Технология педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 93.76 Кб (Скачать документ)

Введение

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят  к началу 1960-х гг. и связывают  его с реформированием вначале  американской, а затем и европейской  школы. К наиболее известным авторам  современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д.Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В.Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических  подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.К.Бабанского, П. М. Эрдниева, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина и др.

В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как  один из видов человековедческих  технологий и базируются на теориях  психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Цель данной работы – изучить  педагогические технологии.

Задачи:

-  выявить сущность педагогических технологий;

-  изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;

-  рассмотреть технологию педагогического общения.

 

1 Сущность  педагогической технологии

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих  успех педагогических действий. Поскольку  педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться  как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в  их объективной взаимосвязи, где  всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие  «методика» выражает процедуру использования  комплекса методов и приемов  обучения и воспитания безотносительно  к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление  к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным  педагогом-профессионалом.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких  технологий:

-  технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

-  технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

-  технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

-  элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

-  органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности[1].

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень  владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом. В среде педагогов  прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому  его нельзя передать из рук в руки. Однако исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными  параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будут  проявляться их профессионализм  и педагогическое мастерство.

Современными исследователями  доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные  образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Но в сфере  образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека, использующего  ту или иную технологию. Поэтому  личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной  технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей  деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно-методическая проблема.

Необходимо применять  технологический подход к процессу осуществления педагогом самоанализа  своей профессиональной деятельности, в частности ее гуманистической  направленности[2].

 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«белгородский государственный  университет» 

 

 

 

факультет РОМАНО-ГЕрМАНСкой филологии 

 

 

 

Кафедра ПЕдагогики 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБЩЕНИЯ

Курсовая работа

студентки дневного отделения 4 курса группы 030702

Ряжечкиной Ирины Владимировны  

 

 

                                                                               Научный руководитель             

 кандидат педагогических  наук             

               доцент Л. Д. Рагозина 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Белгород 2010 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Педагогическое общение  в структуре деятельности учителя…….5

1.1    Понятие о технологии педагогического общения…………………….5

1.2    Техника речи…………………………………………………………..10

1.3    Характеристика этапов педагогического общения………………….13

ГЛАВА 2. Стратегии педагогического  общения……………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….29  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 

 

На определяющую роль и  большое значение педагогического  общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал  необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном  курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим  лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который  не умел бы играть...»

Анализ деятельности педагогов, особенно начинающих, показывает, что  сплошной, органичный процесс, который  в системе обыденного общения  протекает без особых усилий со стороны  общающихся, в целенаправленной воспитательной деятельности вызывает определенные трудности, связанные прежде всего с тем, что педагог не знает структуры  и законов педагогического общения, у него не развиты коммуникативные  способности и коммуникативная  культура в целом. Он не владеет общением как профессиональным инструментом своей деятельности.

Проблема, затронутая в нашей  работе, является действительно актуальной в наше время. Нам как будущим  педагогам необходимо разобраться  во всех тонкостях педагогического  общения, овладеть наиболее продуктивными  технологиями взаимодействия с учащимися.

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как  инструмент воздействия, и обычные  условия и функции общения  получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Цель работы: Раскрытие  особенностей технологии педагогического  общения.

В связи с поставленной целью мы ставим перед собой следующие  задачи:

-изучить материал по  данной проблеме;

- раскрыть понятие о  технологии педагогического общения;

- определить особенности  техники речи учителя;

- рассмотреть общую характеристику  этапов педагогического общения;

- изучить стратегии педагогического  общения сокурсников.

Объектом исследования является педагогическое общение.

Предметом исследования выступает  технология педагогического общения.

Методы научного исследования:

1)     анализ научной литературы;

2)     опрос. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ  В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ  

 

 

 

1.1 Понятие о технологии  педагогического общения 

 

 

 

Педагогическое общение  – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которых является обмен  информацией, оказание воспитательного  воздействия, организация взаимоотношений  с помощью коммуникативных средств [Сластенин 2004: 198]. Педагог является инициатором этого процесса, организуя  его и управляя им.

А.А. Леонтьев выделяет следующие  характеристики педагогического общения  в структуре педагогической деятельности: контактность, ориентированность, направленность, психологическую динамику процесса. В последней редакции они определены как специализация и степень  опосредованности, ориентация общения  и психологическая динамика [Леонтьев 1999: 167]. Содержание специализации общения  подчёркивает важность объединения  всех средств – вербальных и невербальных для повышения эффективности  речевого воздействия, контактность рассматривается  по степени сближения во времени  и пространстве произносимого общения  и его восприятия.

Специфика педагогического  общения  определяется  назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам  и способам умственной деятельности,  формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных  взаимоотношений  с коллективом и с учителем,  снятие эмоциональной напряженности [Бодалев 1995: 154]. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

В системе профессионального  педагогического общения взаимодействуют  вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).

Педагогическое  общение  в большей части достаточно регламентировано по содержанию,  формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого.

Известный исследователь  В.А.Кан-Калик  отмечал,  что воспитание будет эффективным  в том случае, если вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения[Кан- Калик 1985: 16]. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического  общения.  Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.

Владение технологией  общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие  или неверная форма общения, выбранная  для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и  учеником. Учителю важно правильно  использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для  организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации [Ильин 1992: 123].

Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального  включения системы коммуникативных  приспособлений в каждой новой педагогической ситуации.

Одним из средств, подкрепляющих  воздействие общения, можно назвать  инициативность, которая требует  определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического  общения инициативность выступает  как важнейшая коммуникативная  задача педагога. Естественно, что формы  выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:

Информация о работе Технология педагогического общения