Учебные экскурсии, их виды и методы проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание

В рамках данной работы, считаю необходимым изучить сущность учебных экскурсий, что определяет цель моего исследования.
Задачи направлены на рассмотрение:
- понятия и сущности экскурсии;
- функций и признаков учебной экскурсии;
- учебных экскурсий и их видов;
- организации и проведения учебных экскурсии;
- особенностей проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Учебная экскурсия: сущность, функции, виды, организация и методы проведения……………………………………………………….…..4
1.1 Понятие и сущность экскурсии……………………………………4
1.2. Функции и признаки учебной экскурсии…………………………10
1.3. Учебные экскурсии и их виды……………………………………13
1.4. Организация и проведение учебных экскурсий…………………15
Глава 2. Особенности проведения экскурсий с детьми младшего школьного возраста …………………………………………………………..18
2.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста……18
2.2. Экскурсия как основной прием формирования у младших школьников умения наблюдать……………………………….………23
2.3 Экскурсия в 3 классе на тему «Зимняя сказка», как пример экскурсии, направленной формирование и развитие умения наблюдать у младших школьников………………………………………….…….26
Заключение……………………………………………………………….…..32
Список использованной литературы……………………………….……34

Работа состоит из  1 файл

Учебные экскурсии.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

-          Какой был парк поздней осенью (вспомнить)?

-          Какие изменения произошли в природе с приходом поздней осени?

-          Назвать деревья, которые сбрасывают листья на зиму, а которые – нет.

До экскурсии даются задания.

-          Понаблюдать за птицами

Проведение экскурсии в январе в том же парке, что и поздней осенью.

Наблюдения за неживой природой.

Славный снег! Какая роскошь!
Всё, что осень обожгла,
Обломила, сокрушила, ткань густая облегла.
Эти светлые покровы шиты в мерку, в самый раз,
И чаруют белизною к серой мгле привыкший глаз.
Не спокойный резкий ветер - он закройщик и портной -
Срезал всё, что было лишним, свеял и с земли долой.

(К.К.Случевский)

По приходу в парк, детям предлагаются вопросы и задания.

-          Посмотрите, остановитесь, послушайте тишину, полюбуйтесь красотой зимнего пейзажа.

-          Что вы слышите?

-          Какое ощущение от зимнего парка?

-          Какие стихи и загадки вам приходят на память?

(Например:

Чернокрылый, красногрудый
Он у нас найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла,
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла… (Сугроб)

Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала

На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)).

 

- Какие пословицы, поговорки вы знаете?

(Например:

В зимний холод всякий молод.

Два друга – мороз да вьюга.

Солнце на лето, зима на мороз.

Сова кричит на холод.

Курица на одной ноге стоит – к стуже.

Новый год - к весне поворот).

Понаблюдайте за небом, как оно изменилось по сравнению с осенью?

-          Какое солнце? Чем покрыта земля зимой?

-          Что падает с неба?

-          Какая температура воздуха? Выше или ниже нуля?

Поймайте на рукавичку снежинку и рассмотрите ее, а теперь на ладонь.

Что произошло со снежинкой? Попробуйте зарисовать снежинку. (Зарисовывают в блокноте).

Разделитесь на группы ( образовывается три группы).

Вы будете выполнять следующее задание и результаты записывать в блокноты.

1 группа - Линейкой измеряет толщину снега на открытом пространстве и у дерева.

2 группа – Рассмотрите сугробы, где их намело и почему?

3 группа - Градусником измеряет температуру воздуха и температуру снега.

Итоги по наблюдениям за неживой природой.

Руководители групп докладывают о выполненной работе.

-          Где толщина снежного покрова больше? (Около деревьев). Почему? (Толщина снежного покрова зависит от преград)

-          Где в наших местах намело сугробы? Почему?

-          Какова Температура воздуха, температура снега?

Наблюдения за живой природой.

Посмотрите на деревья.

        Какие они? (без листьев).Почему?

        Какие с листьями? (хвоинками).

        Найдите ель и сосну (хвойные).

        Найдите отличие сосны и ели.

        Посмотрите следы на снегу.

        Есть ли они? Чьи? Как догадались?

        Каких зимующих птиц знаете?

        Что должен человек сделать для них?

Собираем природный материал.

1 группа – Собирает шишки, рассматривает.

2 группа – Собирает на снегу опавшие ветки, которые сбило ветром.

3группа – Разделите ветки хвойных и лиственных деревьев, дайте им название.

 Руководители групп докладывают о выполненной работе, в которой выясняется изменения в живой природе с приходом зимы.

-         Чем ель отличается от сосны? (Листьями, хвоей, шишками, корой, стволом).

-         Опишите внешний вид птиц, их жизнь в зимнем лесу, как мы должны о них заботится?

После проведения работ детям предлагается поиграть в следующую игру: «Угадай, с какого дерева этот листок». Игра проводится после того, как учащиеся уже будут хорошо знакомы с листьями разных деревьев.

Содержание игры: Учитель держит в руках несколько листков разных деревьев, показывает один из них и предлагает детям подбежать к тому дереву, которое имеет такие листья. Дети подбегают к соответствующим деревьям. Потом учитель раздает каждому ученику по одному листку и говорит: «Когда я скажу раз, два, три- беги, каждый из вас должен подбежать к тому дереву, с которого держит листок в руках. Я буду проверять, не ошиблись ли вы?». Через некоторое время дети обмениваются листьями, и игра продолжается. Учитель проверяет, правильно ли дети выполняют условия игры. Выигрывают те ученики, которые сделали меньше ошибок.

Подведение итогов экскурсии.

После отдыха предлагается обобщающая беседа, в ходе которой выясняются изменения в неживой и живой природе с приходом зимы.

-          Что мы сегодня наблюдали?

-          Что нового узнали?

-          Где были на экскурсии?

-          Какие изменения в природе заметили?

Вывод: жизнь в природе зимой продолжается.

Домашнее задание: (в классе выборочно).

-         Оказывается, и у природы есть свои сказочные картины, и увидеть их можно на оконном стекле. Зарисовать узор на оконном стекле.

-         Описать внешний вид птиц, которых видели в парке.

-         Можно составить рассказ об экскурсии по плану.

1.             Тема экскурсии.

2.             Отличие осенней экскурсии и зимней.

3.             Причины изменений.

-         Изготовить кормушки с родителями.

2

 



Заключение

Итак, воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.

В настоящее время учитель располагает многообразными педагогическими средствами, которые помогают осуществлять связь школы с жизнью. В системе учебно-воспитательного процесса школы одно из ведущих мест в экологическом образовании занимает краеведческая работа. Одной из доступных форм работы с младшими школьниками по краеведению являются экскурсии в природу. Они помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружении. В соответствии с учебными программами учащиеся начальных классов знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города.

Экскурсия — форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой естествознания и природоведения, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Тематика экскурсий определяется образовательной программой.

Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.

Эффективность экскурсии как педагогического процесса зависит от уровня активности обеих сторон.

Педагогические принципы обучения и воспитания представляют собой фундамент экскурсий. Наличие основных элементов педагогики в ходе проведения экскурсий позволяет определить ее как педагогический процесс.

2

 



Список использованной литературы

1.      Алексеев С.В., Симонова Л.В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 1999, №1.

2.      Бурова Л.И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе. – М., 1996

3.      Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М., 2001.

4.      Захлебный А.М., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе. - М., 1984.

5.      Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.

6.      Квасцова Л.С., Фролова Н. А. О некоторых аспектах экологического образования школьников. //Биология в школе, 1998, №3.

7.      Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //Начальная школа, 1998, №6.

8.      Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, 1998, №5.

9.      Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. //Начальная школа, 1998, №6.

10. Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. - М.: Просвещение, 1993.

11. Программно-методические материалы. //Начальная школа. - М.: Дрофа, 1999.

12. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, 1998, №6.

 

 

2

 



Информация о работе Учебные экскурсии, их виды и методы проведения