Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка

Описание

Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 105.74 Кб (Скачать документ)

 

В широком педагогическом смысле восп-ие – целенаправленный пр-с, кот-й осущ-ся системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле восп-ие, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой явл-ся формир-ние системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Принципы восп-я – основополагающие идеи или ценностные основания восп-я чел-ка. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим,  его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы восп-я определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов восп-я.

Дадим краткую хар-ристику каждому из общих принципов восп-я.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с лич-тью и коллективом в воспитательном пр-се на основе субъект-субъектных отношений.

Принцип природосообразности предполагает, что восп-ие должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных пр-сов; на учете пола и возраста. Целями же восп-я должны стать формир-ние ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы.

Принцип культуросообразности в предполагает, что восп-ие должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Восп-ие по принципу культуросообразности имеет целью приобщение чел-ка к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом,

Принцип толерантности.Толерантность-терпимость,умение слушать, понимать ч-ка, находить какие-то положит стороны.Треб-я к тол-ти:оценка ситуации, анализ мотивов и причин своих поступков,анализ целей и действий поведения, выбор средств для достижения цели,анализ выбранных ср-в,прогноз будущего рез-та.Обуч-е тол-ти предст-т собой признание прав других на жизнь,свободу и достоинство, доброжелательное осознание присутствия в своей среде др культур,признание разнообразия, умение ценить разнообразное проявление людей.

             Принципы восп-я имеют следующие  особенности. 

- они обязательны  и требуют полного и обязательного  воплощения на практике.

- принципы  восп-я предполагают комплексное,  т.е. одновременное, а не поочередное  и изолированное их применение  на всех этапах воспитательного пр-са.

- все принципы восп-я равнозначны

Билет №16. особенности воспитания учащихся Нпо.Основные принципы и методы восп-я

Начальное профессиональное образ-е (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деят-ти на базе основного общего образ-я. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Общеобразовательные предметы не только являются базой для изучения специальных  предметов, но и способствуют повышению  кач-ва проф-ой подготовки учащихся.

         Растущая потребность в рабочих высокой квалификации, умеющих адекватно реагировать на постоянную смену приоритетов на рынке труда,  производить конкурентоспособную продукцию, принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития производства, позволила обществу  осознать тот факт, что базовое образ-е явл-ся лишь первым этапом непрерывного совершенствования ключевых профессиональных компетенций рабочего.

В широком педагогическом смысле восп-ие – целенаправленный пр-с, кот-й осущ-ся системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле восп-ие, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой явл-ся формир-ние системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Основная (явная) функция  восп-я как социального института – обеспечение внутренней сплоченности общества.

  Восп-ие и обуч-е в совокупности  обеспечивают готовность личности  к удовлетворению личностных  интересов (образ-е, семейное положение, карьера, творческая состоятельность, достижения в проф-ой сфере деят-ти и пр.), а также к выполнению социальных и профессиональных ролей – самореализации.

Принципы восп-я – основополагающие идеи или ценностные основания восп-я чел-ка. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим,  его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы восп-я определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов восп-я.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с лич-тью и коллективом в воспитательном пр-се на основе субъект-субъектных отношений.

Принцип природосообразности предполагает, что восп-ие должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных пр-сов; на учете пола и возраста. Целями же восп-я должны стать формир-ние ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы.

Принцип культуросообразности в предполагает, что восп-ие должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Восп-ие по принципу культуросообразности имеет целью приобщение чел-ка к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом,

Принцип толерантности.Толерантность-терпимость,умение слушать, понимать ч-ка, находить какие-то положит стороны.Треб-я к тол-ти:оценка ситуации, анализ мотивов и причин своих поступков,анализ целей и действий поведения, выбор средств для достижения цели,анализ выбранных ср-в,прогноз будущего рез-та.Обуч-е тол-ти предст-т собой признание прав других на жизнь,свободу и достоинство, доброжелательное осознание присутствия в своей среде др культур,признание разнообразия, умение ценить разнообразное проявление людей.

Методы  восп-я- практич дей-я педагога и уч-ся,кот способствуют передаче,усвоению и использ-нию содерж-я восп-я как обществ-го опыта.

--практич  Дей-я педагога и уч-ся,напр-ые на орг-ю познават деят-ти по передаче,приему и переработке содерж-я восп-я,способствующие развитию как уч-ся,так и педагогов.

Методы (по Бабанскому):

-- формир-я  сознания личности (взглядов, убеждений): беседы, лекции, диспуты

-- орг-ции  д-ти,общений,опыта общественного поведения:пед треб-я, упраж-ние, обществ мнение,создание воспит ситуаций

-- стимулирования  и мотивации д-ти и поведения:соревнование,поощрение, наказание

-- контроля  и анализа эф-ти восп пр-са:пед наблюдение,опросы,анализ рез-ов д-ти

Билет № 18.Воспитание в целосном образ.пр-се.Противоречия воспит пр-а.

Восп-ие – целенаправленный и организованный пр-с формирования личности (И.П. Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития чел-ка, становления его социальности, целенаправленный пр-с передачи социального опыта от одного поколения к другому

Вп-взаимод-е,в кот в соот-ии с целями и задачами самой личности и общества соверш-ся орг-ое влияние и взаимод-е, имеющее своей целью формир-е личности,орг-цию и стимулир-е активной д-ти воспитуемых.

Структура воспитательного  пр-са представляет собой взаимосвязь основных эл-тов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых рез-тов. Движущие силы и логика воспитательного пр-са определяются его фундаментальными, основополагающими хар-ристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью (Л.И. Маленкова).

Ф-ции вп: орг-ция многообр-я разносторон-й д-ти уч-ся; охрана физ и псих здоровья воспит-ков; исп.общения со сверстниками и взрослыми в целях формир-я ценностных отношений; спец форм-е общ ценных, нравственных, волевых, эстетических,физич качеств; превентивная ф-я,предупреждающая для коррекции и преодоления довластного поведения (отклоняющ.от нормы)

Противоречия  вп:

--многофакторностьи стихийность

--пр-с восп-я непрерывен,длителен и устремлен в будущее

--пр-с динамичен и подвижен

--субъект-субъектный хар-р пед взаимод-я проявл-ся в вп

--рез-т восп-го взаимод-я по  отношению к различным людям  вариативен и неопределен

--в вп индивидуальный подход  приобретает особую остроту

--сложность вп обусловлена тем,что он не может быть также жестко регламентированным как пр-с обучения.

Закономерности  вп

--чем выраженнее атмосфера любви,в кот протекает вп,дающая воспит-кам чув-ва защищен-ти,нужности,тем благоприятнее условия для формирующ-ся личности

--чем содержательнее и целесообразнее  построена разнообразная д-ть  восп-ка,в кот он занимает субъектную позицию,чем разумнее строится общение, тем эф-нее бедет происх-ть формир-е лич-ти в вп

--формир-е лич-ти буде происх-ть  эф-нее,если в пр-се восп-я постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера лич-ти, разв-ся ее иннтелект-я и эмоц-волевая сфера личности.

--чем интенсивнее введение ч-ка  в культуру ч-з его активные  усилия, тем полноценнее разв-ся  его способн-ти.

-чем сильнее положит влияние  вп на внутр сферу лич-ти,тем выше его рез-т

--чем целенаправленнее комплексное  влияние на вербальные и сенсорно-двигат  пр-сы восп-ка,тем эф-нее соверш-ся полноценное формир-е лич-ти

--чем меньше видимой внешне  д-ти педагога (при условии огромной  скрытой пед работы),тем позитивнее пр-сы становления и развития личности воспитанника.

Билет № 23 Система проф-го образ-я в России. Непрерывное профессиональное образ-е.

Система обр-я РФ - совок-ть компонентов системы образ-х программ и образ-х госуд-х стандартов в различных учреждениях,орг-ях в системах управ-я обр-ем и подведомственными им учреждениями.

Профессиональное образ-е-пр-с и рез-т проф-го становления и развития  личности, сопровождающийся овладением ЗУН по конкретным профессиям и специальностям.

Профессиональное образ-е в Российской Федерации явл-ся неотъемлемой составной частью системы непрерывного образ-я. В учебных заведениях  проф-го  образ-я формируется, по существу, тот кадровый потенциал   для социально-экономических реформ в России,  кот-й определит будущее страны.

       Изменившиеся социально-экономические  условия на современном этапе  развития общества привели к  прогрессивным инновациям  и в  профессиональном образовании. Одной  из особенностей современного  этапа развития проф-го образ-я явл-ся подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками, психологически готовых к проф-ой деят-ти в новых условиях, способных принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития современного производства и свою профессиональную деят-ть.

Хар-рной особенностью современных образовательных программ становится их обращенность к личности каждого отдельно взятого чел-ка, направленность на реализацию  его образовательных запросов независимо от возраста и уровня образованности, способствуя тем самым выполнению социального заказа, предъявляемого общ-вом к образовательной системе.

     Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества  требуют качественного преобраз-я хар-ра и содержания  проф-ой подготовки учащихся  учреждений начального проф-го образ-я, студентов учреждений среднего и высшего проф-го образ-я: углубления мобильности и конкурентоспособности в различных профессиональных сферах деят-ти, расширения проф-го поля  этой деят-ти, появления потребности  в квалифицированных специалистах, умеющих адекватно реагировать на постоянно меняющиеся приоритеты на рынке интеллектуального труда.

Профессиональное образ-е может рассматриваться в рамках различных подходов (педагогического, психологического, экономического, социологического) как особый вид образ-я, пр-с, система, деят-ть,  ценность, соц-й институт. 

Главной задачей  профессиональных учебных заведений  явл-ся профессиональное формир-ние  и развитие личности в соответствии с  интересами, способностями и  социально-экономическими потребностями  общества. Профессиональная подготовка выделяется как необходимый эл-т формирования проф-ой направленности личности студентов в условиях стандартизации образ-я.

Основными тенденциями, определяющими развитие системы  проф-го образ-я, являются непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация.

 Непрерывность образ-я. Впервые концепция непрерывного образ-я была представлена на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный  резонанс. В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образ-я была  воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал чел-ка, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни чел-ка: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и проф-ой дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образ-е означает продолжающийся всю жизнь пр-с, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деят-ти.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"