Технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание

Изменения, происходящие в современном обществе, рост конкуренции, внедрение новых технологий производства обусловливают новую роль личности в современных социально-экономических условиях, универсализацию профессиональных функций человека.

Содержание

Глава 1.Технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Понятийно-категориальный аппарат технологии конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.
Понятие о технологии конструирования воспитательного процесса.
Планирование как результат конструктивной деятельности классного руководителя.
Принципы и задачи планирования воспитательной работы.
Требования к планированию воспитательной работы.
Основные формы и методы организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
Методы воспитательной работы.
Специфические особенности организации воспитательного процесса в учреждениях НПО.
Современные тенденции воспитательной деятельности в НПО.
Глава 2. Практическая часть.

Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тем1.docx

— 70.92 Кб (Скачать документ)

    -развлечение-коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая  игра, вечер общения);

    -путешествия.

    В типе «путешествия»  можно выделить также два класса:

    -путешествие-развлечение  (поход, прогулка);

    -путешествие-исследование (экскурсия, экспедиция).

    В типе «представления»  выделяются три класса:

    -представления-демонстрации: 
    -спектакль-представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия;

    -концерт- это представление, предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня и др.);

    -представление-соревнование (конкурсная программа на сцене) - представление, предполагающее  демонстрацию зрителям соревнования  между участниками в чем-либо;

     -представления-ритуалы: 
     -посвящение; 
     -представления-коммуникации: 
     -митинг - собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов;

     -дискуссия  - специально организованный обмен  мнениями по какому-либо вопросу  для получения информационного  продукта в виде решения;

     -лекция - представление,  демонстрирующее в виде монолога  совокупность взглядов по какому-либо  вопросу;

     -фронтальная  беседа - специально организованный  диалог, в ходе которого ведущий  руководит обменом мнениями по  какому-либо вопросу (проблеме)
     -диспут - специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).  
      Приоритетность данных форм воспитательной работы не является бесспорной, однако именно эти формы определяют основной источник и направление коллективной деятельности учащихся.

 

                              7. Методы воспитательной работы.

 

Метод воспитания - способ совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются  понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы  деятельности и качества личности.

       Изучая  проблему организации воспитательной  работы в учреждениях начального  профессионального образования,  можно выделить следующие группы  методов воспитания будущих рабочих:

      1.Методы  организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и  самоуправление.

      2.Группа  методов, содействующих формированию  сознания: 
      2.1.Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение.

       2.2. Методы  педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание  и общественное мнение.

        Методам  воспитания сопутствует педагогическая  техника. Она включает в себя  искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями  и поступками, посредством мимики  и жестов, выразительной речи, приемов  театральной педагогики.

        Дисциплина - исходный метод организации  коллектива - обеспечивает формирование  культуры взаимоотношений членов  коллектива, полезных традиций и  привычек поведения путем выработки  соответствующих норм и правил  внутреннего распорядка. Основа  дисциплины - требование. Предъявление  требований руководителями и  наставниками коллектива друг  к другу - таков путь воспитания  дисциплины в коллективе.

        Самообслуживание - ведущий метод организации коллектива - обеспечивает создание общими  усилиями наиболее благоприятных  условий жизни и труда и  формирование у его членов  заботы об умножении общественного  достояния. Самообслуживание способствует постоянной заботе о создании лучших и украшения жизни коллектива, и тем самым сплачивает коллектив.

        Соревнование - коррекционные метод организации  трудового коллектива - обеспечивает  стимулирование успеха индивидуального  и коллективного труда, формирование  ревностного отношения к делу  его участников, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников.

Самоуправление - метод организации  коллектива - обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной ответственности и организаторских  качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями.

 
    

 

 

   8. Специфические особенности организации воспитательного процесса        в учреждениях НПО.

 

       К специфическим особенностям организации воспитательного процесса в учреждений начального профессионального образования можно отнести следующее:

       1. Ориентированность  на формирование социальной и  профессиональной мобильности выпускника. Исходя из стремления социально защитить своих выпускников, учебные заведения начального профессионального образования предлагают своим абитуриентам и учащимся не только наиболее перспективные специальности, но и проводят с ними специальные деловые игры, социально-психологические тренинги по поиску работы, ведению переговоров. 
        2.Перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания. Педагогические коллективы работают над созданием механизма развития способностей учащихся к самоопределению, саморазвитию и самореализации. 
        3.Компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Сохранение роли семьи в воспитании заставляют всех работников НПО в особенности уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни.

        4.Четвертое  условие, отражающее специфику  воспитательной работы учреждений  начального профессионального образования  - профессионализм педагога. Субъектом  воспитательной деятельности в  любой педагогической системе  является педагог - носитель ценностных  ориентаций, культуры. В связи с  этим в педагогической теории  постоянно уделяется большое  внимание разработке различных  аспектов проблеме подготовки будущего учителя. 
          

 

             9. Современные тенденции воспитательной  деятельности в НПО.

 
         К основным из них могут быть отнесены: общая социально-экономическая ситуация в России, социально-психологические особенности выпускников школ. Эти факторы порождают различные тенденции воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования. 
         Анализ практики воспитательной системы позволил выявить следующие тенденции:

       1) Общая  неблагополучная социально-экономическая  ситуация в России, выражающаяся  в реструктуризации экономики  и свертывания ряда производств,  приводит к сокращению числа  рабочих мест для выпускников  училищ, лицеев. И, как следствие,  на первый план для студентов  выходят проблемы материального  благополучия, проблемы трудоустройства. 
       Это порождает такую тенденцию как усиление защитной ориентированности воспитательной деятельности в системе начального профессионального образования, в целях формирования социальной и профессиональной мобильности выпускника. Формирование у выпускника позиции активного игрока на рынке труда является одной из современных тенденций воспитания в системе начального профессионального образования.

