Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Стили семейного воспитания как фактор социального воспитания личности…………………………………………………………………………...5
1.1. Стили семейного воспитания как социально-педагогическая категория......………...5
1.2. Особенности семейного воспитания младших подростков…………...…………....8
1.3. Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков................................................................................................................12
2 Социально-педагогические условия формирования оптимального стиля семейного воспитания…………………………………………………………..16
2.1. Особенности эмоционального состояния младшего подростка при оптимальном стиле семейного воспитания………………………………………………………………16
2.2. Эффективные способы социально-педагогической помощи семьям в формировании оптимального стиля воспитания……………………………..
2.3. Социально-педагогические рекомендации учителям при работе с семьей………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения ……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.docx

— 81.38 Кб (Скачать документ)

      При демократическом стиле прежде  всего учитываются интересы ребенка.  Стиль "согласия".

      При авторитарном стиле родителями  навязывается свое мнение ребенку.  Стиль "подавления".

      При попустительском стиле ребенок  предоставляется сам себе.

Младший подросток видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Очень важно  осознать, что стиль отношения  взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному  стилю детского поведения, но и на эмоциональное благополучие младших  подростков.

 

 

 

 

1.2. Особенности  семейного воспитания младших  подростков

 

 

Подростковый  возраст - остро протекающий переход  от детства к взрослости, в котором  выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для  этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание  прежде установившейся системы интересов  ребёнка, протестующий характер его  поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст  отличается и множеством положительных  факторов: возрастает самостоятельность  ребёнка, более разнообразными и  содержательными становятся отношения  с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера  его деятельности и т. д. Главное  данный период отличается выходом ребёнка  на качественно новую социальную позицию, в которой формируется  его сознательное отношение, к себе как члену общества.

Формирование  личности - это процесс освоения специальной сферы общественного  опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов  и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе "рождение" личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и  связано с осознанием мотивов  своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении  стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

Важнейшей особенностью младших подростков является постепенный отход от прямого  копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых  у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

Главные мотивационные линии этого возрастного  периода, связанные с активным стремлением  к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение  и самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка  появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и  взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время, он еще далеко не во в сем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших детей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление младших подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к ним уже не как к детям, а более серьезно и требовательно.

Самый легкий способ достичь цели "быть как  взрослый" состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки  несколько раньше), копируют поведения  взрослых, которые пользуются авторитетом  в их среде; сюда входят мода, одежда, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы  отдыха, увлечения и т.п. Помимо взрослых, образцами для подражания со стороны  подростков могут стать и их старшие  сверстники. Тенденции походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.

Поведение младшего подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Однако  фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности  недостаточно серьезного отношения  к своим обязанностям, а также  отсутствие у них способности  действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствует быстрому изменению  отношения младшего подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток  старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

В трудах психологов и педагогов мы находим  описание изменений, происходящих в  характере ребёнка в эти годы, нарушений психического и эмоционального равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий. Младшие подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Реакция эмансипации - специфически - подростковая реакция. Она проявляется стремлением  высвободиться из-под опеки, контроля. Она может распространяться на установленные  старшими порядки, правила, законы, стандарты  их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана  с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Эта реакция у подростков возникает  при чрезмерной опеке со стороны  старших, при мелочном контроле, когда  его лишают минимальной самостоятельности  и свободы, относятся к нему как  к маленькому ребёнку.

Проявление  реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании  везде и всегда поступать по-своему, самостоятельно.

У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя, разобраться в своих  чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена  какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. Именно в  подростковом возрасте начинает устанавливаться  определённый круг интересов, который  постепенно приобретает известную  устойчивость. Развивается интерес  к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.

Родительские  позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Отталкиваемый  и отвергаемый ребенок чувствует  себя ненужным, лишним, отодвинутым  в семье на второй план. Такие  дети иногда борются за свое положение  в семье или пытаются обратить на себя  внимание плохим поведением, которое не одобряется их родителями, но помогает ребенку стать центром  семейного внимания.

Таким же лишним ребенок чувствует себя тогда, когда родители уклоняются от общения  с ним, не участвуя в играх, почти  не замечают его, постоянно заняты своими делами.

Дети  родителей, чрезмерно их оберегающих, чаще всего занимают показную позицию, излишне выдвинутую на задний план. Они сосредотачивают на себе внимание всех окружающих. Потребности этих детей доминируют над потребностями  других членов семьи. К такому ребенку  относятся как к божеству, которому все служат. Подобную позицию чаще занимает единственный ребенок, или  самый младший, или один из детей, склонный к заболеваниям, о здоровье которого родители чрезмерно тревожатся и не могут преодолеть эти волнения.

Ребенок, от которого слишком много требуют, которого принуждают и которым командуют, также не имеет надлежащей позиции. На нем, как и на излишне оберегаемом  ребенке, концентрируется внимание родителей, однако пред ним выдвигаются  требования, которые не ставятся перед  другими членами семьи. Даже в  малейшей степени за ним не признается право на самостоятельные действия. Родители вообще не уважают его права  в отличие от признания прав других членов семьи.

Правильные  воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в  восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию  ребенка в семье как полноправного  члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

В современной  семье все прочнее укореняется  демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию.

Позиция ребенка в семье изменяется в  зависимости от его возраста. Чем  меньше ему лет, тем центральнее  место он занимает в семье, тем  сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его  зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно  уравниваются его права с другими  членами семьи.

В подростковом периоде родителям необходимо постепенно готовиться к роли советников, консультантов, чтобы в будущем с этих позиций  руководить ребенком, направлять его  и лишь в самых крайних случаях  прибегать к авторитарным указаниям  или запретам. Если же отношения  складываются плохо, то причины коренятся  в первую очередь в неправильном отношении к ребенку в данное время или касаются предыдущих периодов его развития.

В любом  периоде жизни человека родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских  лет большинство людей в своем  поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают  его одним из прекрасных человеческих проявлений - родительской любовью. Эта  взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных  позиций, на его поведение, отношение  к людям, на его эмоциональное благополучие.

У родителей, имеющих детей-подростков, и у  самих подростков нередко возникают  проблемы. Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты  по самым разным вопросам.

Конфликты между подростками и родителями в семье - очень частое встречающееся  явление. Оно в определенной степени  является естественным, если иметь  в виду не конфликты как таковые, а порождающие их противоречия во взглядах родителей и детей.

Такие конфликты  обычно связаны с переходом ребенка  на более высокий уровень психологического развития, с переходом от детства  к взрослости.

Снятию  межличностного конфликта подростка  и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного  уважения.

Способы разрешения подросткового межличностного конфликта с родителями могут  быть самыми различными. Но во всех подобных случаях жизни инициативу в их предупреждения и устранении должны брать на себя взрослые люди, в данном случае родители. Они же в уже  возникшей конфликтной ситуации, будучи более разумными и опытными людьми, чем подростки, обязаны вести  себя в отношении подростков более  гибко и осмысленно.

 

 

 

1.3. Влияние  стилей семейного воспитания  на эмоциональное благополучие  младших подростков

 

 

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего  особенности отношений младшего подростка с родителями и его  эмоциональное благополучие.

      Демократичные родители ценят  в поведении младшего подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

      Авторитарные родители требуют  от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков