Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подвижные игры влияют на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения при:
- использовании зрительных ориентиров
- использовании озвученной атрибутики
если содержание игр будет направлено на развитие функций внимания
при специальной организации помещения

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6
Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6
1.2 Подвижные игры в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12
1.3. Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….17
Вывод ………………………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23
2.1. Выявление наличного уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23
2.2 Результаты констатирующего эксперимента…………………………………27
Вывод……………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние подвижных  игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Курсовая работа

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы влияния подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………...6

    1. Развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения……………………………………………………………...6

1.2 Подвижные игры в  работе с детьми дошкольного  возраста с нарушением зрения……………………………………………………………………………..…12

1.3. Влияние подвижных  игр на развитие зрительного  внимания у детей дошкольного  возраста с нарушением зрения…………………………………….17

Вывод ………………………………………………………………………………22

Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме влияния подвижных  игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения………………………………………………………………………………..23

2.1. Выявление наличного  уровня развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………………….23

2.2 Результаты констатирующего  эксперимента…………………………………27

Вывод……………………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….30

Список литературы……………………………………………………………..32

Приложение ………………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

Введение

 

По данным Всемирной  организации здравоохранения, в  последние десятилетия во всех странах  мира качественно и количественно  изменился состав детей с нарушениями  зрения. Проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия у детей инвалидов по зрению чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации. Компенсация нарушений зрительного восприятия у таких детей может облегчить ориентировку в пространстве, учебно-воспитательный процесс, физическую  трудовую подготовку и интеграцию в общество зрячих. Вопросом о необходимости и возможности компенсации нарушений зрительного восприятия у детей с нарушением зрения занимались офтальмологи, нейрофизиологи, психофизиологи, тифлопедагоги и тифлопсихологи такие как: Земцова М.И., Новикова Л.А., Кулагин Ю.А., Солнцева Л.И., Куман И.Г., Плаксина Л.И., Зислина Н.Н., Литвак А.Г., Григорьева Л.П., Федоров С.Н., Каплан А.И. и другие.

В настоящее время в России недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в дошкольном возрасте. Это обусловлено отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров реабилитации. В результате чего в специальные школы приходят дети с грубыми нарушениями зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии.

Для детей данной категории  необходимо создавать систему специальных, коррекционных, педагогических методов  и приемов. Они помогут ребенку  восполнить недостатки развития и адаптироваться в нормальный, социально-общественный процесс.

Для детей дошкольного  возраста ведущей деятельностью  является игра. Она обеспечивает их всестороннее развитие, поэтому в  педагогическом процессе дошкольного  учреждения игра должна занимать значительное место.

«Школа правильно руководимой  игры открывает ребенку окно в  мир шире и надежнее, чем чтение…»

Эти слова принадлежат  известному французскому ученому Ж. Фабру. Он хорошо понимал, как много значит  игра в жизни ребенка и как важно наставнику, воспитателю, любому взрослому, взявшемуся за самую может быть, ответственную миссию – растить Человека, быть рядом с ребенком и в игре тоже, руководить ею, но так, чтобы ребенок видел во взрослом друга, партнера, а не диктатора или надзирателя

Детская игра является центральной проблемой дошкольной педагогики и детской психологии. Детская игра привлекает к себе внимание науки как многоплановая проблема и рассматривается в разных аспектах: историческом, этнографическом, социологическом, этическом, психологическом, педагогическом.

Таким образом, проблема нашей работы: каким образом подвижные игры будут оказывать влияние на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

   Объект исследования: процесс развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Цель исследования: теоретически доказать влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что подвижные игры влияют на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения при:

-    использовании зрительных ориентиров

-    использовании озвученной атрибутики

  • если содержание игр будет направлено на развитие функций внимания
  • при специальной организации помещения

Задачи исследования:

1. изучить и проанализировать  проблему развития зрительного  внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в трудах отечественных ученых;

2.  изучить вопрос  использования подвижных игр  в работе с детьми дошкольного  возраста с нарушением зрения;

3. теоретически доказать  влияние подвижных игр на развитие  зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое  обоснование проблемы влияния подвижных  игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

 

§1.1 Развитие зрительного  внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

 

В отечественной психологии внимание определяется как «направленность  и сосредоточенность психической  деятельности человека, активность его  личности в данный момент и при  данных условиях». Внимание не имеет своего собственного содержания и связано с характером активности и деятельности человека.

Общие закономерности формирования и развития внимания у нормально  развивающихся детей присуще  и детям с нарушением зрения.

Однако полное выпадение  или глубокое нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет отражение предметов и явлений окружающей среды. Восполнить недостатки в чувственном опыте может только активизация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.

Внимание, как одна из сторон психической деятельности незрячих и слабовидящих детей изучено  крайне недостаточно. Однако все тифлопсихологи и тифлопедагоги отмечают большое  значение внимания в компенсации  и коррекции последствий зрительных дефектов.