        2) Сохранение демографического неблагополучия, снижение роли семьи в воспитании заставляет всех работающих с учащейся молодежью и педагогических работников НПО, в особенности, уделять большое внимание вопросам социализации личности, укрепления и сохранения здоровья учащихся, их психологической и материальной поддержки, воспитанию у подрастающего поколения ценности семьи, полноценного родительства, здорового образа жизни, что может рассматриваться как тенденция компенсации недостаточной роли семьи в воспитательной деятельности учреждений НПО. В то же время прослеживается роль семьи в выборе абитуриентом специальности и учебного заведения системы начального специального образования. Каждый третий выпускник общеобразовательной школы, поступающий для продолжения своего образования в НПО, осуществил выбор специальности и учебного заведения с помощью родителей. При этом, потомственность профессии является важным фактором при выборе абитуриентом специальности.

3)Следующая тенденция  - это изменения в средствах  воспитания деятельности. Новые  средства воспитательной деятельности  как Интернет и современные  компьютерные технологии, видео- , аудио- продукция, нетрадиционная печатная продукция расширяют возможности студентов ознакомиться с самыми противоречивыми оценками одного и того же события. В этих условиях готовность педагогов к активному диалогу становится важным условием эффективности его воспитательной деятельности, направленной на развитие у студентов критичности мышления, умения анализировать поступки, факты, действия, иметь и отстаивать собственную точку зрения.

        4)В  качестве негативных тенденций  современного этапа развития  воспитательной деятельности в  НПО является снижение роли  самоуправления как одного из  метода воспитательного процесса. В то же время участие студентов  в общественных организациях  является одним из факторов  социализации молодежи, важнейшим  инструментом, позволяющим эффективно  решать сложные педагогические  задачи.

         5) Наблюдается тенденция несовпадения  между готовностью студентов  быть активными субъектами воспитательной  деятельности и их удовлетворенностью  организацией в НПО. В настоящее  время ухудшается состояние как материально-технической базы, так и социальной инфраструктуры города, региона для организации молодежного досуга.

         6) Резко уменьшилась доступность  культурных центров, музеев, выставок, театров. Образовательные учреждения  не имеют необходимых финансовых  возможностей на организацию  строительных, педагогических отрядов  и т.д. Сегодня можно с полной  уверенностью сказать, что имеет  место тенденция сворачивания  видов воспитательной деятельности, требующих значительных материальных  вложений.

Требует улучшения обеспечение  периодической печатью, подписными изданиями, информационными и научно-методическими  материалами по организации и  проведению воспитательной деятельности. В настоящее время этот вопрос тоже тормозится из-за нехватки материальных ресурсов. 
         В целом можно отметить, что усиление внимания к воспитанию в системе начального профессионального образования потребует выработки более четкого отношения и органов управления образованием, и самих педагогов-воспитателей к проявляющимся тенденциям.


 

 Глава II                          

           1. ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

           Важная задача мастера - организация внеучебной (внеклассной) воспитательной работы с учащимися группы, активное вовлечение их в во внеклассную учебно-воспитательную работу, проводимую в масштабах училища. 
           Цель такой работы, во-первых, - вовлечение коллектива учащихся группы в активную деятельность общеучилищного коллектива. Коллектив группы не может правильно развиваться, если он замыкается внутри себя, изолирован от жизни училища. Коллектив группы только тогда станет звеном общеучилищного коллектива, если он хорошо знает задачи, которые предстоит решать коллективу училища, и свои конкретные задачи решает, исходя из общеучнлищных задач; когда активно участвует в общеучилищных мероприятиях; защищает честь своей группы и своего училища на соревнованиях, смотрах, конкурсах, олимпиадах и т.п. 
        Другая цель внеклассной работы - обеспечение единства воспитания на уроке и во внеурочное время. Внеклассная деятельность учащихся предоставляет возможность не только для углубления знаний и умений, но и для совершенствования навыков практической общественно-политической деятельности, способствует развитию у них интереса к технике, искусству, спорту, активно влияет на расширение культурного кругозора учащихся.    Являясь продолжением учебного процесса, внеклассная работа не дублирует урока - она воздействует на сознание, мысли, чувства, настроение юношей и девушек присущими ей формами и методами. 
        Внеклассную воспитательную работу мастер производственного обучения проводит в тесном сотрудничестве с классным руководителем учебной группы, который, как и мастер, закрепляется приказом директора училища за группой на весь период обучения в училище. К внеклассной воспитательной работе с группой широко привлекаются воспитатели общежитий, ученические общественные организации, родители учащихся, а также работники базовых предприятий.

       Во взаимоотношениях с классным руководителем мастер должен исходить из утвержденного Госпрофобром СССР в феврале 1986 г. «Положения о классном руководителе среднего профессионально-технического училища», где указано, что классный руководитель несет персональную ответственность за состояние идейно-политического воспитания и вместе с мастером производственного обучения - за уровень учебно-воспитательной работы в группе.

       Организация внеклассной воспитательной работы во многом зависит от ее рационального планирования. Во многих училищах составляются общеучилищные комплексные перспективные планы воспитательной работы от начала до конца обучения. Они обеспечивают преемственность и взаимосвязь всех форм коммунистического воспитания, дают возможность не только четко видеть конечные цели, но и определять промежуточные этапы на пути к ним. В плане определены конкретные задачи, примерные виды и формы воспитательной работы применительно к первому, второму и третьему курсам обучения в целом по училищу. Такие планы составляются на основе примерного перспективного плана воспитательной работы для среднего ПТУ на весь период обучения, разработанного ВНИИ профтехобразования и одобренного Госпрофобром СССР.

Информация о работе Технология конструирования воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования