Технология педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 93.76 Кб (Скачать документ)

1) Педагог открыто выступает  как инициатор общения.

2) Он выступает как скрытый  инициатор деятельности, причем  в этом случае у школьников  создается впечатление, что инициаторами  этой деятельности являются они  сами. Следующей важной задачей  является, с одной стороны, удержание  инициативы в общении, придании  ей необходимых ситуативных форм  и т.п.

Для детей очень важен  внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д.

Дети "читают" лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства [Знаков 1994: 111]. Не следует нести в класс маску  домашних забот и неурядиц. Нужно  показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.

Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний  облик, должно соответствовать характеру  речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий  диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая  о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении - восторг.

Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует  внимательно изучить возможности  своего лица, умение пользоваться выразительным  взглядом, стремиться избегать черезмерной  динамичности лицевых мускулов и  глаз ("бегающих глаз"), а также  безжизненной статичности ("каменное лицо"). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к  стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт  является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого  общения. Выражается в общей собранности  внимания и, следовательно, в направлении  взгляда, в глазах, в дыхании и  в общей подтянутости мускулатуры  тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние  тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот  возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает  речевое воздействие, как бы внутренне  мобилизуя и самих детей на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная  осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности  педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная  голова, вялые руки свидетельствуют  о внутренней слабости человека, его  неуверенности в себе.

Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися  на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние  предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.

Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны  круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и  психологические. Описательные жесты  изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются  чаще. Гораздо важнее психологические  жесты, выражающие чувства. Например, говоря: "Будьте добры", мы поднимаем кисть  руки на уровень груди ладонью  кверху, чуть подавая ее от себя. Следует  учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают  ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.

Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом  к классу, уменьшить дистанцию, что  создает эффект доверия. Рекомендуются  движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает  значимость сообщения, помогает сосредоточить  внимание аудитории. Отступая назад, говорящий  как бы дает отдохнуть слушателям.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния  движением мускулов лица. Нередко  выражение лица и взгляд оказывает  на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая  эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.

Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией  педагогического общения.  Анализ педагогической практики показывает,  что  многие серьезные  затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно  организовать  общение  с детьми.  Какие  бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.

Педагогическое общение  должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм  общения учителя состоит в  том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности  помочь ученикам обрести уверенность  в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя  важно помнить, что оптимальное  общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными  ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.  

 

1.2 Техника речи 

 

 

  

 

Процесс восприятия и понимания  речи учителя учащимися тесно  связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс  правильного восприятия учащимися  учебного материала зависит от совершенства речи учителя [Мудрик 1997: 205].

Дети особенно чутки к  речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.

Сегодня разработана система  упражнений по технике речи, которая  представляет собой комплекс навыков  в речевом дыхании, голосообразовании  и дикции, который позволяет учителю  донести до учеников все богатство  своего слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.

Дыхание.

В повседневной жизни, когда  наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю  приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о  себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.

В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания  осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи его не хватает. Речь и  чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее  вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза  для укрепления брюшного пресса, а  затем длинный звуковой выдох. Его  организация имеет большое значение для постановки речевого дыхания  и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.

Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело  владеть голосом, дикцией, ритмикой [Ильин 1992: 167].

Голос.

Каковы же особенности  голоса педагога? Прежде всего это  сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого  воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.

Важное условие слышимости голоса - полетность. Этим термином специалисты  определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.

Существенное значение имеет  гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность  голоса, прежде всего, касается его  изменений по высоте. Высота - тональный  уровень голоса. Человеческий голос  может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной  жизни мы обходимся тремя-пятью  нотами. Диапазон - объем голоса. Границы  его определяются самым высоким  и самым низким тоном. Сужение  диапазона ведет к появлению  монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.

Хорошо поставленному  голосу свойственно богатство тембральной  окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и  ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.

Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и  трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных  специалистов.

Дикция.

Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками  речи педагога. Дикция- ясность и  четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной  и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.

Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут  не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.

Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная  гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и  упражнения для правильной отработки  каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка [Зазюн 1989: 154].

Ритмика.

Скорость в целом и  длительность звучания отдельных слов, а так же пауз в сочетании с  ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень  важный элемент речи, так как интонация  и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия  на слушателя.

Скорость речи зависит  от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель  излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно  замедляется речь, когда нужно  сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень  возбуждения: чем более возбужден  ученик, тем медленнее и тише следует  говорить учителю.

Для достижения выразительности  звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.

Основные трудности,  которые  испытывает педагог в общении с учащимися,  связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке,  выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач,  с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального  отношения  к  учебному материалу,  а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении.  

 

 

 

1.3 Характеристика этапов  педагогического общения 

 

 

  

 

 

       Профессиональное педагогическое  общение имеет специфические  характеристики, функциональную направленность. Анализ взаимодействия между  субъектами педагогического общения  позволяет сделать вывод о  том, что контакты между ними  реализуются в ходе последовательно  сменяющихся этапов. Этапы общения  отличаются друг от друга, имеют  свои цели, способы осуществления.

Следует отметить тот факт, что разные педагоги и ученые выделяют разное количество этапов педагогического  общения и характеризуют эти  этапы по-разному.

Л.А.Григорович в составе  педагогического общения выделяет три компонента: 1) Мотивационный, 2) Когнитивный и 3) Поведенческий [Григорович 2003: 115].. Представленная ученым структура  процесса общения состоит из следующих  стадий:

1. Потребность в общении.

2. Ориентировка в целях  общения в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности  собеседника.

4. Планирование (чаще бессознательно) темы, стиля, общения, речевых  фраз.

5. Реализация общения.

6. Восприятие и оценка  ответной реакции собеседника.

7. Коррекция направления,  стиля общения.

Как видно, каждый из этих пунктов  составляет определенный этап в структуре  педагогического общения

Педагоги Л.А. Байкова и  Л.К. Гребёнкина, опираясь на идеи В.А. Кан-Калика, подчёркивают, что профессионально-педагогическое общение имеет определённую структуру, которая соответствует логике педагогического  процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку [Кан-Калик 1997: 86].  Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения:

-моделирование предстоящего  общения в процессе  подготовки  к уроку или мероприятию (прогностический этап);

-организация непосредственного  общения (начальный период  общения) - "коммуникативная атака";

Информация о работе Технология педагогического общения