В тифлопсихологии было широко распространено мнение, согласно которому слабовидение вызывает положительные  автоматические изменения всех свойств  внимания, и в первую очередь его  устойчивости, интенсивности, концентрированности.      « Зрение, - писал К.Штумпф, - наносит ущерб нашему вниманию не столько рассеянностью, которую оно вызывает, столько одновременностью впечатлений, которую оно обуславливает. Зрительные восприятия обладают той особенностью, что они притекают к нам одновременно целой массой и, таким образом, в известном смысле оглушают и спутывают сознание, которое, будучи подавлено тяжестью зрелища, блуждает от одного объекта к другому, не зная, на чем остановиться и сосредоточиться. Это непостоянство входит в потребность и в привычку, влияние которой на нашу психическую деятельность мы так хорошо осознаем, что, что когда мы хотим сосредоточить наше внимание, мы закрываем глаза и таким образом искусственно делаем себя слепыми. Наоборот, осязательные и слуховые ощущения являются по своей природе разъединенными; они входят в сознание последовательно, и психика занимается ими без труда, со все возрастающей интенсивностью» [4, с. 188]

Такие тифлопсихологи, как  К. Бюрклен, П. Виллей, А.А. Крогиус, Ф. Цех, утверждали, что сужение сферы  чувственного познания у незрячих отрицательно влияет на внимание, отмечая в то же время, что оно у них может развиваться, причем достигать того же уровня, что и у зрячих.

 Внимание, не являясь  самостоятельным психическим процессом,  проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте. Избирательная направленность внимания  обеспечивает особую ясность и отчетливость осознания объекта. Включение произвольного внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превращая в направленную деятельность. Придавая психической деятельности избирательную направленность, внимание в то же  время дает эффект сенсибилизации, которую нужно понимать не только как повышение чувствительности, но и, как указывал С.Л. Рубинштейн, как повышение восприимчивости к впечатлениям, мыслям, действиям. Внимание обеспечивает также сосредоточение сознания на объекте деятельности при одновременном его отвлечении от постороннего, мешающего деятельности в заданном направлении.

Выпадение или нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение мира, в результате чего из сферы ощущений выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что компенсация этих пробелов в чувственном опыте возможна только при активизации деятельности сохранных органов чувств.  В этой активизации существенная роль принадлежит вниманию. Внимание как сторона психической деятельности детей с нарушением зрения исследовано еще недостаточно. Однако его большое значение для компенсации дефектов зрения отмечается почти всеми тифлопсихологами и педагогами.

Наблюдения за слабовидящими  детьми говорят о низком уровне развития их внимания, обусловленное узостью  интересов к окружающему миру, о котором они получают по сравнению со своими зрячими сверстниками лишь немногочисленные и разрозненные сведения. Нужно отметить также, что уменьшение количества раздражителей при нарушениях зрения снижает устойчивость внимания. В то же время длительное воздействие слуховых раздражителей  быстро утомляет и ведет к рассеиванию внимания. Внимание слабовидящих может интенсивно развиваться и достигать того же уровня, как у нормально видящих.

Виды внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как ориентировочная реакция при действии зрительных стимулов, выделяющихся новизной, интенсивностью, контрастом или особой значимостью для ребенка. Оно вязано с познавательной деятельностью, интересами и потребностями личности.

Произвольное внимание – избирательная устойчивая активность по отношению к какому – либо объекту или событию; возникает  при постановке перед ребенком определенной задачи как в невербальной форме, так и с помощью речи.

Послепроизвольное внимание – избирательная активность, связанная с вхождением в деятельность и с возникшим в ее процессе интересом ребенка к выполнению какого – либо задания.

 Первоначально непроизвольное  внимание формируется и развивается  в результате воздействия внешних раздражителей на органы чувств или проявлений органических потребностей и не зависит от сознания субъекта деятельности. Чем интенсивнее раздражитель, тем ярче проявления внимания. Сокращение же объема внешних воздействий вследствие полного или частичного выпадения зрительных ощущений и восприятий, наиболее дифференцированных, опредмеченных, эмоционально окрашенных, не способствует развитию внимания, а, наоборот, задерживает его развитие.

Высшие виды внимания (произвольное и послепроизвольное)

непосредственно связаны с деятельностью, в процессе выполнения которой формируются волевые качества, интересы, личность, в конечном итоге определяющие уровень развития и направленность внимания. Отсюда следует, что приобщение лиц с дефектами зрения к активной деятельности способствует развитию произвольного и непроизвольного внимания.

Качествами внимания являются концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объем.

Концентрация внимания – степень сосредоточенности  на объекте или событии, которая  может быть высокой или низкой.

Устойчивость – характеризуется  длительностью сосредоточения внимания на объекте или событии.

Переключение – осознанный перенос внимания с одного объекта  или события на иные.

Распределение – характеризуется  удерживанием внимания на нескольких объектах или событиях одновременно.

Объем – число объектов, на которые одновременно направлено внимание.

Проявление и развитие данных качеств внимания имеет  некоторые  особенности. Затруднения в сфере  восприятия отрицательно сказываются  на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие ограничивает разнообразие впечатлений и действий, что является одним из важнейшим условием устойчивости внимания; скорость переключения внимания связана со скоростью и точностью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством и объемом внимания.

 Затруднения, испытываемые  лицами с дефектами зрения  в процессе познавательной и  трудовой деятельности, требуют  от них гораздо более внимательного  отношения к ряду операций. В результате подсознательно формируется установка на внимание, на более тщательный контроль за своими действиями.

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения