Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как индивидуальные особенности влияют на развитие личности ребенка.
Задачи:
1. Определить, какое значение имеет детство в становлении личности.
2. Исследовать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и их влияние на развитие личности.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Изучить специфику индивидуального подхода в процессе трудовой и игровой деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Место детства в становлении личности……………………………………….........6
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка……………………………12
2.1. Учет возрастных особенностей………………………………………………..12
2.2. Учет индивидуальных особенностей………………………………………….20
2.3. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье……………………………………………………………………...21
3. Специфика организации индивидуального подхода……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 59.39 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Место детства в становлении личности……………………………………….........6
  2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка……………………………12

2.1. Учет возрастных особенностей………………………………………………..12

2.2. Учет индивидуальных особенностей………………………………………….20

    1. Единство осуществления индивидуального подхода в детском

           саду и семье……………………………………………………………………...21

3. Специфика организации индивидуального подхода……………………………..24

Заключение……………………………………………………………………………...28

Список использованной литературы………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В годы детства развиваются не только отдельные психические процессы (ощущения, восприятия, память, мышление), но и личность ребёнка в целом.

Складываются убеждения, формируются способности и интересы, вырабатываются основные черты характера.

 Особенности личности  не готовы от рождения. Лежащие  в их основе типичные черты  нервной системы человека не  остаются постоянными в течение  его жизни, но изменяются под  влиянием внешних воздействий.

«Образ поведения человека и животного, — говорит И. П. Павлов, — обусловлен не только прирождёнными  свойствами нервной системы, но и  теми влияниями, которые падали и  постоянно падают на организм во время  его индивидуального существования, т. е. зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком  смысле этих слов».

 То, какие способности  разовьются у данного ребёнка,  какие основные побуждения будут  определять его деятельность, какой  характер у него образуется, решающим  образом зависит от тех общественных  условий, в которых он живёт,  от того, какое влияние на него  оказывают окружающие взрослые.

Развитие личности у ребёнка  начинается очень рано. Уже первые впечатления, получаемые младенцем, оставляют  определённый след в его мозгу, закладывают  основы его характера.

Однако психические особенности  младенца и преддошкольника, их интересы и склонности, способы отношения  к окружающему ещё недостаточно определились, ещё не приобрели достаточной  устойчивости для того, чтобы превратиться в настоящие качества личности.

Решающий перелом в  этом отношении происходит в дошкольном возрасте — том периоде детства, когда происходит не только интенсивное  развитие отдельных психических  процессов, но и формирование личности ребёнка в целом.

Под влиянием знакомства с  окружающим у дошкольника начинают складываться начатки материалистического  мировоззрения, правильного понимания  действительности. При этом ребёнок  перенимает не только взгляды окружающих и воспитывающих его людей, но и проникается их стремлениями и  идеалами. Этот важнейший для всего  последующего развития процесс формирования у дошкольника новых интересов  чрезвычайно ярко обнаруживается в  детских играх, его изобразительной  деятельности. При правильной организации  воспитательной работы содержание детских  игр всё более усложняется, выражая растущее стремление к будущей серьёзной общественно-полезной деятельности.

Важнейшую роль в развитии личности играет правильная организация  детского коллектива. Участвуя в совместной деятельности детей, неся определённые трудовые обязанности в семье  или в группе детского сада, ребёнок  постепенно научается руководствоваться  общественными интересами, считаться  с требованиями коллектива.

Вместе с формированием  новых интересов идёт развитие знаний и умений, а также способностей ребёнка к различным видам  деятельности. Дошкольник, приобретая разнообразные знания об окружающем, приобретает ряд умений, необходимых  в практической жизни и при  решении познавательных задач.

Развиваются разнообразные  способности к изобразительной  деятельности, музыке, конструированию, творческому воображению, к самостоятельной  умственной работе.

Наконец, те новые, более  сложные отношения, в которые  вступает дошкольник к окружающим взрослым и детям, те новые более сложные  требования, которые ему приходится выполнять в своей деятельности, оказывают влияние на развитие его  воли, на формирование его характера.

Если малыш-преддошкольник в своих действиях руководствуется, главным образом, непосредственными  желаниями, то дошкольник, выполняя поручения  взрослых, неся определённые обязанности  в группе, участвуя в коллективных играх, учебных и трудовых занятиях, приучается постепенно делать то, что  требуется коллективом, то, что вытекает из правил игры, то, что необходимо для  выполнения взятого на себя задания.

Иначе говоря, у него вырабатывается умение действовать волевым образом, подчинять свои поступки сознательно  намеченной цели.

В формировании этих качеств  личности важнейшая роль принадлежит  воспитателю.

 Действуя на ребёнка  своим личным примером, сообщая  ему правильное понимание окружающего,  организуя всю его жизнь и  деятельность, воспитатель с любовью  выращивает положительные качества  личности и искореняет всякие  проявления отрицательных черт  — трусости, эгоизма, жадности, которые  могли возникнуть в результате  ошибок воспитания на предшествующих  ступенях развития.

Трудно переоценить важность и ответственность этой задачи. Ибо  в таком деле, как воспитание нового человека, в формировании его личности не должно быть, как говорил Макаренко, «никаких неудач, никаких процентов  брака, даже выраженных сотыми единицы».

 

    Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как индивидуальные особенности влияют на развитие личности ребенка.

Задачи:

  1. Определить, какое значение имеет детство в становлении личности.
  2. Исследовать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и их влияние на развитие личности.
  3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
  4. Изучить специфику индивидуального подхода в процессе трудовой и игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Место детства в становлении личности

 

Если по отношению к  развитию познавательных процессов  можно было сказать, что детский  возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в  связи с развитием личности. Почти  все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются  с накоплением жизненного опыта  и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет  определенного возраста.

В детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и  стилевые черты личности. Первые относятся  к интересам человека, к тем  целям и задачам, которые он перед  собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком  средства достижения соответствующих  целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в  основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает  в школьные годы, обычно сохраняются  в той или иной степени в  течение всей последующей жизни.

Каждый возраст вносит свой существенный вклад в развитие личности. Точно этот вклад пока еще никем не установлен, но, опираясь на данные проведенных исследований, можно высказать предположение  о том, что в пределах детства  существует несколько периодов, сензитивных  к развитию отдельных групп личностных качеств ребенка. Рассмотрим эти  периоды.

Сензитивным периодом формирования первичных мотивов человека и  черт его характера является дошкольное детство, от рождения до поступления в школу. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые первоначально (в раннем детстве) формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а затем (к старшему дошкольному возрасту) начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. В дошкольном возрасте оформляются задатки, однако сензитивный период развития на их основе способностей продолжается вплоть до окончания школы.

Младший школьный и начало подросткового возраста — годы ускоренного  развития способностей, а старший  школьный возраст — время, наиболее благоприятствующее развитию нравственных и мировоззренческих установок, системы взглядов личности на мир.

Периоды собственно личностного  и познавательного развития ребенка, скорее всего, не чередуются, как это  традиционно подчеркивалось в концепциях периодизации психологического развития, а накладываются в онтогенезе друг на друга, сложным образом переплетаясь. Процесс интеллектуального развития детей идет несколько быстрее  и завершается раньше, чем процесс  личностного взросления. Кроме того, периоды познавательного развития несколько короче, чем периоды  личностного развития.

Если в периодизации интеллектуального  развития можно выделить, по меньшей  мере, шесть периодов (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший  школьный возраст, подростковый возраст  и ранний юношеский возраст), то развитие личности за то же самое время проходит через четыре отчетливо выраженных этапа. Два из них приходятся на дошкольное детство (от рождения до трех и от трех до шести лет) и два — на школьные годы (от шести-семи до десяти-одиннадцати  и от одиннадцати-двенадцати до пятнадцати-шестнадцати  лет). Кроме того, полностью процесс  личностного развития в основном завершается позднее, чем процесс  интеллектуального развития, и обычно выходит за пределы школьного  возраста.

Личностное развитие ребенка  начинается с рождения и завершается  после окончания школы приобретением  социально-психологической самостоятельности  и независимости, а также чувства  внутренней свободы, характерного для  высокоразвитой личности. Особенности  нормального процесса личностного  роста человека, проблемы и трудности, которые могут возникнуть на этом пути, возможные тупиковые ситуации и широкие дороги для постоянного  нравственного самосовершенствования  неплохо обрисовал известный  психолог и философ Э. Фромм1. Он представил и в своих философско-психологических произведениях красочно описал две линии личностного развития человека: ту, которая ведет к нравственному возрождению, росту самоуважения, самосознания и ответственности, и ту, которая заводит человека в тупик.

Таким образом, к раннему возрасту ребенок приходит к осознанию того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него. Этому помогает способность ребенка манипулировать и изучать объекты, овладевать ими физически и познавать умственно. Постепенно, за счет движений и органов чувств ребенок осваивает окружающий его мир вещей и людей, отделяет себя от него посредством деятельности, общения и встречной активности аналогичного типа, совершаемой вместе с ним и по отношению к нему взрослыми людьми.

По мере роста ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные  физиологические и социально-психологические  связи с матерью, с другими заменяющими и дополняющими ее в детстве людьми, у ребенка развивается стремление к личностной независимости и пересыльной свободе. Последовательные шаги реализации этого жизненно важного стремления таковы: физическая независимость (отделение ребенка от организма матери); физиологическая независимость (появление способности самостоятельно удовлетворять свои органические потребности); психологическая независимость — свобода, понимаемая как способность человека думать и поступать вполне самостоятельно, сообразно внутренне принятым принципам собственной автономной морали.

Вместе с индивидуализацией  личности, ее эмансипацией и приобретением  независимости в современном  обществе, где есть место не только человеческим, но и «нечеловеческим» отношениям, может расти и чувство  одиночества. «По мере того, как ребенок  обособляется,— пишет Э. Фромм,—  он начинает осознавать свое одиночество»2. Это одиночество порождает в нем ощущение беззащитности и тревоги. Одна из первых серьезных опасностей, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка в обществе, основанном на конкурентных отношениях между людьми, не отличающихся высокой моралью и культурой, состоит в том, что растущий человек не получает должной моральной поддержки со стороны окружающих людей, оказывается вынужденным защищать себя от них, бороться за свое существование.

Усиливающаяся индивидуализация в этих условиях приводит либо к  подчинению другим, либо к подавлению других, либо к изоляции от них. В  первом случае для того, чтобы снять  тревогу и страх, ребенок стремится  слиться с окружающими, беспрекословно подчиняется им и действующим  в обществе законам, возвышающимся  над ним властям. За это, однако, надо платить полным или частичным  отказом от собственного «Я», от того, чтобы быть индивидуальностью —  личностью.

Во втором случае связи  с людьми принимают неравноправный характер, но как бы с обратным знаком: человек начинает развиваться как  личность за счет других людей и  в конце концов останавливается  в своем индивидуальном развитии потому, что вокруг него не остается никого, кому бы он мог подражать  и с кого бы он мог  брать пример. Так рождаются два основных типа личности, характерных для недемократичной, тоталитарной государственной системы:  конформная, не имеющая собственного «Я», и властная, деспотичная, лицо которой искажено гримасой, выражающей далеко не лучшие человеческие побуждения и чувства.

Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка