Технология педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 93.76 Кб (Скачать документ)

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более  эффективному обучению за счет повышения  интереса и мотивации к нему учащихся.

Причины многих педагогических неудач и просчетов коренятся  в недостаточной общекультурной и теоретико-практической педагогической грамотности учителей, отсутствии у  многих из них подлинного профессионализма. Поэтому целью нашей работы является определение современного понимания  и использования категории «педагогическая  технология» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания  смысла и сущности категории «педагогическая  технология», нам следует решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по  проблеме «педагогическая технология»;

2. Определить современное  понимание и использование «педагогических  технологий»;

3. Составить рекомендации  студентам, начинающим педагогам  по самостоятельному изучению  вопроса «современные педагогические  технологии».

Для реализации задач и  достижения цели мы использовали методы научно-педагогического исследования:

1. изучение и анализ  литературы;

2. опрос педагогов и  студентов;

3. составления, подбор  и систематизация материалов.

Работа может быть рекомендована  студентам и начинающим педагогам  для самостоятельного изучения категории  «современные педагогические технологии».

Глава 1.Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в  различные области теоретической  и практической деятельности. Нужно  отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической  поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось  по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди»№. Он считал, что именно поэтому у нас  просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический  процесс, учет операций, конструкторская  работа, применение конструкторов и  приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Любая деятельность в том  числе и педагогика может быть технологией. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства  все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось с  начала. А в рамках нее любое  планирование, а без него не обойтись, противоречит экспромту, действиям  по интуиции, т.е. является началом технологииІ.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят  к началу 1960-х гг. и связывают  его с реформированием в начале американской, а затем и европейской  школы. К наиболее известным авторам  современных педагогических технологий относятся за рубежом Дж. Керолл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и  практика осуществления технологических  подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина  и др.

№ Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М., 1989.

І Беспалько В.П. Слагаемые  педагогической технологии. - М., 1989.

1.1 Категории «технология», «педагогическая технология», «технология  обучения»

Сегодня в педагогической и психологической литературе часто  встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово  «технология», образованное от латинских  слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Технологией  обычно называют процесс переработки  исходного материала с целью  получения продукта с заранее  заданными свойствами. Под технологией  надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько  сильно отличающихся друг от друга  взглядов на понятие «технология». Систематизация различных точек  зрения позволяет выделить 3 основных подхода к определению технологии обучения. При первом подходе под  технологией часто подразумевают  частную методику по достижению отдельно поставленной цели. Использование понятия  «технология» в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизируя  процесс обучения. Происходит просто подмена одного понятия другим. Сторонники второго подхода под технологией  подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П.Беспалько, является учащиеся и преподаватели. Технология же является характеристикой того способа обучения, которой заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Несмотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, т.к. технология включает в себя не только методику, но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения. В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Не случайно появился термин «современные технологии», подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ обучения, отвечающий требованиям технологичности процесса.

Кроме представленных 3-х  подходов, уже достаточно точно обозначившихся в педагогической литературе, понятие  «технология» употребляется, по крайней  мере, еще в 3 смыслах:

1. Как синоним понятия  «методика» или «форма организации  обучения»;

2. Как совокупность всех  использованных в конкретных  педагогической системе методов,  средств и форм (технология В.В.Давыдова, традиционная технология обучения  и т.п.);

3. Как совокупность и  последовательность методов и  процессов, позволяющих получить  продукт с заданными свойствами.

Термин «технология» лучше  использовать педагогу в третьей  трактовке, которая сохраняет первоначальный, пришедший из промышленного производства, смысл.

Впервые термин «технология» появился несколько столетий назад, в период становления промышленности. Другими словами, это период перехода от ремесленничества к машинному  производству. Рассмотрение истории  развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный  опыт > ремесло > технология.

В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е  годы XIX в., под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет  средство обучения под управлением  человека. Говоря по-другому, в технологии обучения ведущая роль должна отводиться средству обучения. При технологии обучения учитель не обучает учащихся, а выполняет функцию управления средствами обучения, а также функции  стимулирования и координации деятельности учащихся. Итак, в технологиях обучения важнейшую и ведущую роль играет средство обучения.

Структура технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика  уровня усвоения учебного материала  и отбор обучаемых в группы (классы) с однородным уровнем  уже имеющихся знаний и опыта.  Результаты широкого применения  предварительного диагностирования  в школах доказали необходимость  включения этого элемента в  практику. Предварительная диагностика  и отбор необходимы в большинстве  случаев при начале изучения  какого-либо курса, предмета.

2. Мотивация и организация  учебной деятельности учащихся. При введении технологии обучения  это направление в работе учителя  приобретает особенно важное значение. Взаимодействие учащегося со средством обучения не всегда может приносить радость и удовольствие. Поэтому основная задача учителя при внедрении технологии обучения - привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно  процесс обучения, осуществляющийся  через взаимодействие учащихся  со средствами обучения. На этом  этапе происходит усвоение учебного  материала учеником при взаимодействии  не с учителем, как при фронтальном  или индивидуальном обучении, а  со средством обучения.

4. Контроль качества усвоения  материала. Технология уделяет  значительное внимание процессу  контроля. В технологии компоненты  организации деятельности и контроля  равнозначны - это два взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  блока.

Необходимо заметить, что  использование средств обучения возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс  обучения становится только в том  случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе - этапе учебной  деятельности. Использование средств  обучения на всех других этапах говорит  только о той или иной степени  полноты используемой технологии.

В некоторых случаях процесс  обучения, содержащий значительный элемент  общения и взаимодействия людей, можно назвать технологичным  процессом. Это становится возможным, если средства обучения играют ведущую  роль, а цель обучения ставится диагностично.

Взгляд на технологию как  на процесс обучения, построенный  на основе средств обучения, ставит ряд принципиальных ограничений  на его использование в педагогике. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной  цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка  диагностичной цели в образовании. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»(1992г.) само образование представляет собой  совокупность процессов обучения и  воспитания. Для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве таковой  может выступать определенный объем  учебного материала, способов действий, которые необходимы человеку в дальнейшем при подготовке к профессиональной деятельности. Таким образом, в обучении возможно построение и использование  на практике технологий. Во-первых, они  повышают производительность труда  учителя. Во-вторых, контроль результативности обучения каждого учащегося и  система обратной связи позволяют  обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями  и складом характера. В-третьих, перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате он больше внимания может  уделить вопросам индивидуального  и личностного развития учащихся. В-четвертых, так как для любой  технологии цель определяется очень  точно (диагностично), то использование  объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного  фактора при проведении контроля (предвзятость или предрасположенность  учителя). В-пятых, создание технологии обучения позволяет снизить зависимость  результата обучения от уровня квалификации учителя, что открывает возможности  для выравнивания уровней освоения учебных дисциплин учащимся во всех образовательных учреждениях. В-шестых, технологизация создает предпосылки  для решения проблемы преемственности  образовательных программ школьного  и профессионального образования.

Ведущим звеном любой технологии является средство обучения, это позволяет  сделать вывод, что технологии обучения формируются на этих же уровнях. В  соответствии с классификацией средств  обучения по 3-м уровням (учебное  занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно  разделить на 3 уровня:

– технология занятия;

– технология предмета;

– технология процесса обучения.

Из занятий, проводимых в  учебных заведениях, к технологичным  в полной мере относятся:

– занятия или элементы занятий по контролю усвоения знаний с использованием различных технических  средств контроля, позволяющих сразу  оценить качество знаний;

– лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно с использованием разработок.

В системе общего профессионального  образования, «технология» формирует  у учащихся систему технологических  знаний и умений, закладывающую основы для успешной профессиональной деятельности.

Чрезвычайно важно, что «технология» может стать вершиной образовательного процесса, если правильно понимать сущность образования и технологичность  дисциплины. Она венчает образование  не только, в том смысле, что аккумулирует знания всех дисциплин, а теоретическое  знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощают  в созданных предметах окружающего  мира.

Таким образом, современный  смысл терминов «педагогическая  технология», «технология обучения»  раскрывается при акценте на ведущее  звено «технологии» - средство(а) обучения.

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение  педагогических задач, или планомерное  и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического  процесса.

1.2. Представление о педагогической технологии

Педагогическая технология- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих  успех педагогических действий. Педагогическая технология может рассматриваться  как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в  их объективной взаимосвязи, где  всецело проявляется личность педагога. Любая педагогическая задача эффективно может быть разрешена только с  помощью адекватной технологии, реализуемой  квалифицированным педагогом-профессионалом.

Представление о педагогической технологии предполагает:

· возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий  уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

Информация о работе Технология педагогического общения