Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:53, курсовая работа

Описание

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Основное влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Стили семейного воспитания как фактор социального воспитания личности…………………………………………………………………………...5
1.1. Стили семейного воспитания как социально-педагогическая категория......………...5
1.2. Особенности семейного воспитания младших подростков…………...…………....8
1.3. Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков................................................................................................................12
2 Социально-педагогические условия формирования оптимального стиля семейного воспитания…………………………………………………………..16
2.1. Особенности эмоционального состояния младшего подростка при оптимальном стиле семейного воспитания………………………………………………………………16
2.2. Эффективные способы социально-педагогической помощи семьям в формировании оптимального стиля воспитания……………………………..
2.3. Социально-педагогические рекомендации учителям при работе с семьей………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………….
Приложения ……………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.docx

— 81.38 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  МАКСИМА ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ  БЛАГОПОЛУЧИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

старший преподаватель

ПЕНКОВА Т.А. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Стили семейного  воспитания как фактор социального  воспитания личности…………………………………………………………………………...5

1.1. Стили семейного воспитания как социально-педагогическая категория......………...5

1.2. Особенности семейного воспитания младших подростков…………...…………....8

1.3. Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков................................................................................................................12

2 Социально-педагогические  условия формирования оптимального  стиля семейного воспитания…………………………………………………………..16

2.1. Особенности эмоционального состояния младшего подростка при оптимальном стиле семейного воспитания………………………………………………………………16

2.2. Эффективные способы социально-педагогической помощи семьям в формировании оптимального стиля воспитания……………………………..

2.3. Социально-педагогические рекомендации учителям при работе с семьей………….

Заключение………………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………….

Приложения  ……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Актуальность  межличностных отношений в семье  и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается  в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и  психического здоровья ребенка - это  стабильность семейной среды. Большое  значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка. Основное влияние  на развитие личности человека имеет  семья - родители и родственники.

Если у  детей плохие отношения с одним  или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям  и испытывать глубокий психологический  кризис.

Аспект  семейных взаимоотношений - это характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью "наставить  детей на путь истинный" или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются  редко: при воспитании они сознательно  придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо  или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее  социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или  наказывают за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения.

Каждый  ребенок имеет право быть любимым, но ему может быть отказано в этом праве, если родителям не хватит умения сначала научить ребенка быть в меру уступчивым и неагрессивным.

Область данного исследования: семейное воспитание.

Проблема  исследования: каково  влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное  благополучие младших подростков.

Цель  исследования: выявить влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное  благополучие младших подростков.

Объект  исследования: семейное воспитание младших  подростков.

Предмет исследования: Стили семейного воспитания.

Гипотеза  данного исследования: демократический  стиль семейного воспитания наиболее благополучно влияет на эмоциональное  состояние младших подростков.

Исходя  из цели данного исследования, нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить историю и современное состояние проблемы влияния стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков;
  2. Проанализировать особенности влияния каждого стиля семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков
  3. Определить сущностные характеристики стилей семейного воспитания;
  4. Разработать рекомендации по совершенствованию семейного воспитания и его влияния на младших подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Стили семейного воспитания как  фактор социального воспитания  личности

 

 

1.1. Стили  семейного воспитания как социально-педагогическая  категория

 

 

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни  формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

В жизни  каждого человека родители играют большую  и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок  подражает, и стремиться быть похожим  на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит  формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств  и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят  ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над  своим поведением, за отношение к  другим людям, внимание к организации  семейной жизни позволяет воспитывать  детей в наиболее благоприятных  условиях, способствующих их всестороннему  и гармоничному развитию.

Большую роль играют в семье взаимоотношения  между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и  того же поколения. Семья как малая  социальная группа оказывает влияние  на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь  семьи. Отдельные члены этой малой  группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки  всей семьи. Чем меньше семья, тем  выше требования психологической совместимости  ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают  микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и  т.д.

Основное  влияние на развитие личности человека имеет семья - родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно  и постоянно участвовать в  жизни малой группы, состоящей  из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

Благодаря своим особенностям семья как  малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных  проявлений и удовлетворения эмоциональных  потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать  помощь и поддержку другим людям.

Одной из главнейших функций семьи заключается  в создании условий для развития личности всех своих членов.

Отклонения  в поведении младших подростков свидетельствует чаще всего о серьезных нарушениях в жизни семьи. Возможно, что дети из этих семей, подражая своим родителям, неправильно воспринимают духовные и материальные ценности.

Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры  между родителями вызывают у детей  постоянное чувство беспокойства, неуверенности  в себе, эмоциональное напряжение и могут стать источниками  их эмоционального неблагополучия. Большинство  ученых считают, что эмоциональное благополучие и неблагополучие  связаны со стилем семейного воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. В литературе можно встретить различные классификации стилей семейного воспитания, анализ последствий, вытекающий из практики того или иного стиля воспитания.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений  родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия[14].

Так, например, А.Болдуин выделяет демократический, контролирующий и смешенный стили  семейного воспитания.

Демократический стиль характеризуется высоким  уровнем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с ним, вера в  его самостоятельность в сочетании  с готовностью помочь ему в  случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением  общаться со сверстниками, активностью.

При контролирующем стиле воспитания родители берут  на себя функции контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном  стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система  воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более  или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом  их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

      Диктат в семье проявляется  в систематическом поведении  одними членами семейства (преимущественно  взрослыми) инициативы и чувства  собственного достоинства у других  его членов.

      Родители, разумеется, могут и должны  предъявлять требования к своему  ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением младшего подростка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений младшего подростка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия его эмоционального неблагополучия.

      Опека в семье - это система  отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение  всех потребностей подростка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей подростка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

 Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной  деятельности, ее организацией и  высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается  эгоистический индивидуализм подростка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

  Большое  значение в становлении эмоционального благополучия младшего подростка и его самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

 Можно  выделить три стиля семейного  воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный)[7].

Информация о работе Влияние стилей семейного воспитания на эмоциональное благополучие младших подростков