Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Стили семейного воспитания как фактор социального воспитания личности…………………………………………………………………………...5
1.1. Стили семейного воспитания как социально-педагогическая категория......………...5
1.2. Особенности семейного воспитания младших подростков…………...…………....8
1.3. Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков................................................................................................................12
2 Социально-педагогические условия формирования оптимального стиля семейного воспитания…………………………………………………………..16
2.1. Особенности эмоционального состояния младшего подростка при оптимальном стиле семейного воспитания………………………………………………………………16
2.2. Эффективные способы социально-педагогической помощи семьям в формировании оптимального стиля воспитания……………………………..
2.3. Социально-педагогические рекомендации учителям при работе с семьей………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения ……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.docx

— 81.38 Кб (Скачать документ)

Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, “стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда  родителей начинает раздражать безынициативность  и зависимость ребенка.

Конфликт  разрешится тогда, когда родители постараются  изменить свое поведение. Не отказывайтесь  от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку  к минимуму. Не требуйте от ребенка  только правильных поступков, примите  его таким, какой он есть.

Помогайте, но не старайтесь решать за него все  проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте  свободу, дозируйте похвалу и  порицание — это один из выходов  в данной ситуации.

5. Конфликт  родительской авторитетности. “Шоковая  терапия”

Детей в  таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и  никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют  от ребенка совершенства, говоря при  этом: “А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о  безысходности, бессмысленности собственной  жизни.

Все, как  на войне. Силы сторон (родителей и  детей) практически становятся равными: на грубость — грубостью, на злорадство — злорадством. Если у родителей  случаются несчастья, дети не будут  сочувствовать, они отплатят той  же монетой.

Измените  отношение к своему ребенку. Станьте  терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие  и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или  дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, “холодной” войны.

И главное  — уверьте ребенка в том, что  вы всегда будете его любить, что  гордитесь тем-то и тем-то, чего в  вас недостает. Поймите, что ему  трудно!

К чему мне  необходимо стремиться?

Оптимальный тип семьи: партнерство

Именно  такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура  или сосуществование.

Как же этого  добиться? Если мы хотим, чтобы сын  или дочь стали ближе, роднее, то первое правило — не ограждайте их от горестей и радостей взрослого  человека, а делайте соучастниками  ваших переживаний. Причем делайте  это прямо и смело, давая доступные  разъяснения. Не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами.

Все должно быть общее: и радость, и слезы, и  смех. Совместные переживания, надежды, мечты — все это сплачивает семью, укрепляет ее. Пусть подросток  равноправно участвует во всех советах, решениях семьи. И его поведение  будет обсуждаться так же. Ограничения  и поощрения необходимо обсудить вместе, где вы и ребенок выскажете  свое мнение. Поверьте, решение будет  принято значительно легче.

 

 

 

 

2.3. Социально-педагогические рекомендации учителям при работе с семьей

 

 

 

Семья, давая  много ценного в смысле воспитания, должна постоянно согласовывать  свое влияние с влиянием школы.

К сожалению, родителей больше интересуют отметки, а не новое и интересное, что  входит в жизнь ребенка. В семье  также необходимо заниматься организацией  учебной деятельности, домашним чтением  с детьми, беседовать с ними на темы учения. Важным направлением в семейном воспитании является воспитание духовности. Духовные потребности ребенка развиваются с самого раннего возраста. Детям свойственны природная чистота и открытость, поэтому родители должны стремиться обогащать внутренний мир детей. Родители играют важную роль в формировании всей эмоциональной сферы ребенка, поскольку чувства отражают те процессы, которые происходят в душе. От здоровья чувств зависит духовное развитие человека. Духовное воспитание в семье, таким образом – это общая духовная жизнь со своими родителями. Воспитывая, родители открывают для ребенка пути к самосовершенствованию.

Задача  социального педагога в работе с  семьей - это разрешение кризисных  ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог  кроме педагогических проблем, решает социальные, экономические, медицинские  и психологические задачи.  Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса.

Помощь  в воспитании предполагает консультирование родителей, создание специальных воспитывающих  ситуаций для решения задачи своевременной  помощи семье. Родительский долг, любовь, ответственность, интерес входят в  ту сферу семейной жизни, которая  обеспечивает воспитательную функцию  семьи. Если нарушены отношения в  этой сфере, то социальному педагогу следует оказать помощь в формировании нравственного сознания детей и  родителей через бытовую требовательность, взаимную ответственность и уважение. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать  с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить более адекватные. Такая  работа с семьей осуществляется на профилактическом  и реабилитационном уровнях.

Профилактический  уровень социально-педагогической деятельности с семьей реализуется  в пропаганде ненасильственного  воспитания, в повышении педагогической культуры родителей. Эффективность  профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа  общения с семьей. Недопустимы  небрежное, снисходительное или  слишком официальное отношение  при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно  воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Перед родителями, которые предъявляют к ребенку  завышенные требования, социальный педагог  должен постараться раскрыть как  можно больше реальных достоинств ребенка. Таким образом, профилактический уровень  работы с семьей в процессе помощи в воспитании и обучении предполагает разработку специальных программ педагогического  образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей  и родителей.

Психологическая помощь семье включает социально-психологическую  поддержку. Психологическая поддержка  направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный педагог может осуществить, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того, эту работу могут выполнять психологи, психотерапевты[5].

Социальный  педагог должен постоянно усваивать  новые методы и приемы работы с  семьей, понимать механизм их воздействия  и ответственно подходить к их применению.

По результатам нашего исследования мы разработали «Правила общения с ребёнком». Эти правила социальный педагог может рекомендовать родителям для установления эмоционального благополучиямладшего подростка:

1. Можно  выражать свое недовольство отдельными  действиями ребенка, но не ребенком  в целом.

2. Можно  осуждать действия ребенка, но  не его чувства, какими бы  нежелательными или «непозволительными»  они ни были. Раз они у него  возникли, значит, для этого есть  основания.

3. Не  следует требовать от ребенка  невозможного или трудно выполнимого.  Вместо этого стоит посмотреть, что можно изменить в окружающей  обстановке.

4. Недовольство  действиями ребенка не должно  быть систематическим, иначе оно  перестает восприниматься.

5. Следует  стараться не присваивать себе  эмоциональные проблемы ребенка.

6. Позволять  ребенку встречаться с отрицательными  последствиями своих действий (или  своего бездействия). Только тогда  он будет взрослеть и становиться  «сознательным».

7. Если  ребенку трудно, и он готов  принять вашу помощь, необходимо  помочь ему. Но при этом брать  на себя только то, что он  не может выполнить сам, остальное  предоставлять делать ему самому.

8. Если  ребенок вызывает своим поведением  отрицательные переживания, стоит  сообщить ему об этом.

9. Не  надо вмешиваться в дело, которым  занят ребенок, если он не  просит помощи. Своим невмешательством  родитель сообщает ему: «С тобой  все в порядке! Ты справишься!»

10. Чтобы  избегать излишних проблем и  конфликтов, надо соразмерять собственные  ожидания с возможностями ребенка.

11. Постепенно, но неуклонно необходимо снимать  с себя ответственность за  личные дела вашего ребенка,  пусть он чувствует себя ответственным  за их выполнение.

12. О своих  чувствах всегда следует говорить  ребенку от первого лица. Сообщать  о себе, о своем переживании,  а не о нем и его поведении.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

Мировая практика психологической помощи детям  и их родителям показывает, что  даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить демократический стиль воспитания в семье.

Стиль родительского  взаимоотношения непроизвольно  запечатлевается в психике младшего подростка. На стиль же воспитания, как показали результаты проведенного нами исследования, оказывают влияние личностные качества родителей.

Став  взрослым, человек воспроизводит  стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в  поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей  надо не только просвещать, но и обучать  способам правильного общения с  детьми, корректируя личностные качества родителей.

Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что тревожность - серьезный  эмоциональный барьер, осложняющий  жизнь ребенка.Тревожность влияет на психическое здоровье детей, на их эмоциональное благополучие.

Одной из основных причин тревожности младшего подростка является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.

Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают  самостоятельность суждений. В результате младшие подростки лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.

В ходе исследования и анализа результатов мы пришли к следующим выводам:

1. Недостаток проявления родителями своей любви к ребенку  отрицательно связан с его эмоциональным благополучием. В частности, уровень  тревожности,  уровень враждебности и агрессивности у подростков с такими родителями значимо выше, чем у тех подростков, чьи родители в полной мере проявляют любовь к детям.

2. Недостаточная концентрация родительской любви в различных ее проявлениях формирует восприятие подростками своих родителей как директивных, враждебных, автономных (дистанцированных) и непоследовательных, а также снижает эмоциональное благополучие детей.

Результаты  проделанной работы доказали достоверность  выдвинутой нами гипотезы. Именно создание обстановки эмоционального комфорта и  психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции способствовало значительному улучшению детско-родительских отношений и повышению уровня эмоционального благополучия младшего подростка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

  1. Алексеева, Е.П. Родительское собрание / Е.П. Алексеева, Л.П.Кибардина. М., 2002. – 88с.
  2. Байярд, Р. Ваш беспокойный подросток /Р.Байярд, Д. Байярд. - М., 1991. – 224с.
  3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 352с.
  4. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей / М.И. Буянов. – М.: Просвещение, 1998. – 207с.
  5. Вассерман, Л.И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учебное пособие / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая,Е.Е. Ромицына. - СПб.: Речь, 2004.
  6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. - М., 1967.
  7. Голод, С.И. Стабильность семьи / С.И. Голод. – Л.: Наука,1984.-136с.
  8. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова. – М.: Народное образование, 2002.
  9. Дружинин, Н.В. Психология семьи / Н.В. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208с.
  10. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие / А.Н. Елизаров. – М.: Ось-89, 2003. – 336с.
  11. Кулик, Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик,Н.И Берестов.- М.: Просвещение, 1990.
  12. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.Г. Лидерс. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 256 с.
  13. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 896с.
  14. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. –Воронеж, 2000.-256 с.
  15. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2: Психология образования. – 608с.
  16. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / К.Н. Поливанова. - М., 2000. – 184с.
  17. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2005. – 688с.
  18. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2001. – 283с.
  19. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс / Е.А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2006. – 208с.
  20. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271с.
  21. Шаповаленко, И.В. Взаимоотношения поколений в семье: Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ И.В. Шиповаленко;под ред. Е.Г.Силяевой. - М., 2002.
  22. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-ПРЕСС, 2000. – 512с.
  23. Эйдемиллер, Э.Г Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстиукис. – СПб.: Питер, 1999.- 656 с.
  24. Schaefer E.S. Converging conceptual model for maternal behaviour and for children behaviour // J. Abnormal and Soc. Psychol. 1959. - P. 226–235.

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков