Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка
Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.
В широком педагогическом смысле восп-ие – целенаправленный пр-с, кот-й осущ-ся системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле восп-ие, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой явл-ся формир-ние системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.
Принципы восп-я – основополагающие идеи или ценностные основания восп-я чел-ка. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы восп-я определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов восп-я.
Дадим краткую хар-ристику каждому из общих принципов восп-я.
Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с лич-тью и коллективом в воспитательном пр-се на основе субъект-субъектных отношений.
Принцип природосообразности предполагает, что восп-ие должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных пр-сов; на учете пола и возраста. Целями же восп-я должны стать формир-ние ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы.
Принцип культуросообразности в предполагает, что восп-ие должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Восп-ие по принципу культуросообразности имеет целью приобщение чел-ка к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом,
Принцип
толерантности.Толерантность-
Принципы восп-я имеют
- они обязательны
и требуют полного и
- принципы
восп-я предполагают
- все принципы восп-я
Билет №16. особенности воспитания учащихся Нпо.Основные принципы и методы восп-я
Начальное профессиональное образ-е (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деят-ти на базе основного общего образ-я. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.
Общеобразовательные предметы не только являются базой для изучения специальных предметов, но и способствуют повышению кач-ва проф-ой подготовки учащихся.
Растущая потребность в рабочих высокой квалификации, умеющих адекватно реагировать на постоянную смену приоритетов на рынке труда, производить конкурентоспособную продукцию, принимать адекватные реальным ситуациям взвешенные самостоятельные решения, видеть перспективы и планировать стратегию и тактику развития производства, позволила обществу осознать тот факт, что базовое образ-е явл-ся лишь первым этапом непрерывного совершенствования ключевых профессиональных компетенций рабочего.
В широком педагогическом смысле восп-ие – целенаправленный пр-с, кот-й осущ-ся системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле восп-ие, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой явл-ся формир-ние системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.
Основная (явная) функция
восп-я как социального
Восп-ие и обуч-е в
Принципы восп-я – основополагающие идеи или ценностные основания восп-я чел-ка. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы восп-я определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов восп-я.
Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с лич-тью и коллективом в воспитательном пр-се на основе субъект-субъектных отношений.
Принцип природосообразности предполагает, что восп-ие должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных пр-сов; на учете пола и возраста. Целями же восп-я должны стать формир-ние ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы.
Принцип культуросообразности в предполагает, что восп-ие должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Восп-ие по принципу культуросообразности имеет целью приобщение чел-ка к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом,
Принцип
толерантности.Толерантность-
Методы восп-я- практич дей-я педагога и уч-ся,кот способствуют передаче,усвоению и использ-нию содерж-я восп-я как обществ-го опыта.
--практич Дей-я педагога и уч-ся,напр-ые на орг-ю познават деят-ти по передаче,приему и переработке содерж-я восп-я,способствующие развитию как уч-ся,так и педагогов.
Методы (по Бабанскому):
-- формир-я сознания личности (взглядов, убеждений): беседы, лекции, диспуты
-- орг-ции д-ти,общений,опыта общественного поведения:пед треб-я, упраж-ние, обществ мнение,создание воспит ситуаций
-- стимулирования
и мотивации д-ти и поведения:
-- контроля и анализа эф-ти восп пр-са:пед наблюдение,опросы,анализ рез-ов д-ти
Билет № 18.Воспитание в целосном образ.пр-се.Противоречия воспит пр-а.
Восп-ие – целенаправленный и организованный пр-с формирования личности (И.П. Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития чел-ка, становления его социальности, целенаправленный пр-с передачи социального опыта от одного поколения к другому
Вп-взаимод-е,в кот в соот-ии с целями и задачами самой личности и общества соверш-ся орг-ое влияние и взаимод-е, имеющее своей целью формир-е личности,орг-цию и стимулир-е активной д-ти воспитуемых.
Структура воспитательного пр-са представляет собой взаимосвязь основных эл-тов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых рез-тов. Движущие силы и логика воспитательного пр-са определяются его фундаментальными, основополагающими хар-ристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью (Л.И. Маленкова).
Ф-ции вп: орг-ция многообр-я разносторон-й д-ти уч-ся; охрана физ и псих здоровья воспит-ков; исп.общения со сверстниками и взрослыми в целях формир-я ценностных отношений; спец форм-е общ ценных, нравственных, волевых, эстетических,физич качеств; превентивная ф-я,предупреждающая для коррекции и преодоления довластного поведения (отклоняющ.от нормы)
Противоречия вп:
--многофакторностьи
--пр-с восп-я непрерывен,
--пр-с динамичен и подвижен
--субъект-субъектный хар-р пед взаимод-я проявл-ся в вп
--рез-т восп-го взаимод-я по отношению к различным людям вариативен и неопределен
--в вп индивидуальный подход приобретает особую остроту
--сложность вп обусловлена
Закономерности вп
--чем выраженнее атмосфера
--чем содержательнее и
--формир-е лич-ти буде происх-
--чем интенсивнее введение ч-
-чем сильнее положит влияние вп на внутр сферу лич-ти,тем выше его рез-т
--чем целенаправленнее
--чем меньше видимой внешне д-ти педагога (при условии огромной скрытой пед работы),тем позитивнее пр-сы становления и развития личности воспитанника.
Билет № 23 Система проф-го образ-я в России. Непрерывное профессиональное образ-е.
Система обр-я РФ - совок-ть компонентов системы образ-х программ и образ-х госуд-х стандартов в различных учреждениях,орг-ях в системах управ-я обр-ем и подведомственными им учреждениями.
Профессиональное образ-е-пр-с и рез-т проф-го становления и развития личности, сопровождающийся овладением ЗУН по конкретным профессиям и специальностям.
Профессиональное образ-е в Российской Федерации явл-ся неотъемлемой составной частью системы непрерывного образ-я. В учебных заведениях проф-го образ-я формируется, по существу, тот кадровый потенциал для социально-экономических реформ в России, кот-й определит будущее страны.
Изменившиеся социально-
Хар-рной особенностью
современных образовательных
Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества требуют качественного преобраз-я хар-ра и содержания проф-ой подготовки учащихся учреждений начального проф-го образ-я, студентов учреждений среднего и высшего проф-го образ-я: углубления мобильности и конкурентоспособности в различных профессиональных сферах деят-ти, расширения проф-го поля этой деят-ти, появления потребности в квалифицированных специалистах, умеющих адекватно реагировать на постоянно меняющиеся приоритеты на рынке интеллектуального труда.
Профессиональное образ-е может рассматриваться в рамках различных подходов (педагогического, психологического, экономического, социологического) как особый вид образ-я, пр-с, система, деят-ть, ценность, соц-й институт.
Главной задачей профессиональных учебных заведений явл-ся профессиональное формир-ние и развитие личности в соответствии с интересами, способностями и социально-экономическими потребностями общества. Профессиональная подготовка выделяется как необходимый эл-т формирования проф-ой направленности личности студентов в условиях стандартизации образ-я.
Основными тенденциями, определяющими развитие системы проф-го образ-я, являются непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация.
Непрерывность образ-я. Впервые концепция непрерывного образ-я была представлена на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный резонанс. В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образ-я была воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал чел-ка, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни чел-ка: устраняется традиционное деление жизни на период учебы, труда и проф-ой дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образ-е означает продолжающийся всю жизнь пр-с, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деят-ти.