Технология педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
- выявить сущность педагогических технологий;
- изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
- рассмотреть технологию педагогического общения.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 93.76 Кб (Скачать документ)

-управление общением в  педагогическом процессе;

-анализ осуществленной  технологии общения и моделирование  новой для решения другой педагогической  задачи.

Следует отметить тот факт, что большинство учёных также  придерживаются этой точки зрения. В свою очередь, мы считаем, что предложенные В. А. Кан-Каликом этапы являются наиболее корректными, их проведение способствует наиболее успешному осуществлению  педагогического общения.  Является целесообразным остановиться на данной структуре педагогического общения и  подробно рассмотреть каждый этап в отдельности. 

1) Первая стадия  педагогического общения - его моделирование связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия,  адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Предварительное моделирование  помогает педагогу  представить вероятностную  схему взаимодействия.  Кроме того,  на этой стадии происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных,  достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия.

Необходимым элементом моделирования  предстоящего общения является предвидение  возможной психологической атмосферы,  например на уроке выбор средств достижения эмоциональной синхронности взаимодействующих субъектов.  Это,  в свою очередь, определяет собственно педагогические аспекты взаимодействия,  позволяет педагогу представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

В.А.Кан-Калик, считая коммуникативную  подготовку  учителя  к уроку важным элементом педагогического общения, разработал технологию ее осуществления.  Она может быть  представлена  следующими рекомендациями:

-вспомните конкретный  класс или ряд классных  коллективов,  в которых предстоит давать уроки;

-попытайтесь восстановить  в своей коммуникативной памяти  опыт общения именно с данным  коллективом,  стремитесь развивать положительные эмоции от общения с классом и блокировать отрицательные - они будут вам мешать;

-вспомните, какой тип  общения свойствен вам именно  в  данном классе, возможен ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него;

-попытайтесь представить,  как класс воспримет вас и материал урока;

-соотнесите присущий  вам  стиль общения с классом с задачами (обучающими,  развивающими,  воспитывающими) сегодняшнего  урока, попытайтесь добиться их единства;

-работая над конспектом,  планируя фрагменты и  части  урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;

-вспомните ваши взаимоотношения  с отдельными учащимися, избегайте  стереотипных  психологических установок по отношению к детям; 
попытайтесь почувствовать  предстоящую  атмосферу общения на уроке, это сделает вас более уверенным [Кан-Калик 1997: 183].

2) На втором этапе происходит  соотнесение ранее известного  с новой информацией. Этот этап  протекает достаточно быстро (2-5 минут), но имеет большое значение  для ориентации в ситуации  общения. Условно его называют "коммуникативной атакой", во  время которой учитель завоевывает  инициативу в общении. На этом  этапе нужны техника быстрого  включения класса в работу, владение  приемами самопрезентации и динамичного  воздействия.

Необходимо показать свою заинтересованность  в общении, задать вопросы, на которые могут быть получены положительные ответы, обращаться к детям лучше всего по именам.

За чрезвычайно малый  промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура  предстоящего общения, осуществляется начальная стадия непосредственного  взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.

3) Третий этап - управление  общением – характеризуется развитием  контактов между учениками и  учителем. В данной ситуации педагог  решает массу коммуникативных  задач, связанных с педагогическими.  Учителю необходимо поддерживать  инициативу школьников, организовывать  диалогическое общение, корректировать  свой замысел с поправкой на  реальные условия. На этом этапе  педагогу приходится быстро принимать  решения при возникающих затруднительных  или непредвиденных ситуациях,  отклонениях от заранее смоделированного  общения. В этом случае вносятся  необходимые поправки или заменяется  вариант общения.

На этом этапе важно  различать и уметь использовать нюансы в настроении, в поведении  детей. Также необходимо умение сопереживать, понимать состояние другого и  построить общение на основе этого  понимания. Все это помогает педагогу решать разнообразные педагогические задачи, связанные с обучением  и воспитанием детей.

4) Четвертая стадия  - анализ осуществленного общения и моделирование нового, соотнесение средств и результата. Педагог должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учётом необходимых корректив[Дука 1997: 97].

Представленная логика и  этапность  процесса  педагогического общения  в реальной педагогической деятельности могут быть и иными.  Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными,  а иногда,  напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная  логика  раскрывает  наиболее  типичные  ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.

В число наиболее сложных  задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И  очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся.  

 

Понятие о технологии педагогического общения      

Продуктивность  педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.      

В. А. Кан-Калик, автор  книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным  в том случае, если у ребенка  вызвано положительное отношение  к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение  всегда формируется через сложившийся  механизм общения. Вот почему перед  каждым учителем стоит задача овладения  технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.      

Основные  трудности, которые испытывает педагог  в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, - это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.      

Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два ее взаимосвязанных  аспекта. С одной стороны, это  педагогическое творчество в процессе общения с детьми, а с другой - это общение с детьми в процессе педагогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.     

Таким образом, педагогическое общение как  особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием 

Стадии  педагогического общения и технология их реализации      

Педагогическое  общение имеет динамику, соответствующую  логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Стадии педагогического общения:

  • моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап);
  • организация непосредственного общения (начальный период общения) - "коммуникативная атака";
  • управление общением в педагогическом процессе;
  • анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

 

      Первая  стадия педагогического общения - его  моделирование - связана с осуществлением  планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы.       

Вторая  стадия педагогического общения  предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. Важным моментом второй стадии процесса педагогического общения является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге. Этот момент следует рассматривать как важную текущую коммуникативную задачу.       

Третья  стадия педагогического общения - управление общением, суть которого состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др. Для завоевания инициативы в общении В.А. Кан-Калик рекомендует следующие технологические приемы:

• оперативность  при организации начального контакта с классом;

• оперативный  переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т.п.) к деловому и личностному общению;

• отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

• оперативное  достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства "мы";

• введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

• преодоление  стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

• организация  цельного контакта со всем классом;

• постановка задач и вопросов, которые уже  в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

• сокращение запрещающих  педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;

• внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;

• использование  речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики, контакт глазами и т.п.;

• умение "транслировать" в класс собственную  расположенность к детям, дружественность;

• нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;

• понимание  ситуативной внутренней настроенности  учащихся, учет этого состояния, передача учащимся этого понимания;

• достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.      

Четвертая стадия - анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Без обратной связи рефлексивный момент не только ухудшается, но и может стать неадекватным. Главное назначение этой стадии - диагностически-коррекционное.       

Процесс педагогического  общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения. 

Технология общения      

 Педагогическое  общение - это профессиональное  общение педагога с учащимися  на уроке или вне его, имеющее  определенные педагогические функции  и направленное на создание  благоприятного психологического  климата, а также на другого  рода психологическую оптимизацию  учебной деятельности  и отношений между педагогом и учащимися.      

Педагогическое  общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Для  учителя важно помнить, что оптимальное  общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия.     

Информация о работе Технология педагогического общения