Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как индивидуальные особенности влияют на развитие личности ребенка.
Задачи:
1. Определить, какое значение имеет детство в становлении личности.
2. Исследовать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и их влияние на развитие личности.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Изучить специфику индивидуального подхода в процессе трудовой и игровой деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Место детства в становлении личности……………………………………….........6
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка……………………………12
2.1. Учет возрастных особенностей………………………………………………..12
2.2. Учет индивидуальных особенностей………………………………………….20
2.3. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье……………………………………………………………………...21
3. Специфика организации индивидуального подхода……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 59.39 Кб (Скачать документ)

На всех ступенях системы  народного образования необходимо оказывать семье помощь в осуществлении воспитания детей. В работе с родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.

2.     Игровая деятельность.

В игре проявляются и через  нее формируются все стороны  психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность.

Индивидуальность ребенка  в играх проявляется в самостоятельном  развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива.

В процессе проведения дидактических  игр выясняется степень умственного  развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель  должен развивать в них такие нравственные качества как  доброжелательность, стремление  принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой  всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса.

Зная индивидуальные особенности  детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки.

В общей игре можно каждому  найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д.  В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в трудовой и игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, по данной работе можно сделать следующие выводы.

  1. Развитие личности ребенка находится в тесной взаимосвязи с воспитанием, поскольку воспитание является целенаправленным процессом формирования и развития личности будущего члена социума. Выбранная система воспитания становится для полноценного развития малыша условием, что является основной задачей современного общества. Процесс формирования детской личности, которая сможет занять в обществе достойное место, быть развитой в духовном, физическом и нравственном плане, не является автоматическим, он требует со стороны родителей и прочих воспитателей малыша большого усилия.
  2. Воспитание и развитие личности включают в себя: трудовое, умственное, физическое, нравственное, эстетическое, половое, правовое, экологическое, правовое, экономическое и прочие типы воспитаний в зависимости от их содержания. Совокупность всех данных видов воспитательного процесса формирует развитую гармоничную личность ребенка с соответствующими нравственными и физическими характеристиками, полноценного члена общества и достойного гражданина.

Конечно же, мир не стоит  на одном месте. Общество предъявляет  по отношению к своим членам все  новые требования. Чтобы у ребенка  сформировать новые потребности  и способности, прежде всего, требуется  преобразовать и скорректировать  принятую систему воспитания, способную  обеспечить соответствующее развитие ребенка.

3. Целенаправленное развитие ребенка как человеческой уникальной индивидуальности, которое обеспечивает совершенствование и рост нравственных и творческих сил человека. С одной стороны, развитие личности ребенка и воспитание происходит в соответствии с теми идеалами, нравственными образцами, которые требует от растущего человека общество, а с другой, стремится к еще большему раскрытию индивидуальных особенностей и способностей ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 2003.
  2. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . – М.:  Просвещение, 2002.-207с.
  3. Возрастная и педагогическая психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 2005 – 256с.

4. Дубровина И.В. «Рабочая книга школьного психолога». М., «Просвещение», 2007.

5. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 2004.

6. Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968.

7. Грехнев В. С. "Культура педагогического общения", - М.Просвещение, 2006.

8. Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 2007.

9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.

10. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.

11. Харламов И.Ф. «Педагогика» : Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 2008-576с.

12. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.

1 Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.

2 Фромм Э. Бегство от свободы.— М., 1990.— С. 34.

3 Фромм Э. Бегство от свободы.— С. 62.


Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка