Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить формирование адаптационных резервов организма детей с близорукостью 7-9 лет в условиях применения курса лечебной физической культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора.
1.2. Близорукость.
1.3. Особенности развития детей с патологией зрения.
1.4. Использование подвижных игр в теории практики физического воспитания.
1.5. Принципы и методические рекомендации коррекции вторичных отклонении у детей с ослабленным зрением.
1.6. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования младших школьников
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Программа реабилитационных мероприятий для детей с близорукостью.
2.4. Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения
3РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Динамика изменений двигательных качеств детей 7-9 лет с близорукостью.
3.2. Динамика изменений антропометрических показателей физического развития детей 7-9 лет.
3.3. Динамика изменений физиометрических показателей физического развития
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.docx

— 116.55 Кб (Скачать документ)

Особенности физической реабилитации

у детей с нарушением зрения 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

1 СОСТОЯНИЕ  ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ  РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ  КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У  ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ

1.1. Анатомо-физиологические  особенности зрительного анализатора.

1.2. Близорукость.

1.3. Особенности  развития детей с патологией  зрения.

1.4. Использование подвижных игр в теории практики физического воспитания.

1.5. Принципы  и методические рекомендации  коррекции вторичных отклонении  у детей с ослабленным зрением.

1.6. Роль и  значение подвижных игр для  физического совершенствования  младших школьников 

2 МЕТОДЫ  И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация  исследования.

2.2. Методы  исследования.

2.3. Программа  реабилитационных мероприятий для  детей с близорукостью.

2.4. Физическая  культура и адаптивный спорт  для детей с поражением зрения

3РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Динамика  изменений двигательных качеств  детей 7-9 лет с близорукостью.

3.2. Динамика  изменений антропометрических показателей  физического развития детей 7-9 лет.

3.3. Динамика  изменений физиометрических показателей  физического развития

ВЫВОДЫ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность

    В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По данным Т. С. Смирновой (1976), среди детей, страдающих близорукостью, число практически  здоровых в два раза меньше, чем  среди всей группы обследованных  школьников. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У  близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного  аппарата — нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а  также быстрым утомлением мышц шеи  и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной  и сердечно-сосудистой. Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между физической активностью  ребёнка, его здоровьем, с одной  стороны, и развитием близорукости, с другой стороны. Если ребёнок с  самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закалён, у него реже возникает близорукость даже при  наследственной предрасположенности. И, наоборот, у близоруких детей, если их не тренировать, не следить за их осанкой, питанием, режимом учёбы  и отдых, могут возникнуть различные  заболевания и дальнейшее прогрессирование близорукость.

    Физическая  культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма  и активизации его функций, так  и повышению работоспособности  глазных мышц, укреплению склеры глаза. Изучение влияния систематических  занятий циклическими физическими  упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности  в сочетании с гимнастикой  для глаз показало, что у людей  с близорукостью средней степени  не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение. Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения детей. Так, было отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся спортом, число  лиц, страдающих близорукостью, значительно  меньше, чем среди школьников, которые  не занимаются спортом. С помощью  специальных исследований, произведённых Е. И. Ливадо (1974—1975), было установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеобразовательного характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции близорукого глаза.

    На  основании проведённых исследований была разработана методика лечебной физкультуры для школьников и  взрослых, страдающих близорукостью, и  на практике доказана её эффективность. Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые близоруким, можно  выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно включать в комплекс производственной гимнастики. Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени  близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера  обязательно необходимо сочетать с  гимнастикой для глаз. Для того чтобы рационально, с большей  пользой для здоровья заниматься физическими упражнениями, нужно  знать и выполнять рекомендации по организации самостоятельных  занятий, разработанные для близоруких людей – школьников и студентов, служащих, людей творческого труда, а также тех, чья профессия  связана с продолжительной и  напряжённой зрительной работой.

    Цель  исследования - изучить формирование адаптационных резервов организма детей с близорукостью 7-9 лет в условиях применения курса лечебной физической культуры.

    Задачи  исследования:

  1. на основе анализа научно-методической литературы изучить анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора;
  2. изучить особенности физического развития и функционального состояния детей с близорукостью в возрасте 7-9 лет;
  3. разработать методику лечебной физической культуры для данной категории  детей и оценить ее эффективность;
  4. провести сравнительный анализ морфофункциональных показателей и уровня адаптационных резервов организма детей с близорукостью в контрольной и экспериментальной группах;
  5. оценить влияние лечебной физической культуры на формирование адаптационных возможностей организма детей с близорукостью.

     Объект  исследования - педагогический процесс, направленный на повышение морфофункциональных характеристик детей страдающих близорукостью

     Предмет исследования - процесса адаптации организма детей, страдающих близорукостью, к физическим нагрузкам в период применения курса лечебной физической культуры

 

1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ

    1. Анатомо-физиологические  особенности зрительного

анализатора

 

     Глаз  имеет почти круглую форму  около 2,5 см в диаметре. Он находится в передней части костной глазницы, или орбиты; между глазом и костной стенкой глазницы лежат жир, соединительная ткань, связки, мышцы и железа, вырабатывающая слезную жидкость. Глаз подвешен на связках, причем произвольные мышцы, находящиеся в глазнице (но вне глаза), двигают его таким образом, что он может смотреть вверх и вниз и из стороны в сторону.

     Стенка  глаза состоит из трех слоев, которые называются: 1) опорный, 2) средний и 3) сетчатый. Не во всех частях стенки глаза присутствуют все три слоя.

     Опорный слой состоит в основном из плотной соединительной ткани. Почти во всем глазу она называется склерой (от греч. склерос- твердый). Склера имеет белую окраску, видимая ее часть образует «белок» глаза. Часть опорного слоя, покрывающая центральный участок переднего отдела глаза, слегка выпуклая и прозрачная; она называется роговицей. За исключением тех точек, где его пронизывают кровеносные сосуды, опорный слой полностью покрывает глаз, кроме одного места сзади, где имеется отверстие, через которое из глазного яблока выходит зрительный нерв.

     Средний слой глазной стенки часто называется увеальным (от лат. uva-виноград) слоем, или трактом, потому что, обнажившийся после удаления склеры, он похож на кожицу темного винограда тем, что пигментирован и окружает желеобразное содержимое глаза. Средний слой сильно васкуляри-зирован; поэтому его называют также сосудистой оболочкой глаза.

     Сетчатая оболочка, или сетчатка. Она состоит из двух, слоев: один, выстилающий среднюю оболочку глаза, пигментирован; второй, который в свою очередь выстилает пигментный слой, состоит из нервной ткани. Последняя не заходит на переднюю часть глаза, так как здесь свет не мог бы фокусироваться на ней. В зрительной части сетчатки содержатся специальные нервные клетки, образующие, так называемые, палочки и колбочки; это фоторецепторы. Кроме того, в сетчатке находятся тела многих вставочных нейронов и ганглиозных клеток, а также множество нервных волокон. Большинство этих последних сходится в том месте, где зрительный нерв выходит из глаза через склеру.

     Преломляющие  среды глаза

Прежде  чем свет достигает сетчатки, он проходит через следующие среды:

  1. вещество роговицы;
  2. пространство между роговицей и хрусталиком, так называемая передняя камера глаза; оно наполнено жидкостью, носящей название водянистой влаги;
  3. хрусталик;
  4. прозрачное студенистое вещество, стекловидное тело, которое заполняет внутренность глаза за хрусталиком.

     Проходя наклонно из вещества с одним показателем  преломления в вещество с другим показателем, световой луч отклоняется. Роговица изогнута, и разница между показателями преломления у роговицы и воздуха больше, чем у любых других сред, через которые свет затем последовательно проходит на пути к сетчатке. Поэтому в отношении преломляющегося света изогнутая передняя поверхность роговицы имеет очень большое значение. Но у хрусталика показатель преломления лишь немногим больше, чем у водянистой влаги перед ним и чем у стекловидного тела позади него. Исключительное значение хрусталика состоит в том, что, поскольку он эластичен, его фокусное расстояние может меняться благодаря сокращению мышц, прикрепленных к волокнам цинновой связи (ресничного пояска), на которых он подвешен; это делает возможной резкую фокусировку света, падающего от предметов, находящихся на разных расстояниях.

     Хрусталик представляет собой прозрачное тело, имеющее форму чечевицы или двояковыпуклой линзы. При помощи круговой (цинновой) связки он подвешен к отросткам ресничного тела. Хрусталик участвует в преломлении световых лучей и в акте аккомодации. За хрусталиком находится стекловидное тело. Оно занимает основную часть полости глазного яблока. Это прозрачная студнеобразная масса, содержащая 98% воды.

     Стекловидное  тело участвует в преломлении световых лучей, а также поддерживает тонус и форму глазного яблока.

     К вспомогательному аппарату глаза относятся:

  • веки
  • глазница.

     Верхнее и нижнее веки обеспечивают защиту глазного яблока от попадания различных предметов. Они смыкаются даже при движении воздуха и при малейшем прикосновении к роговице. При помощи мигательных движений век с поверхности глазного яблока убираются мелкие частицы пыли и равномерно распределяется слезная жидкость. Свободные края век плотно прилегают друг к другу при их смыкании. Кожа век тонкая, легко собирающаяся в складки. Подкожная клетчатка содержит чрезвычайно мало жира. Под кожей век находятся мышцы:

  • круговая мышца глаза, с помощью которой веки смыкаются
  • мышца, поднимающая верхнее веко.

     Внутренняя  поверхность век покрыта слизистой  оболочкой – конъюнктивой. Конъюнктива  имеет множество нервных окончаний, а ее клетки выделяют специальный  секрет, смазывающий поверхность  глазного яблока.

     К придаточному аппарату глаза относятся:

  • слезный аппарат
  • мышечная система.

     Слезный аппарат состоит из слезных желез, расположенных в верхненаружной стенке глазницы, слезных канальцев, слезного мешка и слезно-носового канала. Слезная железа постоянно вырабатывает слезу. Слезотечение усиливается при раздражении роговицы и при плаче. Слеза собирается у внутреннего угла глаза, а затем выводится по носослезному каналу в полость носа.

     Мышечная  система- в глазнице располагаются 8 мышц, участвующих в движении глазного яблока. При помощи этих мышц глазное яблоко может вращаться во все стороны.

     Орган зрения или зрительный анализатор –  это не только глаз. Собственно глаз это периферическая часть органа зрения.

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23: