Учебные экскурсии, их виды и методы проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание

В рамках данной работы, считаю необходимым изучить сущность учебных экскурсий, что определяет цель моего исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
- понятия и сущности экскурсии;
- функций и признаков учебной экскурсии;
- учебных экскурсий и их видов;
- организации и проведения учебных экскурсии;
- особенностей проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Учебная экскурсия: сущность, функции, виды, организация и методы проведения……………………………………………………….…..4
1.1 Понятие и сущность экскурсии……………………………………4
1.2. Функции и признаки учебной экскурсии…………………………10
1.3. Учебные экскурсии и их виды……………………………………13
1.4. Организация и проведение учебных экскурсий…………………15
Глава 2. Особенности проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста …………………………………………………………..18
2.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста……18
2.2. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать……………………………….………23
2.3 Экскурсия в 3 классе на тему «Зимняя сказка», как пример экскурсии, направленной формирование и развитие умения наблюдать у младших школьников………………………………………….…….26
Заключение……………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы……………………………….……34

Работа состоит из  1 файл

Учебные экскурсии.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка - начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

-         качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

-         рефлексия, анализ, внутренний план действий;

-         развитие нового познавательного отношения к действительности;

-         ориентация на группу сверстников.

Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6-12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно взрослыми. Учителя и родители определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, каким правилам подчиняться и т.д. Одна из типичных ситуаций такого рода - выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди тех школьников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоили его сути, быстро утратили первоначальный интерес к заданию или просто забыли выполнить его в срок. Этих трудностей можно избежать, если, давая детям какое-либо поручение, соблюдать определенные правила [1].

Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система личных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными.

В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выделены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются:

1) наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения;

2) введение ограничительной цели;

3) расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия;

4) наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением.

Важнейшим условием развития произвольного поведения ребенка является участие взрослого, который направляет усилия ребенка и обеспечивает средствами овладения.

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия (у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на различные формы и цвета), но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета у первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Это обстоятельство отчетливо выступало в специальных опытах [11].

Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений (порядок выявления их свойств, маршруты движения рук и глаз и т.п.). Средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере общности и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о наблюдательности ребенка как особом качестве его личности. Исследования показывают, что в начальном обучении можно значительно развить это важное качество у всех младших школьников.

Наблюдение - это один из основных методов сбора эмпирической информации, имеющий общенаучное значение и активно используемых, в частности, в психодиагностике. В ходе наблюдения "устройством", которое регистрирует психодиагностические факты (признаки, симптомы), является живой человек - наблюдатель. При этом используется аппарат его восприятия (зрение, слух и т.п.) и мыслительного анализа (категоризации Наблюдение, особенно нестандартизованное (поисковое), требует от психолога более высокой квалификации, чем применение всех стандартизованных методик. Если наблюдатель не имеет опыта и квалификации на уровне эксперта, то результаты наблюдения нередко оказываются искаженными в результате неправильной (часто непреднамеренной) категориальной оценки наблюдателем определенных признаков [8].

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения. В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира.

Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках природоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит все, же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности - экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе [3].

2.2. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения.

В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности - умение наблюдать, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира. Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках природоведения. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам природоведения. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности - экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.

Но на практике видим, что учителя не уделяют должного внимания по формированию умения наблюдать у детей. У них порой нет условий для наблюдений в природе, с загруженностью программы, а подчас и желания на проведение постоянных наблюдений [6].

Это указывает на то, что необходимо целенаправленно побуждать детей на уроках природоведения в ходе экскурсий к мыслительной деятельности и специально обучать их приёмам наблюдения в природе, чтобы задержать на некоторое время внимание, полнее запечатлеть их образ.

Рассмотрим основные приёмы формирования умения наблюдать.

1. Так, программой начального природоведения предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:

- Рассмотрите листья этого дерева.

- Какого они цвета? (Ребёнок должен тщательно рассмотреть окраску листьев).

Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка, и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Учитель может попросить ребёнка рассказать о месте по памяти. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Чтобы представления о летней окраске были более полными и отчётливыми, можно показать гербарий или предложить найти на наблюдаемом дереве или кустарнике листья, которые сохранили ещё летнюю окраску. Итак, у детей сформированы представления о летней и осенней окраске листьев. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2. Хороший приём развития наблюдательности - это приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. Одним из аргументов этих возражений выдвигается то, что дети плохо рисуют. Этого обстоятельства не следует бояться. Нецелесообразно отказываться от зарисовок и ещё по одной причине: рисование тренирует руку и благоприятно сказывается на формирование навыка письма.

3. Не менее интересен следующий приём, развивающий у детей наблюдательность, - это приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра , как падает листок с дерева и т.п. Попытка таких имитаций заставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут ребёнка к знаниям.

4. Интересным приёмом развития наблюдательности является использование на уроках-экскурсиях стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, использование пословиц и поговорок.

После прочтения идёт беседа:

- Что подметил автор в своём отрывке?

- Можно ли это явление увидеть в природе?

- Видели ли вы это?

- Какие образные слова использует автор, чтобы описать это явление? Почему?

- С чем сравнивает автор это явление природы?

5. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Детям очень нравиться находить в различной литературе приметы того, или иного явления природы, предсказывать погоду следующих дней. Сколько радости бывает, если их предсказания сбываются!

Чтобы развить у детей наблюдательность и пробудить интерес к природе родного края, рекомендую составлять для каждого времени года памятки-инструкции. Эти памятки вывешиваются в классе рядом с календарём природы[5].

Основной задачей учителя при формировании наблюдательности, я считаю, должно быть, обучение детей приёмам наблюдения с целью перенесения этого знания на объекты или явления природы, которые они будут потом наблюдать самостоятельно.

2.3 Экскурсия в 3 классе на тему «Зимняя сказка», как пример экскурсии, направленной формирование и развитие умения наблюдать у младших школьников

Цель: на основе наблюдений рассмотреть представления учащихся об изменениях в природе зимой, рассмотреть снежинки во время снегопада, исследовать параметры снега, познакомиться c видом зимних деревьев; собрать еловые и сосновые ветки, шишки для предметного урока.

2

 



Задачи:

Образовательные: дать знания о практическом значении холода в природе; формировать стремление оказывать помощь птицам; вырабатывать навыки рационального поведения в окружающем мире.

Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание; развивать ассоциативное мышление.

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус.

Оборудование: коробка, линейка, деревянная лопатка, карандаш, блокнот, градусник.

Ход экскурсии

Подготовка учителя и учеников к экскурсии.

Для подготовки экскурсии определяется место в зимнем парке (где будет проходить экскурсия), какой наглядный материал смогут собрать учащиеся для использования его на предметных уроках.
До экскурсии в классе проводится вводная беседа по следующим вопросам.

Информация о работе Учебные экскурсии, их виды и методы проведения