Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить формирование адаптационных резервов организма детей с близорукостью 7-9 лет в условиях применения курса лечебной физической культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СОСТОЯНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С БЛИЗОРУКОСТЬЮ 7-9 ЛЕТ
1.1. Анатомо-физиологические особенности зрительного анализатора.
1.2. Близорукость.
1.3. Особенности развития детей с патологией зрения.
1.4. Использование подвижных игр в теории практики физического воспитания.
1.5. Принципы и методические рекомендации коррекции вторичных отклонении у детей с ослабленным зрением.
1.6. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования младших школьников
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация исследования.
2.2. Методы исследования.
2.3. Программа реабилитационных мероприятий для детей с близорукостью.
2.4. Физическая культура и адаптивный спорт для детей с поражением зрения
3РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Динамика изменений двигательных качеств детей 7-9 лет с близорукостью.
3.2. Динамика изменений антропометрических показателей физического развития детей 7-9 лет.
3.3. Динамика изменений физиометрических показателей физического развития
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.docx

— 116.55 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     Задача  лечения близорукости – остановить или замедлить прогрессирование ухудшения зрения, предотвратить  осложнения миопии. Пациенту назначается  общеукрепляющие мероприятия: режим  дня, занятия лечебной физкультурой, достаточное пребывание на свежем воздухе. Должны быть исключены тяжелые физические нагрузки, резкие движения, прыжки, подъемы  тяжестей.

     Режим зрительной работы, при котором работа на близком расстоянии должна быть максимально сокращена, освещение  должно быть достаточным. Пациентам  со слабой и средней степенью близорукости при работе на близком расстоянии через каждые 15 минут необходимо давать отдых глазам, смотреть вдаль, моргать, делать упражнения для глаз, пациентам с высокими степенями  миопии такие перерывы надо делать каждые 10 минут.

     Назначаются препараты кальция, витамины. Рекомендуется  употреблять в пищу продукты богатые  фосфором. Очаги инфекции в организме  должны быть подвергнуты санации. Коррекция  зрения при близорукости производится при помощи очковой оптики. Коррекция  должна быть почти полной и обеспечивать бинокулярное зрение. При неуклонном прогрессировании степени близорукости назначается хирургическое лечение.

     Профилактика  близорукости.

     Для воздействия на ослабленную аккомодационную  способность при близорукости широко используются:

  • тренировочные упражнения с линзами (Э.С. Аветисов, К.А. Мац), которые проводят только в условиях глазного кабинета или глазной клиники;
  • упражнение "метка на стекле";
  • упражнения на домашнем аккомотренере.

     Два последних вида упражнений можно  проводить в домашних условиях. Эти  упражнения для цилиарной мышцы  особенно эффективны при начальной  стадии близорукости. Для выполнения упражнения "метка на стекле" проводящий тренировку аккомодации наносит на оконное стекло на уровне своих глаз метку диаметром 3-5 мм. Затем он становится на расстоянии 30-36 см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав взгляд на этом предмете, затем переводят, его на метку на стекле, а затем снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражнение проводят 2 раза в день в течение 25-30 дней. При отсутствии стойкой нормализации аккомодационной способности такие упражнения проводят систематически с перерывами в 10-15 дней.

     Первые  два дня продолжительность каждого  упражнения должна составлять 3 минуты, последующие два дня продолжительность  увеличивается до 5 минут, а в остальные  дни и до окончания полного  курса продолжительность упражнения - 7 минут.

     Для проведения упражнений на аккомодотренере  необходимо самому в домашних условиях изготовить простой прибор. Он представляет собой кусок плотного картона, имеющего форму и размеры ракетки для  настольного тенниса (20x10 см). В нижней ее части (непосредственно над рукояткой) делается горизонтальная щель. В эту щель вставляется линейка длиной 50-60 см. Вертикально расположенная ракетка должна свободно перемещаться по линейке в обе стороны. На передней поверхности этой самодельной ракетки наносится буква "С" высотой около 3 мм. Упражнение проводят следующим образом.

