Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка

Описание

Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 105.74 Кб (Скачать документ)

Развитие  личности - объективный и закономерный пр-с прогрессивного , поступательного изменения психо-физиолологических и социально-псих-х св-в личности под влиянием ее участия в самой разнообразной деят-ти. Развитие осущ-ся от простого к сложному, от незнания к знанию.

В широком педагогическом смысле восп-ие – целенаправленный пр-с, кот-й осущ-ся системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле восп-ие, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой явл-ся формир-ние системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Восп-ие – целенаправленный и организованный пр-с формирования личности (И.П. Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития чел-ка, становления его социальности, целенаправленный пр-с передачи социального опыта от одного поколения к другому

Восп-ие – явление социальное, т. е. оно осущ-ся в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, восп-ие есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Поскольку общ-во не стоит на месте, а развивается, то и восп-ие – тоже явление развивающееся.

Восп-ие как  пр-с имеет следующие хар-ристики: дискретность  во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность  – с другой; системность, планомерность; для своего осуществления требует  среды.

Объект  восп-я – тот, на кого направлено воспитательное воздействие: чел-к, группа, коллектив. Субъект восп-я – любой чел-к, группа людей, деят-ть которых имеет направленный воспитательный хар-р. Нередко объекты восп-я в определенном смысле могут быть его субъектами.

Восп-ие не существует самостоятельно, оно обязательно  и всенепременно дополняется обуч-ем, и оба они объединяются в более высокое системное понятие – образ-е.

Главная цель восп-я – разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация.

Билет №3 Идеи интеграции образ-я и производства в конце 19 начала 20 века. Концепции Дьюи и Кершенштейнера. Превращение труд.воспитания и обучения в необходимые условия общего развития личности.

Инновационные пр-сы в воспитании берут свое начало от так называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются на протяжении всего ХХ в. Назовем некот-ые из них.

«Свободные  школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) – это школы-интернаты, организация жизни которых строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.

«Школа  делания» (США, Дж. Дьюи) – обуч-е и восп-ие с опорой на основные импульсы роста ребенка: соц-й (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).

«Вальдорфская школа» (Германия, Р. Штайнер) предусматривала всестороннее развитие личности ребенка поср-вом интенсивной духовной деят-ти, обуч-е и восп-ие осуществлялись одним учителем с учетом индивидуальных достижений каждого ученика, главное – поиск новых форм эмоционально-эстетического образ-я и восп-я, пробуждение воображения и фантазии.

«Открытые школы» (Англия) утверждали индивидуальный хар-р обучения без обязательных учебных планов, программ, расписания и контроля, с гибкой системой обучения и восп-я, основная форма обучения – способ открытий, цель – облегчение пр-сов постижения ребенком окружающего мира и самовыражение. Такие школы рассматривались как культурно-просветительные центры округа.

«Дом  свободного ребенка» (Италия, М. Монтессори; центры существуют  до сих пор во многих странах, в том числе и в России). Основные идеи: общечеловеческие и религиозные ценности как основа нравственного восп-я, приспособление восп-я к внутренним импульсам детской природы, создание благоприятной среды на основе единения семьи и школы, восп-ие средствами искусства и природы, «открытые двери» и свобода, чувственное восприятие и игра – основы обучения.

Современной школой накоплен богатый пед-кий  опыт, кот-й должен быть реализован в конкретной педагогической деят-ти, но достаточно часто он остается невостребованным. Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский пед-кий опыт. Образцами уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта могут служить работы таких педагогов и ученых, как В.С. Библера, И.П. Волкова,  Е.Н. Ильина,  В.В. Краевского, Н.Н. Палтышева, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Е.А. Ямбурга и др.

   В  это же время под влиянием  социально-экономических и социокультурных преобразований в западно-европейской педагогике возникло реформаторское  движение  за  трудовую  школу.  Видным  его  деятелем  был Г. Кершенштейнер (1854–1932) – реформатор проф-го образ-я в Германии. Важной задачей народной школы он считал общую трудовую подготовку к проф-ой деят-ти. Для молодых рабочих, занятых в производстве, им были созданы так называемые дополнительные школы, кот-ые давали общеобразовательную подготовку, связанную в то же время с профессией. Владельцы фабрик и мастерских обязаны были освобождать рабочих-подростков для школьного обучения на 8–10 часов в неделю с сохранением зарплаты.

Г. Кершенштейнером была заложена новая система фабрично-заводского ученичества, сочетавшая практическую работу на производстве с теоретическим обуч-ем. Он считал, что профессиональная  школа должна быть школой гражданственности. Эта система получила широкую известность во многих странах Европы как германская система проф-го обучения.

Дьюи Джон (1859 – 1952), американский философ, педагог, психолог, один из основоположников прагматической педагогики, кот-ая сформировалась под влиянием философского прагматизма и некоторых взглядов Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта. Ценность идей и понятий прагматики определяют исключительно практическими рез-тами их применения, истинным считается то, что приносит успех, пользу конкретному чел-ку. Главная цель восп-я, по Дж. Дьюи, – содействовать самореализации личности, осуществлению ее желаний и спонтанных (самопроизвольных) интересов. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи сыграла положительную роль в преобразовании прежней системы восп-я и образ-я, приблизила школу к жизни, активизировала пр-с обучения. К недостаткам прагматической педагогики следует отнести некоторое снижение теоретического уровня школьного образ-я и принятых критериев знаний учащихся.

Труды: «Школа и ребенок», «Школа будущего», «Демократия  и образ-е», «Социально-педагогическая теория».

Торндайк Эдуард Ли (1874 – 1949), американский представитель экспериментальной педагогики, первый психолог образ-я, основатель социальной теории научения. Сформулировал законы научения (законы эффекта, готовности, упражнения, многократного реагирования или «проб и ошибок», отношения или установки, частичной активности, реакции по аналогии, ассоциативного переноса), кот-ые в дальнейшем получили развитие в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина и Н.Ф. Талызиной.

Труд  «Педагогическая  психология».

Билет №4 Инновации в профессиональном образовании. Образовательные учреждения инновационного типа. Основные направл.иноваций.

Инновационные пр-сы – новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров. Среди инновационных педагогических пр-сов следует выделить следующие:

---появление авторских концепций  и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;

---осуществление перехода массовой  школы на вариативные программы,  методики обучения и восп-я;

---разработка региональных программ  развития образ-я, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особен-ти субъектов РФ;

---активное обновление содержания  общего среднего и проф-го ----образ-я на основе идей гуманизации и гуманитаризации;

---перестройка организационных  форм, методов обучения и восп-я  с учетом личностно ориентированного  и личностно центрирированного  подхода;

---переход образовательных учреждений  из режима функционирования в  режим устойчивого развития;

---создание в образовательных  учреждениях диагностической службы (валеологической, психологической,  социологической и др.);

---управление кач-вом образ-я на диагностической основе;

---осуществление непрерывного пр-са  повышения квалификации педагогических  кадров;

---развитие творческой инициативы, проф-ой компетентности и педагогической  культуры работников системы  образ-я.

          Потребность  в создании инновационных профессиональных  учебных заведений в России  связана с серьезным технологическим  отставанием ее от передовых  стран мира, насущной необходимостью  в сжатые сроки максимально  сократить данный разрыв. Это  привело к разработке идеологических  и нормативных документов, направленных  на коренное изменение системы  образ-я (Концепция непрерывного образ-я (1989), Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992) и др.).

Центральной идеей образ-я была признана идея непрерывного развития чел-ка как субъекта деят-ти. При этом подчеркивалось, что понимание развития как непрерывного пр-са необходимо соединить с принципом развивающего обучения, с ориентацией образовательной деят-ти не только на познание мира, но и на его преобраз-е. Этим обусловлен переход от информационного к продуктивному, развивающему обучению.

В инновационном профессиональном учебном заведении должно быть не менее пяти базовых технологий (К.Я. Вазина).

Административная технология, обеспечивающая целевое функционирование и непрерывное профессиональное саморазвитие персонала учебного заведения. Педагогическая технология, обеспечивающая непрерывное саморазвитие обучающихся.Технология воспитательного пр-са, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие социальной активности обучающихся. Профессиональная технология, обеспечивающая целевое непрерывное саморазвитие профессиональных способностей обучающихся, позволяющих им становиться конкурентоспособными профессионалами.Информационная технология, обеспечивающая оперативное использование проф-ой информации, интенсификацию деят-ти.

Билет №5 История и этапы развития проф-го образ-я России.

К началу ХVII в. Россия не располагала системой  постоянно действующих учебных заведений. К концу века такая система была создана, К концу ХVII – началу ХVIII вв. в России  пересматривается курс развития, в том числе в сфере образ-я. Происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Петр I и его сподвижники предприняли попытку направить страну по европейскому пути развития поср-вом реформ, включая реформы восп-я и образ-я.

В петровскую эпоху создаются  профессиональные учебные заведения в форме  гарнизонных и адмиралтейских школ. Первая гарнизонная школа при  Артиллерийской школе Преображенского  полка была создана в 1698 г., затем  были организованы Московская инженерная школа (1703), Школа математических и  навигационных наук (1707),  Самым  ярким детищем Петра I в области науки и просвещения, появившимся уже после его смерти, но по его проекту, стала Санкт-Петербургская академия наук (1724).

Одними из первых представителей русского просвещения  и создателями  проф-го образ-я  были Василий Никитич Татищев (1686–1750) и Виллим Иванович Геннин (1676–1750). В.Н. Татищевым было открыто несколько горнозаводских школ, в частности, первая профессиональная горнозаводская школа в Екатеринбурге (1721) на базе металлургического завода.

В своей работе «Разговор о пользе наук и училищ»  В.Н.Татищев высказывал идею о том, что общее образ-е должно предшествовать профессиональному. Он считал, что с десяти лет ребенка надо обучать ремеслу,  оно должно быть основной задачей проф-го обучения.

Одним из инициаторов  открытия Московского университета (1755) явился М.В. Ломоносов, кот-й сыграл   в развитии отечественного просвещения  выдающуюся роль. Московский  университет  заслуженно  носит  имя  М.В. Ломоносова. Величайший русский ученый-просветитель сделал все, чтобы университет, приобретя  славу далеко за пределами России, вместе с тем был доступен людям  разных сословий. М.В. Ломоносов  считал, что образ-е должно быть светским, реальным и был сторонником синтеза классического естественнонаучного и реального образ-я.

Важная роль в формировании основ проф-ой педагогики в России принадлежит великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, кот-й в числе  первых поставил задачу создания системы  школьного ремесленного образ-я, отвечающего потребностям  «индустриального  направления  века». К.Д. Ушинский  показал пагубность существующей системы ремесленного ученичества и выделил функции ремесленного образ-я нового типа: экономическую – приведение ремесла в соответствие с требованиями науки и техники, социальную – подготовка отечественных специалистов, нравственную – ликвидация ученичества как формы эксплуатации детей, педагогические – разработка системы школ профессиональных и воскресных, установление связи труда и обучения, создание методики обучения ремеслу, отвечающей требованиям педагогики и психологии.

В 1860-е гг.  в России началось становление теории и методики проф-го образ-я как самостоятельной отрасли научного знания, что было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами в области школьного образ-я, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в России. Этому способствовала деят-ть научных и технических обществ– Русского технического общества, Вольного экономического общества, Московского общества распространения технических знаний, кот-ые создавали учебные заведения, выдвигали проекты реформирования системы общего и проф-го образ-я в России, изучали зарубежный опыт подготовки специалистов, проводили съезды деятелей проф-го и технического образ-я, издавали научную, учебную и методическую литературу.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"