Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:24, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть, как индивидуальные особенности влияют на развитие личности ребенка.
Задачи:
1. Определить, какое значение имеет детство в становлении личности.
2. Исследовать индивидуальные и возрастные особенности ребенка и их влияние на развитие личности.
3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье.
4. Изучить специфику индивидуального подхода в процессе трудовой и игровой деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Место детства в становлении личности……………………………………….........6
2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка……………………………12
2.1. Учет возрастных особенностей………………………………………………..12
2.2. Учет индивидуальных особенностей………………………………………….20
2.3. Единство осуществления индивидуального подхода в детском
саду и семье……………………………………………………………………...21
3. Специфика организации индивидуального подхода……………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 59.39 Кб (Скачать документ)

Третий тип психологически изолированной личности возникает  тогда, когда между формально  свободными людьми (равными перед  законом) устанавливаются исключительно  рыночные отношения типа  «ты  — мне, я — тебе». В этих условиях действительно нравственный человек  в состоянии существовать и нормально  развиваться, только изолировав себя от общества подобных людей, лишенных глубинной  нравственной основы. В результате рождается тип личности-отшельника, скитальца в пустыне нечеловеческих человеческих отношений.

И только четвертый путь открывает простор для полноценного личностного развития человека. Это  — путь приоритетного нравственного  самосовершенствования человека, а не усиления его политического или экономического потенциала.

Свобода личности в условиях рыночных отношений имеет, по  Фромму, двойственную природу. Обретя экономическую  и политическую свободу, человек  вместе с тем наряду с получением активной и независимой роли, какую  приходится играть в новой системе  экономических и политических отношений, освобождается и от связей, дающих ему чувство уверенности и  принадлежности к какой-то общности. Мир его становится безграничным, но и одновременно личностно угрожающим ему. «Потеряв свое определенное место  в этом мире, человек потерял и  ответ на вопрос о смысле его жизни, и на него обрушились сомнения: кто  он, что он, зачем живет»3.

В окружающих людях такой  человек видит уже не братьев, а конкурентов, близость к ним  заменяется отчуждением, а дружба —  враждой. Утратив в этих условиях чувство общности с людьми, человек, еще не привыкший к нему, оказывается  подавленным ощущением своей  ничтожности и беспомощности. Свобода, не сопровождаемая чувством социальной защищенности, неизменно вызывает ощущение неуверенности и бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы  иметь возможность действовать  и развиваться как личность, человек  должен как-то избавиться от всех этих ощущений. Нравственное самосовершенствование  и есть магистральный путь решения  данной проблемы.

Одной из серьезных опасностей, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка в  современном, чреватом человеческими  конфликтами обществе, является формирование и укрепление такой черты, как  агрессивность. Ее можно определить как преднамеренное поведение, причиняющее  вред другому человеку или предмету. Это может быть физическое нападение  одного ребенка на другого или  взрослого (ударить, укусить), вербальная агрессия (крикнуть, обозвать, оскорбить), нарушение неотъемлемых прав другого человека (лишение свободы, силовое воздействие, принуждение), соответствующие воздействия на предметы материальной и Духовной культуры, природу или животных. Если все или кое-что из названного осуществлено человеком ненамеренно, нечаянно, то такой акт не рассматривается как агрессивный.

Различают инструментальную агрессивность и целевую. Первая свершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту. У маленьких детей большинство агрессивных действий является инструментальным, причем они сосредоточиваются вокруг обмена предметами. Дети отнимают друг у друга игрушки, отталкивают друг друга от привлекательных для них предметов, которыми сами хотят играть, защищают свои собственные игрушки от попыток отобрав их и т. п.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие  формы поведения, если они не наносят  вред окружающим людям могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме  того, существует в двух формах: ситуативной  и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеют в виду ее эпизодическое  проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого складываются подходящие условия.

При попытках оказать воспитательное воздействие на агрессивное поведение  детей нередко возникает своеобразный порочный педагогический круг: высокоагрессивный  ребенок вызывает ответное враждебное отношение к себе со стороны окружающих людей. В результате его собственные  агрессивные действия не тормозятся, а укрепляются, так как они  получают поддержку со стороны агрессивных  действий других людей.

Причиной агрессивного поведения  детей нередко выступают родители, которые сами демонстрируют образцы  подобного поведения, причем враждебность реакций одних членов семьи по отношению к другим вызывает обычно аналогичные действия с их стороны. В результате своеобразный порочный круг на пути предупреждения агрессивного поведения у детей может образоваться внутри семьи. Он будет провоцировать  агрессивное поведение и передачу его детям со стороны родителей  и других членов семьи.

Замечено, что мальчики более  склонны к проявлениям агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание  некоторыми близкими к агрессивному формами поведения поощряется у  мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.

Установлено, что укреплению у детей агрессивных форм поведения  способствует просмотр кинофильмов  и телепередач, в которых герои, ведя себя агрессивно, добиваются успехов. Это, однако, относится в основном только к тем детям, которые изначально имеют выраженную склонность к агрессивному поведению. Оказалось также, что  на поступки детей, у которых такая  склонность слабо выражена, кино- и  телепередачи агрессивного характера  существенного влияния не оказывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка

 

2.1. Учет возрастных особенностей

 

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые  необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности  его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения  в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские  и юношеские годы. Если же возможности  этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной  мере использованы, то в более поздние  годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время  не могут дать эффекта и попытки  слишком забегать вперед в воздействии  на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его  возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого  изучения и правильного учета  возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили  Л.А.Коменский, Д.Ж .Локк, Ж.Ж.Руссо, а  позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и  другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности  воспитания, то есть учета природных  особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности  вкладывал мысль об учете в  процессе воспитания тех закономерностей  развития ребенка, которые присущи  природе человека, а именно : врожденного  человеку стремления к знанию, к  труду, способности к многостороннему  развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем  Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что  ребенок от природы является существом  совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное  совершенство, а идти за ним, выявляя  и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать  ребенка, знать его особенности  и опираться на них подхода  в процессе воспитания.

Индивидуальный подход в  воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических  и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость  между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.

Физическое воспитание тесно  связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в  трудовой деятельности во многом зависти  от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка - все это признаки здоровья и  следствие правильного физического  воспитания.

Осуществление индивидуального  подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать  как определенную взаимосвязанную  систему.

Первым звеном этой системы  является изучение особенностей каждого  ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Знание физического состояния  и развития детей имеет очень  большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В процессе правильного физического  воспитания при условии индивидуального  подхода к каждому ребенку  у всех детей пробуждается интерес  к выполнению культурно-гигиенических  навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.

Решая задачи физического  воспитания дошкольников, воспитатель  должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические  требования при организации жизни  детей и проведения занятий.

Особенности организма дошкольника  требуют внимательного отношения  к его физическому развитию. Ребенок  растет - прорезываются все молочные зубы и происходит первое "округление", т.е. увеличение массы тела опереживает  рост тела в длину. Быстро прогрессирует  психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться  в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются  опорно-двигательный аппарат, пищеварительная  и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину  преобладает над увеличением  массы тела. В конце периода  начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием  мозга быстро развиваются умственные способности.

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических  навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

Дошкольный возраст - это  начало всестороннего развития и  формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных  рассуждений. Дошкольник стремиться представить  мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать  как реальность.

Умственное воспитание формирует  систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные  нормы, свой опыт поведения, отношение  к людям. Интенсивно формируются  нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние  на формирование воли и характера  ребенка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают  в них любовь и интерес к  труду. Трудовая деятельность дошкольника  формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику  этап чувственного познания окружающего  мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе  людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Игра является важнейшей  деятельностью дошкольника, т.к. игра - лучшее средство удовлетворения его  интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей  игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда  он станет взрослым. Содержание игр  формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.

К концу дошкольного периода  ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

Возрастные особенности  развития учащихся по-разному проявляются  в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники  в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.

Информация о работе Влияние индивидуальных особенностей на развитие личности ребенка