     Тренируемый, держа за рукоятку ракетку вертикально  перед собой, приставляет к глазу (другой глаз закрыт) край линейки прибора. Затем он медленно перемещает ракетку  по направлению к глазу до тех  пор, пока буква "С" становится расплывчатой, а затем похожей на букву "О".

После этого тренируемый начинает медленно отодвигать ракетку от глаза, добиваясь  того чтобы буква "С" сначала  вновь приобрела ясные очертания, а затем расплылась. Как только это происходит, ракетку вновь  начинают приближать к глазу, чтобы  буква "С" стала похожей на букву "0". Это повторяется несколько  раз. Упражнение проводят в течение 10 минут для каждого глаза отдельно с интервалом в 10-20 минут.

     Необходимо  следить за тем, чтобы буква на ракетке во время выполнения упражнения все время была достаточно освещена. Во время проведения упражнения к  глазу можно дополнительно приставить линзу в +3,0 диоптрии, чтобы обеспечить более полного расслабление цилиарной  мышцы. 

1.3. Особенности развития  детей с патологией  зрения

 

     Развитие  физических качеств детей младшего возраста протекает неравномерно, скачкообразно. Знание этих особенностей позволяет целенаправленно воздействовать на их развитие средствами физического воспитания. По данным исследования А.В. Склярова, в возрасте 7-10 лет наблюдается усиленный рост ребенка. В 11-13 лет - замедление роста и его стабилизация, в 14-17 лет - снижение достигнутого уровня. Задачи воспитания: в период усиленного роста детей развивать двигательные навыки, а когда навыки стабилизируются или показатели их снижаются, поддержать достигнутый уровень развития. Младший школьный возраст (7-10 лет) характеризуется некоторым замедлением роста тела в длину (2-4 см в год) и усилением общего развития организма; вес тела увеличивается на 2-4 кг в год, окружность грудной клетки - на 2-4 см. Физиологи называют этот возрастной отрезок "периодом округления". У детей больше, чем у взрослых, расход энергии при выполнении одной и той же мышечной работы. Поэтому дети относительно быстро устают и дольше восстанавливаются.

     По  данным С.Ф. Годунова (1968), основное увеличение сводов стопы происходит в 6-8 лет и к 10-12 годам она становится сравнительно стабильной. У детей младшего школьного возраста отлично развивается гибкость, что объясняется большим количеством хрящевой ткани в межкостных соединениях. Этим следует воспользоваться. С другой стороны, пластичность детского скелета требует осторожности в использовании силовых упражнений; целесообразно уделять больше внимания формированию правильной осанки. Изгибы позвоночника у детей в этом возрасте ещё в стадии формирования. Неправильное положение тела, головы изменяет кривизну позвоночника и может привести к нарушениям осанки. Желательно избегать в занятиях больших нагрузок на позвоночник, при которых на него оказывается вертикальное давление (подъем штанги, тяжести и т.д.). В младшем школьном возрасте заканчивается формирование отделов головного мозга, управляющих движениями. Ребенок становится способным выполнять довольно сложные по координации движения. Для этого возраста характерна большая потребность в активной двигательной деятельности. Движение является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Функция движения стимулирует активную деятельность всех систем организма, поддерживает и развивает их, корректирует и компенсирует, способствует повышению общей работоспособности организма. Движения доставляют детям удовольствие, они стремятся использовать любую возможность, чтобы побегать, покричать.

     В младшем школьном возрасте развиваются  мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений. Совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Ребенка нужно научить прослеживать движение в пространстве. Особенность восприятия младших школьников - в зависимости от степени поражения зрительных функций - нарушена целостность восприятия, отмечается избирательность восприятия, которая ограничивается узким кругом интересов. А.Г. Литвак отмечает, что при патологии зрения затрудняется образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. В младшем школьном возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и движений; слова для незрячих детей служат ориентиром, они могут привлекать внимание учащихся. Учитывая эти особенности, при показе движений учителю следует опираться на объяснение, предлагать выполнять упражнения по словесному описанию, вводить специальные термины. Слово, по определению И.П. Павлова, для человека - такой же условный раздражитель, как и все остальные, но вместе с тем такой всеобъемлющий, как никакие другие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или не связанные между собой элементы движений. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением. Много затруднений возникает у них в ориентировании в пространстве спортзала, школы и т.д. Младшие школьники со сниженным зрением часто путают правую и левую стороны. Поэтому преподавателю нужно терпеливо и систематически тренировать детей, развивая у них пространственную память и воображение.

     Особое  внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов, у которых в этот период глаза приспосабливаются  к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. Этот период - один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Это время привития навыка правильной осанки для развития многих физических качеств: координации движений, силы, выносливости, гибкости, пространственных представлений. Как известно из публикаций М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, Л.А. Семенова и др., тяжелый зрительный дефект ещё в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность. Это приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп. Анализ специальной методической литературы дает основание отметить, что уровень физического развития и физической подготовленности детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего школьного возраста составляет у слабовидящих до 4,7 см. Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), наши исследования 1997 года показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ = 1.600 куб. см., а у нормально видящих-1.800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита.

     По  данным ряда авторов (цит. по Р.Н. Азаряну) у слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28,1 %, чем у нормально видящих сверстников; в показателях гибкости они уступают нормально видящим в среднем на 12-15 %. Б.В. Сермеев (1984) и Л.Ф. Касаткин (1967, 1970) указывают на очень низкое развитие мышечной силы у девушек. Показатели кистевой силы на 28,1 % ниже, чем у зрячих школьников.

     По  данным Е.И. Ливадо, А.К. Акимовой и А.А. Габриеляна, Р.Н. Азаряна (1989) у слепых и слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8 %. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх. Поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. По нашим данным (исследования 1998г.) у 79% слепых и слабовидящих детей Наличие первичного дефекта не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный дефект. Это зависит от социальных условий развития ребенка и от многих других факторов, описанных выше. Наша задача - предупредить развитие вторичных отклонений опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.

 

      

    1. Использование подвижных игр  в теории практики физического воспитания
 

     Одна  из важнейших проблем совершенствования  учебно-воспитательного процесса в  специальных учреждениях  для  детей с нарушениями в развитии в настоящее время – создание системы управление процессом развития личности ребенка.

     Развитие  личности ребенка происходит в различных  видах деятельности, в том числе  и игровой – наиболее ярко выраженном в младшем школьном возрасте.

     Игра  – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Большинство  игр связано с двигательной деятельностью, проявляющейся в форме творческого  соревнования в постоянно меняющихся условиях, ограниченными установленными правилами или без правил (Д.М.Маллаев, 2002).

     Подвижные игры занимают важное место в жизнедеятельности  детей с нарушениями в развитии. В игровой деятельности приобретается  практический опыт культуры общения  – развитие познавательной активности и коммуникативных способностей, формирование навыков словесного общения. Подвижные игры способствуют овладению  навыками пространственной ориентировки, приобретению свободы в движениях, развитию координации и быстроты. Игры развивают и укрепляют нравственные и личностные качества.

     Особая  ценность подвижных игр заключается  в возможности одновременно воздействовать на моторную и психические сферы  занимающихся. Быстрая смена игровых  ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакций нестандартности  действий. Подвижные игры вынуждают  мыслить экономно, мгновенно реагировать  на действия партнеров. Игры развивают  внутреннюю речь и логику (Л.В.Шапкова, 2001).

     Итак, подвижные игры выступают как  одно из действенных средств физического  и нравственного воспитания детей  с ограниченными возможностями, помогающих им добиться жизненно важных и необходимых результатов в  овладении двигательной сферой, служащие средством коррекции и компенсации первичных и вторичных дефектов и создающие благоприятные условия для социальной реабилитации.

     Сюжетно-ролевые  игры можно использовать:

Информация о работе Влияние подвижных игр на развитие зрительного внимания у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Дата добавления: 08 Декабря 2010 в 23: