Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 15:26, шпаргалка

Описание

Глобализация образ-я определяется тем, что образ-е и общ-во неотделимы друг от друга. Образ-е имеет приоритетную значимость для развития человеческой цивилизации и каждого отдельно взятого чел-ка. Сфера образ-я призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных и перспективных запросов чел-ка, но и общества.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по педагогике.docx

— 105.74 Кб (Скачать документ)

Принцип систематичности  и последовательности. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся.

Принцип связи теории с практикой. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

Билет № 21

Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Задачи дидактики состоят в том, чтобы (1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; (2) разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии.

Современная дидактическая система исходит  из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в  процессе обучения и являются предметом  дидактики. Современную дидактическую  концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П.Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80 годы в России.

В двадцатом  веке ученые разных стран пытаются создать современную дидактическую  концепцию. Единой дидактической системы  как таковой в науке нет, имеется  ряд теорий, в которых есть нечто  общее. Цели обучения в большинстве  походов предусматривают не только формирование знаний, но и общее  развитие учащихся, интеллектуальные, трудовые, художественные умения. Содержание обучения строится в основном как  предметное, хотя имеются интегративные  курсы и в младших, и в старших  классах. Процесс обучения должен адекватно  отвечать целям и содержанию образования  и потому понимается как двусторонний и управляемый: учитель руководит  учебно-познавательной деятельностью  учеников, организует и ведет ее, одновременно стимулируя их самостоятельную  работу, избегая крайностей традиционной, объяснительной, и реформистской, исследовательской, дидактики и используя их достоинства. Более подробно процесс обучения и другие вопросы дидактики современной  российской школы, как и некоторые  западные теории, даны ниже.

Билет № 8

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы:

- Методы организации  и осуществления учебно-познавательной  деятельности: 1. Словесные, наглядные,  практические(По источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования  учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании  мотивации, чувства ответственности,  обязательств, интересов в овладении  знаниями, умениями и навыками.

Билет № 20

Понятие о содержании образ-я. Факторы, определяющие содержание образов-я. Основные концепции содержания образования. Образ-е – совок-ть систематиз-х ЗУН,взглядов и убеждений, обеспеч-х опред-й уровень развития познавательных сил и практич подготовки к тому или иному виду деят-ти, достигнутые в рез-те учебно-воспит-ой работы.Содержание: (это сущность чего-либо), это часть опыта кот-ая отбирается в соответствии с целями и передается учащимся в виде информации. Основой формирования содержания  восп-я являются  осознанные потребности соц-экон-го развития общества. Содержание образ-я основной эл-т образоват.пр-са, составляю-щий основу, на которой достигаются его социал.цели; в общем виде термин обозначает совокуп-ть достижений в различ.сферах жизнедеят-ти человеч. общ-ва, кот-ые необх-мо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образоват.пр-с. Содержание обучения – совокуп-ть подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа или курс образоват.учреждения.

Функции содержания в педпр-се:1.Познавательная - быть предметом познания и передачи опыта поколений. 2.Практическая - быть ср-вом практич.деят-ти. Содерж-е восп-я чел-ка функц-ет в любой его деят-ти, входит в ее состав.3.Управленческая - ср-во управления развития педагогов и уч-ся.

Уровни  формирования содержания.

1. Целевой - когда создаются  концепции, уставы, положения; 2. Моделирование  - когда создаются учебные планы,  программа восп-я; 3. Программный - когда создаются планы внеклассной воспитательной работы, программы учебных дисциплин; 4. Прикладной - когда разрабатывается тематика, проблематика и их состав применительно к конкретным формам деят-ти (уроку,собранию,экскурсии).

Структура содержания образ-я:

Поскольку содерж-е – часть обществ. опыта, его стр-ра соответ-ет стр-ре этого опыта:1.Знания о природе, об обществе, о технике, о мышлении, способах деят-ти2.Опыт осущ-я известных способов деят-ти 3.Опыт творческой деят-ти 4.Опыт эмоционально-ценностного отнош-я к действит-ти. Состав содержания образ-я(Компоненты содерж-я образ-я) Знания - это продукт познания людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества (принципы, законы, факты, события, идеи, проблемы, символы и атрибуты, гипотезы, теории). Навыки - сформированные в рез-те повторения способы деят-ти, действия, направленные на разрешение какой-либо задачи. Навыки - это автоматизированное действие.  Умения — это сплав З и Н и их использ-е для выборов и осущ-я приемов действия в соответствии с поставленной целью; осознанное применение знаний. Концепции содержания:  Традиционная педагогика ориентирована на знаниево-ориентированный подход,при кот в центре внимания нах-ся З,выступающие абсолютн ценностью и заслоняют собой чел-ка. В последнее десятилетие все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности обр-я. Здесь абсолютн ценностью явл сам чел-к. Смена подходов к сущности сод-я обр-я показывает, что сод-е обр-я имеет исторический хар-р. Оно определяется целями и задачами образ-я на том или ином этапе развития общества. В эпоху Возрождения и в 18-19 вв в связи с утверждением идей гуманизма появл-ся конц-ции целостного раз-я лич-ти и осущ-ся попытки их реализации.Это подтверж «школа радости»В.де Фельтре,в кот ребенку предоставл возмож-ть своб-го физ-го и умст-го раз-я; теория Ж.Ж.Руссо, предполагавшнго в разв реб-ка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идеи Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующ-ся чел-ка путем вовлечения их в активную жизнед-ть.  Эти прогрессивные идеи явились теор обоснованием таких течений, как Новые школы во Фр, Швейц,элитн-е школы в США, Герм. Сторонники этих течений связывали обр-е и восп-е реб-ка с природой, свободным разв-м,естест-ми, типа семейных,отношениями м-у детьми и взрос-и. Постеп-ноидея разв-я целостной человеч-ой личности, возвращения чел-ка к самому себе,имеющая общечел-кий смысл и ценность, становится доминирующей в пед-ке. Сегодня она определяе содержание совр-го обр-я. 

 

Билет №11

Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Организационная (нициатива у учителя, управление и контроль в его руках): лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, коллоквиум.

Достоинства: формирование знаний, умений и навыков, четкая структура урока, наибольший объем информации, систематичность.

Недостатки: шаблонность, однообразие, вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя, низкий уровень самостоятельности.

Неорганизационная: (совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности) учебная игра, учебная дискуссия, исследование, тренинг, круглый стол, мозговой штурм.

Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся, разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления.

Недостатки: меньший объем изучаемого материала, меньшие возможности для контроля со стороны учителя, большие затраты времени.

Билет № 26

Средства обучения (педагогические средства) – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс).

Классификация средств обучения:

-материальные объекты: уч.оборудование, инструменты, приборы, технич.средства обучения.

-знаковые системы: учебники и учебно-методические пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, рабочая тетрадь.

-логические регулятивы: подходы, принципы, правила, методы, методики обучения- теоретический уровень; действия, операции, приемы -  эмпирический уровень

Билет № 10Сущность образования. Образование как важнейшее условие развития общества. Результаты образования: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура, менталитет.

Среди социальных институтов современного общества образование играет важнейшую  роль, представляя собой одну из основных отраслей человеческой деятельности.

Под образованием понимают целенаправленную познавательную деятельность людей  по получению знаний, умений и навыков  либо по их совершенствованию.

Если такие знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о его самообразовании.

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его  к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего  в конкретном обществе, во многом зависят  темпы его экономического и политического  развития, его нравственное состояние.

Функции образования:

1) создание условий и предпосылок  для социальной мобильности человека  или социальной группы;

2) сохранение и ретранслирование  культурного достояния общества  из поколения в поколение.

Современное образование является средством решения важнейших  проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь  одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Различают следующие виды образования: начальное, среднее, среднее специальное  и высшее.

Образование является важнейшим фактором, создающим надежную гарантию формирования человеческого капитала, составляя  основу всестороннего развития общества. На каждом историческом этапе требуется  еще большее развитие образования, а научно-технический прогресс ставит перед этой системой важные обязательства  и задачи, требующие своего решения.

Результат образования: гра¬мотность — образованность — профессиональ¬ная  компетентность — культура — менталитет1. Последние соотносятся следующим образом: грамотность личности — стартовые возможнос¬ти, готовность к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала; образованность —грамотность, доведенная до об¬щественно и личностно необходимого максиму¬ма; профессиональная компетентность — уровеньсобственно профессионального образования, опыт, способности, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосо-вершенствованию, творческое и ответственное отношение к делу; культура — высшее проявление человеческой образованности и профессиональ¬ной культуры; менталитет —личности и соци¬ума — квинтэссенция культуры, воплощающая глубинные основания мировосприятия, мировоз¬зрения и поведения человека, — высшая ценность образования и его цель. В новом тысячелетии на первый план выдвигаются планетарный и цивилизационный подходы, которые влекут за собой парадигмальные изменения в понимании самого смысла образования, предстающего важнейшей сферой созидания личности, индивидуального и общественного менталеобразования и культурообразования.  

 

 

Билет №2 воспитание и развитие. Воспитание как важнейший фактор социолизац личности.

Если понимать восп-ие в широком социальном смысле, то его фактически можно отождествить с социализацией.

Социализация  воспринимается в данном контексте как развитие чел-ка в онтогенезе (индивидуальном развитии) в пр-се усвоения и воспроизводства культуры общества.

Развитие - объективный  пр-с внутреннего последвательного и качественного изменения физ-х, псих-х и духовных сил чел-ка, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"