Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка

Описание

Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 105.74 Кб (Скачать документ)

Несмотря  на принятие решения о курсе на создание системы непрерывного образ-я, в РФ пока еще нет общенациональной концепции, а есть только направления развития. Безусловно, это замедляет пр-с реформирования. По всей видимости, путь к реформированию системы образ-я в нашей стране лежит через инновационную практику. Этот путь не самый короткий и не самый простой. В основе непрерывного образ-я лежит идея развития чел-ка как личности, субъекта деят-ти и общения на протяжении всей его жизни.

В этой связи  непрерывным может считаться  образ-е, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому чел-ку возможности реализации собственной программы обучения.

Понятие «непрерывное профессиональное образ-е»  можно отнести к личности, образовательным программам и образовательным пр-сам, а также к организационным структурам. В каждом из приведенных отношений  в это понятие включается свой смысл. Задачей любого учебного заведения  начального, среднего и высшего проф-го образ-я явл-ся создание условий, способствующих самореализации личности обучаемого и его дальнейшего развития.

Начальное профессиональное образ-е (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деят-ти на базе основного общего образ-я. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

СПО. Цель –  подготовка сециалистов сред. звена, удовлестворение потребностей личностей в углублении и расширении обр-я на базе основного общего, среднего (полного) и НПО.

Новое кач-во политехнической подготовки учащихся – формир-ние системы знаний, умений и навыков  об общих научных  основах производства на основе взаимосвязи  общеобразовательных предметов  с предметами профессионально-технического цикла.

Общеобразовательные предметы не только являются базой  для изучения специальных предметов, но и способствуют повышению кач-ва проф-ой подготовки учащихся. С другой стороны, изучение специальных предметов  помогает учащимся не только закрепить  полученные знания по общеобразовательным  предметам, но дополняет и углубляет  их при рассмотрении научных основ  техники, технологии, организации и  экономики производства.

В качестве исходных сущностных хар-ристик системы непрерывного образ-я были определены следующие.

Непрерывное образ-е как педагогическая система – это целостная совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образ-я, проф-ой компетентности, культуры, восп-я гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности.

непрерывное образ-е – это пр-с формирования и удовлетворения  его познавательных запросов и духовных потребностей, развития способностей путем обучения в государственно-общественных учебных заведениях и путем самообраз-я, гарантия сохранения его как личности и профессионала в динамично меняющемся обществе. Для общества в целом непрерывное образ-е явл-ся механизмом  расширенного воспроизводства его культурного и проф-го потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны.

 

Билет №24Социальная сущность воспитания. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта  от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные  людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием  понимается направленное воздействие  на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

 Цель воспитания определяется  потребностями развития общества  и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического  прогресса, достигнутого уровня  развития педагогической теории  и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и  учеников.

 Сейчас целью воспитания  является формирование личности, которая высоко ставит идеалы  свободы, демократии, гуманизма,  справедливости и имеет научные  взгляды на окружающий мир,  что требует определенной методики  воспитательной работы. В современной  школе основным содержанием обучения  и воспитания является овладение  научными знаниями о развитии  природы и общества, а методика  приобретает все более демократический и гуманистический характер.  

 

 

 

 

 

 

 

 Билет №29 Упр-ние образов-ми системами. Принципы пед упр-я.

      Центральным структурным эл-том  системы образ-я явл-ся образ-ое учреждение (ОУ). Образовательным явл-ся учреждение, осуществляющее образовательный пр-с, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и восп-ие обучающихся, воспитанников. ОУ явл-ся юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам ОУ могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными), учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

Основным  заказчиком ОУ выступает государство  и его ведомства, кот-ые формируют  образовательную политику. Данные подразделения  регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют ОУ: определяют государственные  образовательные стандарты; проводят экспертизу подведомственных им учреждений.

В управлении принимают участие все субъекты: администрация, преподавательский  состав, учащиеся. Особенностью управления педагогическими системами явл-ся одновременное параллельное управление на разных уровнях проф-ой деят-ти. Деят-тью учащегося по формированию его личности управляет не один  воспитатель, а несколько преподавателей-предметников, классный руководитель (куратор) и все сотрудники, оказывающие повседневное влияние на учащихся

Гос-ный хар-р управления системой образ-я закреплен следующей совокупностью принципов государственной политики в области образ-я, сформулированных в Законе РФ «Об образовании»:

гуманистический хар-р образ-я, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья чел-ка, свободного развития, восп-ие гражданственности;

единство  федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образ-я национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;

общедоступность образ-я, адаптивность системы образ-я к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;

светский  хар-р образ-я государственных, муниципальных ОУ;

свобода и плюрализм в образовании;

демократический, государственно-общественный хар-р управления образ-ем, автономность ОУ.

        Гос-ный хар-р управления образ-ем проявл-ся  в соблюдении органами управления  государственных гарантий прав граждан на образ-е независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии и убеждений.

          Государственные органы управления  образ-ем – министерства образ-я, управления образ-ем в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают вопросы разработки и реализации целевых федеральных и международных программ; разработки государственных образовательных стандартов (ГОС) аттестации педагогических кадров; определения перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка, а также осуществляют контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образ-я.

Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами, выделенные  П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым.

Принцип демократизации и гуманизации образ-я.

Реализация  данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия  в управлении явл-ся коллегиальное  принятие управленческих решений.  Коллективная форма принятия решений  возможна лишь в случае  доступности, открытости управленческой информации

В нашем обществе все больший авторитет приобретают  гуманистические ценности.  Этот пр-с находит свое отражение в  управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие  уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.

Соблюдение принципа научной обоснованности (научности) управления заключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности пр-сов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.

Реализация  принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.

Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействий направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, восп-я и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий эл-тов педагогической системы.

Принцип обеспечения единства в управлении образ-ем диктуется необходимостью разработки и применения единых требований к пр-сам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.

Системность и целостность в  управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении.

Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию управленческой технологии, кот-ая приводит к достижению поставленной цели.

Принцип экономической и экологической целесообразности в управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деят-ть.

Принцип праксиологичности в управлении Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образ-ем.

Билет №27 целосный пед.процесс как основа образоват.процесса. Основные компоненты пед.пр-са.

 Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Главная цель пп - обеспечение единства обучения, восп-я и развития на основе целостности и общности.

Структура целостного пп: (О.А. Абдулина).

--цель-конеч рез-т деят-ти (что  хотим получить;всестороннее развитие; восп-ие и обуч-е для самореализации; приспособление к условиям, восп-ие для выполнения определенных функций)

--принципы-направление деят-ти,взаимод-я педагога и воспит-ка для достижения цели (природосообразность, целостность,культуросообразность, целенаправленность, научность, непрерывность,  наглядность, индивидуальность,  доступность, систематичность, последовательность, активность, прочность, связь с жизнью)

--содержание-часть опыта поколений,кот передается учащемуся для достижения цели (знания, умения и навыки; отношения, опыт творчества)

--методы-действия педагога и  учащихся,по средствам кот-х передается и понимается содержание (репродуктивные, объяснительные, проблемные, стимулирования, контроля и самоконтроля).

--форма-способ орг-ции пп(индивидуальные, групповые, массовые)

--средства-материально-технич обеспеч  пп,с помощью кот-х орг-ся и осущ-ся пед.пр-с (общение, игра, учение, труд)

    Отсутствие одного из  комп-ов пп разрушает его целостность,поступат-ть 

 

Компоненты системы, в которой  протекает педагогический процесс, - педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач  педагогической деятельности: от генеральной  цели - всестороннего, и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, Организацию и управление процессом, без которых не может 6ыть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным, или организационно-управленческим. Результативный компонент процесса отражает эффективность его пререкания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"