Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как индивидуальные особенности влияют на развитие личности ребенка.
Задачи:
1. Определить, какое значение имеет детство в становлении личности.
2. Исследовать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и их влияние на развитие личности.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Изучить специфику индивидуального подхода в процессе трудовой и игровой деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Место детства в становлении личности……………………………………….........6
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка……………………………12
2.1. Учет возрастных особенностей………………………………………………..12
2.2. Учет индивидуальных особенностей………………………………………….20
2.3. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье……………………………………………………………………...21
3. Специфика организации индивидуального подхода……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 59.39 Кб (Скачать документ)

Весьма важно знать  особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность  к более успешному изучению тех  или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении : более  сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее  развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать  индивидуальную помощь в учении, развивать  их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной  сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее  существенным является знание характера  каждого ребенка с тем, чтобы  учитывать его при организации  коллективной деятельности, распределение  общественных поручений и преодолении  отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с  условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место  занимает знание педагогами, таких  важных вопросов, которые связаны  с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень  восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех  или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие  для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

 

 

    1.  Единство осуществления индивидуального подхода

в детском саду и семье

 

За тысячелетнюю историю  человечества сложились две ветви  воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в  формировании личности ребенка.

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток  на его характер и поведение. В  семье он получает первые уроки в  познании мира и знакомится с элементарными  законами жизни.

Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств  личности.

Влияние семьи нередко  бывает столь сильным, что создается  впечатление, будто характер родителей  полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности  условия домашнего быта, оказывают  огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье  ребенок должен получать правильное воспитание.

В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые  определяют силу и стойкость семейного  воспитания:

1. Воспитание в семье  отличается глубоким эмоциональным,  интимным характером. "Проводником" семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.

2. Воспитание в семье  отличается постоянством и длительностью  воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в  самых разнообразных жизненных  ситуациях, их повторяемостью  изо дня в день.

3. Семья обладает объективными  возможностями для включения  ребенка с первых лет жизни  в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную,  воспитательную в отношении других  членов семьи и его самого).

Выражение "дети - это зеркало  семьи" точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные  ценности, которые исповедует его  семья. В каждой семье свои представления  о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности : в одной  во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ  жестокости.

Подражая близким, любимым  людям, следуя их "урокам жизненной  философии", ребенок овладевает формами  поведения, способами общения и  взаимодействия с окружающими людьми.

Таким образом, современная  наука подчеркивает приоритет семьи  в воспитании ребенка, проявляющийся  в многообразии форм воздействия, в  диапазоне ценностей, которые осваивает  подрастающий человек.

Однако далеко не все семьи  в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не хотят  воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.

Да, работа воспитателей с  семьями - труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального  подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.

В воспитании маленького ребенка  многое строится на формировании положительных  привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка  взрослые будут договариваться о  требованиях к нему, о методах  воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких  задач воспитания может быть сильнее  одна сторона (детский сад или  семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности  детского сада . Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной  работе детского сада необходимо прежде всего для детей.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи  и детского сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость  целенаправленного воздействия  на ребенка и доверяют друг другу.

Положительные результаты в  воспитании детей достигается при  умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту  работу всех членов коллектива дошкольного  учреждения и членов семей воспитанников.

Формы работы могут быть самые разные, - это посещения  семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конффенции. Но приоритет  остается за индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

1. Работу как со всем  коллективом родителей, так и  индивидуально с отдельными семьями  можно успешно проводить только  на основе знания особенностей  быта и воспитания детей в  семье.

2. Фактический материал  по изучению воспитания детей  в семье дает возможность не  только узнать условия жизни,  но и установить причины формирования  индивидуальных качеств детей,  выявить связь между условиями  воспитания, формированием особенностей  поведения и спецификой их  проявления.

3. Положительные результаты  в работе с семьей могут  быть достигнуты только в том  случае, если между родителями  и воспитателями достигнуто единство  требований в отношении к детям  и вся работа проводится по  плану и систематично.

4. Необходимо давать родителям  конкретные сведения по вопросу  о возрастных и индивидуальных  особенностей детей, учить их  видеть в своих детях хорошее,  и плохое анализировать их  поступки.

5. Наряду с общей и  индивидуальной формами работы  с семьей можно проводить и  работу с несколькими семьями,  имеющими сходные условия воспитания  детей.

6. Изучение особенностей  семейного воспитания, так же  как и изучение особенностей  физического развития ребенка,  является необходимым условием  начала планомерной работы по  осуществлению индивидуального  подхода к детям в воспитании  и обучении их, в различных  видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Специфика организации индивидуального подхода

 

Индивидуальный подход требует  большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти  причину формирования тех или  иных индивидуальных особенностей ребенка.

 Одним из условий правильного  осуществления индивидуального  подхода к ребенку является  единство требований к нему  как работников детского сада  и школы, так и родителей.

 Осуществляя индивидуальный  подход к детям, педагог должен  помнить, что его задача не  только развивать те положительные  качества, которые уже есть у  ребенка, но и формировать качества  личности.

 В основе индивидуального  подхода лежит выявление особенностей  ребенка.

1.     Процессе трудового воспитания.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с  дошкольной ступени - одна из важнейших задач.

В «Программе воспитания в  детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания: ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда  в жизни общества.

В решении задач трудового  воспитания  принцип индивидуального  подхода приобретает особо важное  значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация  трудового воспитания ребенка с  самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всех детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать  требования  к ребенку со стороны  детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального  подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой  деятельности показывает, с одной стороны,  большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

Большое значение для индивидуального  подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности  - очень  характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо  - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Индивидуальный подход оказывает  положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального  подхода не являются  специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.

Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения.

Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка