Технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание

Изменения, происходящие в современном обществе, рост конкуренции, внедрение новых технологий производства обусловливают новую роль личности в современных социально-экономических условиях, универсализацию профессиональных функций человека.

Содержание

Глава 1.Технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Понятийно-категориальный аппарат технологии конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Понятие о технологии конструирования воспитательного процесса.
Планирование как результат конструктивной деятельности классного руководителя.
Принципы и задачи планирования воспитательной работы.
Требования к планированию воспитательной работы.
Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
Методы воспитательной работы.
Специфические особенности организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
Современные тенденции воспитательной деятельности в НПО.
Глава 2. Практическая часть.

Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тем1.docx

— 70.92 Кб (Скачать документ)

                                Курсовая работа  на тему:

«Технология конструирования воспитательного  процесса в          учреждениях начального профессионального  образования».

 

             Введение.

             Глава 1.Технология конструирования  воспитательного процесса в учреждениях  начального профессионального образования.

    1. Понятийно-категориальный аппарат технологии конструирования  воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
    2. Понятие о технологии конструирования воспитательного  процесса.
    3. Планирование как результат конструктивной деятельности  классного руководителя.
    4. Принципы и задачи планирования воспитательной работы.    
    5. Требования к планированию воспитательной работы.
    6. Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
    7. Методы воспитательной работы.
    8. Специфические особенности организации воспитательного процесса  в учреждениях НПО.
    9. Современные тенденции воспитательной деятельности в НПО.

Глава 2. Практическая часть.

 

Заключение

             Список литературы

 

      

 

 

 

 

 

                                                           Введение.       

Изменения, происходящие в современном  обществе, рост конкуренции, внедрение  новых технологий производства обусловливают  новую роль личности в современных  социально-экономических условиях, универсализацию профессиональных функций человека.

Обострение конкуренции на рынке  труда, возрастающая мобильность производственных отношений требуют постоянного  внимания к молодым людям, которые  находятся на пороге трудовой деятельности. В условиях современного производства предъявляются достаточно высокие  требования не только к уровню профессиональных знаний и умений специалистов, но и  к уровню их общей культуры, воспитанности.

Особая роль в формировании личности будущего специалиста,  способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни, принадлежит учреждениям начального профессионального образования.

Воспитательный процесс, организуемый в учреждениях начального профессионального  образования, потенциально способен как  обеспечить достойное вхождение личности во взрослую жизнь, ее полноценную социализацию и успешную профессиональную адаптацию, так и удовлетворить возрастающие потребности общества и экономики в воспитании достойных граждан и подготовке высококвалифицированных специалистов.

Теоретическую базу исследования проблематики начального профессионального образования  заложили такие исследователи, как  С.Я. Батышев, Г.Е. Зборовский, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А.Скакун, Н.М. Таланчук, Е.В. Ткаченко и др.

Проблемы обеспечения эффективности  подготовки молодых специалистов посредством интеграции образовательных областей и дифференциации обучения разработаны в исследованиях А.Ф. Аменда, В.А. Полякова, И.А. Сасовой, В.А. Томина, Н.Н. Тулькибаевой и др.

Различные грани системного подхода  к построению учебно-воспитательного процесса и технологий диагностики воспитанности личности освещены в работах Ю.К. Бабанского, Ю.А. Конаржевского, А.И. Кочетова, В.М. Миньярова, Н.И. Монахова, М.М. Поташника, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой и др.

Приведенный перечень научных исследований отражает многообразие научных идей и практических подходов к организации  деятельности образовательных учреждений по воспитанию подростков и молодежи, однако собственно технология планирования  воспитательного процесса в учреждениях  начального профессионального образования, тем более на уровне учебных групп, в данных исследованиях не рассматривается.

Поэтому мы решили выбрать тему «Технология  конструирования воспитательного  процесса в деятельности педагога- воспитателя в учреждениях начального профессионального образования».

Цель нашей работы –  воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования.

Объектом данной работы стал воспитательный процесс, а предметом, в свою очередь – технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.

Глава 1. Технология конструирования  воспитательного процесса в   учреждениях начального профессионального  образования.

             1.Понятийно-категориальный аппарат  технологии конструирования   воспитательного процесса в учреждениях  начального профессионального образования

 Отправной  точкой  теоретического  анализа  рассматриваемого вопроса   мы избрали построение ее понятийно- категориального аппарата, включившего основные и ряд полагающие компоненты, такие, как «профессиональное образование», «учреждение начального профессионального образования», «воспитание», «профессиональное воспитание», «воспитательный процесс», «воспитательная технология», «конструирование» и др. Анализ и синтез этих компонентов позволили нам уточнить сущность основного понятия нашего исследования – «технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования».

Советский энциклопедический словарь  определяет профессиональное образование  как педагогически организованный процесс «овладения определенными  знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности».

Социологическая наука (Г.Е.Зборовский), рассматривает профессиональное образование в качестве «особого вида образования в целом, в процессе которого на основе обучения, воспитания, развития и социализации личности происходит овладение ею профессией, специальностью, квалификацией».

Профессиональное образование  выполняет те же социальные функции, что и образование в целом: социализация и развитие личности, ее систематическое обучение и воспитание. Но к этим функциям добавляется еще  одна, особо значимая непосредственно  для профессионального образования, - овладение профессией, что кардинально меняет характер, содержание и направленность образовательного процесса.

Для определения основных характеристик  воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования необходимо проанализировать базовую категорию этого процесса - «воспитание».

Воспитание - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая государством, образовательным  учреждением, семьей, производством  и другими социальными институтами.

Воспитание - одна из основных категорий  педагогики. Определение же сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество исторически характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач.

С середины XX века меняется общая направленность воспитания. Оно в возрастающей степени приобретает развивающий характер. В последнее десятилетие, вследствие происходящих в российском обществе политических и экономических перемен, началось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотр характера, содержания, форм и методов воспитания. Суть поиска состоит в том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности.

В работах Б.З. Вульфова, В.А. Караковского , Н.Л.Селивановой и др. получила новый импульс развития проблема изучения воспитательных систем. При этом особое внимание уделяется изучению педагогических основ организации целостного процесса воспитания, теории и методике формирования личности.

Вопросы отбора содержания, форм и  методов организации воспитательного  процесса с учетом изменения его  целевого компонента рассмотрены Л.А. Блохиной, А.П. Савченко.

Хорошо организованное воспитание, по мнению ученых, должно подготовить  человека к трем главным ролям  в жизни – гражданина, работника, семьянина.

Б.Т. Лихачев отмечает, что воспитание как общественное явление в его  движении и развитии практически  реализуется в воспитательном процессе.

М.И. Рожков характеризует воспитательный процесс как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого. Отсюда целенаправленность - важнейшая характеристика воспитательного процесса.

Словарь русского языка С.И. Ожегова  определяет профессию как «основной  род занятий, трудовой деятельности».

С.Я. Батышев и Э.Ф. Зеер рассматривают понятие «профессия» как обозначающее вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний, умений и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы.

Профессиональное воспитание в  этой связи есть «передача опыта  осуществления профессиональной деятельности» (5), а также, в соответствии с мнением  Н.Н. Дьяченко, «идейно-политическое и  нравственное воспитание учащихся, которое направлено на формирование сознательного отношения к труду».

Профессионального воспитания характеризуется  направленностью на развитие личностного потенциала как трудового потенциала будущего рабочего. С учетом данной специфики профессиональное воспитание должно быть направлено на формирование следующих качеств и свойств личности: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; развитые общие, специальные и профессиональные знания; деловитость и предприимчивость; творческое отношение к труду; профессиональная ответственность; знание правовых норм и законов.

Эти качества и свойства в совокупности характеризуют желаемый образ гражданина, профессионала, который общество ожидает  получить на выходе будущего рабочего (специалиста) из системы начального профессионального образования. Ведущими чертами такого специалиста должны быть творческая профессиональная деятельность и активность в общественной жизни.

Исходя из этого, цель деятельности учреждений начального профессионального образования, направленной на воспитание учащихся, - это формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.

Воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования мы рассматриваем как динамичную совокупность последовательных взаимодействий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.

Воспитательный процесс нельзя представить без предъявления воспитанникам  педагогического требования, разрешения педагогического конфликта, реализации информационного воздействия, творческого  решения педагогических ситуаций.

Основу данной педагогической (воспитательной) технологии составляет определенная концепция  воспитания, представленная в работах  Н.Е. Щурковой.

Если исходить из понимания  воспитательной технологии, данного  в статье О.В. Еремкиной «Воспитательные технологии», то воспитательная технология связана с совокупностью приемов и методик, с помощью которых достигается основная цель - приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.

 Основу понятия воспитательная  технология может составить следующее   определение  педагогической  технологии, данное В.П. Беспалько,  это строго научное проектирование  и точное воспроизведение гарантирующего  успех педагогического процесса (воспитательного процесса).

Для нас представляет интерес  точка зрения В.А. Сластенина, который считает, что соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования процесса обучения и воспитания. Частные – это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование, поддержка, анализ и оценка и других более конкретных задач типа организации начала урока.

На основании этого  можно предложить, что конструирование  включает в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Действия педагога направлены на конструирование целей, содержания, методов, форм и программ действий своих и воспитанников.

Соответственно технологию конструирования воспитательного  процесса можно представить как  единство технологии конструирования  цели и содержания в воспитании, технологии конструирования средств (методов, приемов, форм и др.) и технологию конструирования деятельности.

 

        2. Понятие  о технологии конструирования  воспитательного  процесса.

 

        Таким  образом, одним из решающих  условий успешного протекания  воспитательного  процесса является  его конструирование, включающее  в себя анализ, диагностику, определение  прогноза и разработку проекта  деятельности. На этом этапе решения   воспитательной задачи можно  выделить тесно связанные между  собой виды деятельности педагога, которые относительно независимо  направлены на конструирование  содержания, средств и программ  действий своих и учащихся. Соответственно  технологию конструирования педагогического   или воспитательного процесса  можно представить как единство  технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), конструирования материальных или  материализованных средств (конструктивно-материальная) и конструирования деятельности (конструктивно-операциональная).

Информация о работе Технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования