких взаимоотношений, выступающую в виде взаимоотношений, разыгрываемых самими детьми. Наблюдения за играми детей и некоторые экспериментальные данные, полученные в лаборатории, позволяют предположить, что основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей, а именно это содержание представляет собой в первую очередь предмет освоения.

Наконец, третье требование относится  к реальным взаимоотношениям между  играющими детьми, выделенным в работах  сотрудников Д. Б. Эльконина и затем особо подчеркнутым в исследованиях А. П. Усовой. Совместная игра невозможна без согласования действий.

В этом и состоит основное специфическое  развивающее значение сюжетно-ролевой  игры. Следует только оговориться, что  оно реализуется не автоматически, а под влиянием руководства игрой  со стороны взрослого.

Все, сказанное выше, позволяет  сделать вывод о необходимости  четко разделить, значение, которое  имеет для психического развития ребенка сама сюжетно-ролевая игра, ее специфические компоненты, значение возможностей формирования психических качеств, сообщения детям знаний и умений через игру, посредством внесения в нее того или иного содержания и, значение использования игровых приемов обучения. Такое разделение представляется чрезвычайно важным как в исследовательских, так и в практических целях.

Специфическое развивающее влияние  сюжетно-ролевой игры изучено в  настоящее время явно недостаточно. Нет сомнения в том, что указанные  выше качества (символическая функция, ориентировка в соотношении социальных ролей и «качества общественности») его не исчерпывают, но проведению дальнейших исследований в этой области мешает смешение развития детей в игре, через игру и при помощи игровых  приемов. Возникает ложное впечатление, что игра воспитывает «все на свете».

Вместе с тем, именно специфическое  воздействие игры имеет наибольшую ценность и должно быть максимально  использование в педагогических целях.

Для полноценной реализации развивающего значения сюжетно-ролевой игры в  практике дошкольного воспитания необходимо дальнейшее углубленное изучение как  условий использования самой  игры для формирования психических  свойств и способностей, так и  условий обобщения этих свойств  и способностей и их переноса в  другие виды деятельности ребенка.

 

Игра – это мост между взрослыми и детьми

 

Чтобы понять детей, найти к ним  подход, мы должны взглянуть на ребенка  с точки зрения развития. Не следует  рассматривать их как маленьких  взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в  игре. В отличие от взрослых, для  которых естественной средой общения  является язык, естественной средой общения  для ребенка является игра и разнообразная  деятельность.

Игра – это единственная центральная  деятельность ребенка, имеющая место  во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть. Дети играют постоянно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.

Не смотря на то, что Зигмунд  Фрейд очень мало работал с  детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал: « Нам следует  искать в ребенке первые следы  воображения. Самая любимая и  всепоглощающая деятельность ребенка  – это игра. Возможно, мы можем  сказать, что в игре каждый ребенок  подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравиться. Было бы не верно сказать, что он не принимает свой мир в серьез; напортив, он относиться к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции» (1953г.).

Фрэнк (Frank, 1982) предположил, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – в мире смыслов и ценностей, в тоже время исследую, экспериментируя и обучаясь.

 

Игра – как средство общения детей

 

Игру детей можно оценить  более полно, если признать, что она  является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно  выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют  себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая  деятельность, которой они могут  заняться. Игра это средство обмена информацией, и требовать от ребенка, что бы он говорил – значит автоматически  воздвигать барьер в отношениях, накладывая ограничения, которые фактически говорят  ребенку: «Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова». Взрослый несет  ответственность за то, чтобы спуститься на уровень ребенка и общаться с ним при помощи тех средств, которые удобны ребенку.

Игра дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. «Игрушки вооружают ребенка подходящими  средствами, поскольку они, вне всякого  сомнения, являются той средой, в  которой может осуществляться самовыражение  ребенка.… В свободной игре он может выразить то, что ему хочется  сделать.… Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает  целый ряд независимых действий. Он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться  на свободу» (Axline, 1969).

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится  выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать  на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, что выражать чувства и мысли в словах, ребенок  может закопать в песок или  застрелить дракона, или отшлепать  куклу, замещающую маленького братика.

Игра – это конкретное самовыражение  ребенка способ его приспособления к собственному миру.

 

Символическая игра

 

Согласно Пиаже (Piaget, 1962) игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те редкие моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Информация о работе Роль игры в процессе воспитания ребёнка