Элективное обучение школьников как форма организации связи с общественностью в сфере образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 04:56, доклад

Описание

Элективные курсы - курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы по подготовке к работе в сфере PR , журналистики, рекламы и т.д.

Работа состоит из  1 файл

статья.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

Элективное  обучение школьников как форма организации связи с общественностью в сфере образовательных услуг

 

В современном  мире роль образования очевидна. Образование  – одно из важнейших условий развития экономики и гражданского общества. Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивает школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества. В образовательной инициативе ВУЗА подчеркивается, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.

И одно из условий реализации этих задач – использование традиций и опыта сотрудничества с высшей школой.

Интеллектуальный потенциал  подрастающего поколения многих малых и средних городов России достаточно высок, многие родители имеют высшее образование и настроены на академически ориентированное образование своих детей. Поэтому перспективными направлениями инновационной деятельности школы среднего города являются:

– Формирование условий для профессионального  самоопределения учащихся через элективные курсы, мастер –классы, лекции, кружки, которые проводятся в сотрудничестве с вузами города.

– Отработка механизмов взаимодействия школ города с вузами с целью модернизации форм учебного процесса.

Элективные  курсы - курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы по подготовке к работе в сфере PR , журналистики, рекламы и т.д.

Образование –  очень сложная система, в ней много составных частей, которые должны быть взаимосвязаны. Любая система работает эффективно только при наличии интеграции в образовательной сфере, когда одно звено совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого. Поэтому школа, учреждения дополнительного образования и вузы должны научиться слышать друг друга и выработать формы сотрудничества, которые позволят решить две основные задачи:

– Повышение  уровня знаний выпускников – будущих  абитуриентов;

– Информационно-профориентационная деятельность, направленная на осознанный выбор выпускниками специальности и повышение мотивации к обучению.

Основными факторами, вызывающими  целесообразность проведения совместной работы по подготовке учащейся молодежи к выбору специальности и профессионального образования является:

1) рост числа учащихся, которые стремятся получить высшее  образование;

2) возрастающие требования  к уровню специализации, увеличение  количества новых профессии, сложность ориентировки учащихся на рынке труда;

3) недостаточная подготовленность учащихся общеобразовательных школ к самостоятельному решению проблемы "Кем быть?"", неполное знание собственных психологических и физических возможностей и требований будущих особенностей профессиональной деятельности.

 

Такое взаимодействие реализуется на примере  МОУ ДОД ДДТ и КНАГТУ (г. Комсомольска-на-амуре). На базе Дома Детского Творчества существует профилактическое объединение «Юный журналист» для старшеклассников Ленинского Округа. Выбор учреждения дополнительного образования не случаен. Задачу практикоориентированной предпрофильной подготовки старшеклассников сегодня наиболее успешно могут решать именно учреждения дополнительного образования. Ведь содержание дополнительного образования детей всегда отражало основные направления и профили науки, культуры, производства, а используемые образовательные программы были направлены на формирование практикоориентированных знаний и умений.  Поэтому процесс включения учреждений дополнительного образования  в систему  по организации предпрофильного и профильного обучения не представлялся сложным, а, наоборот, способствовал выработке и созданию условий, позволяющих выполнить социальный заказ и удовлетворять социально-профессиональные ожидания  старшеклассников. В данном объединение ребята имеют возможность попробовать себя в качестве журналистов, присутствовать на вёрстке окружной газеты «По-нашему!!»  которая в свою очередь является приложение к газете Университетская Жизнь (УЖ), изучить основы PR и рекламы. Преподаватели и студенты вуза привлекаются к участию в учебном процессе, помогают при разработке учебных программ по элективным курсам, при проведении занятий. Возрождается участие школьников в мастер-классах, лекциях,  проходящих в высшей школе, что позволяет школьникам познакомится с преподавательским составом, получить качественную информацию от квалифицированных работников вуза, пообщаться со студентами специальности, на которую в дальнейшем ребята планируют поступать. Старшеклассники участвуют в олимпиадах и конкурсах, организованных кафедрой (Гуманитарного факультета) КНАГТУ, что помогаем школьникам при поступлении на специальности 031600 «Реклама и связи с общественностью», 031300 «Журналистика».

 

Эффективная реализация проекта «Основы журналистики, PR и рекламы» может быть выполнена при наличии необходимых социальных, педагогических, психологических, научно-методических, финансовых и материально-технических возможностей. Поэтому при разработке проекта учитывалось максимальное использование ресурсов КнАГТУ и Дома детского творчества (финансовых, кадровых), а также инфраструктуры округа и города.

Применяемые педагогические технологии: развивающие, здоровьесберегающие, социального закаливания (через организацию игровых ситуаций, участия в реальных мини-проектах – интервьюирования, сбора информации, подготовке и выпуске газеты, листовок, презентациях, PR-акциях, через участие в коллективных творческих делах и т.д.)

Ежегодно готовится  нормативное, программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного  процесса. Все документы, методический материал проходят экспертизу на Экспертном совете МОУ ДОД Дома детского творчества, представляются на согласование  в администрацию ДДТ, кафедру философии и социологии КнАГТУ, в отдел образования администрации Ленинского округа  г. Комсомольска-на-Амуре.

 Для реализации программ профильной и предпрофильной подготовки привлекаются педагоги Дома детского творчества, студенты Гуманитарного Факультета КнАГТУ (1,5 ставки), преподаватели  кафедры философии и социологии КнАГТУ, методисты ДДТ, педагог-психолог ДДТ.

Для проведения анализа педагогических результатов реализации проекта используются технологии психолого-педагогической диагностики, направленные на изучение и измерение эффективности учебного и воспитательного процессов. Мониторинг качества производится по следующим методикам:

  • Диагностика «Удовлетворенность детей участием в программе»
  • Диагностика «Удовлетворенность родителей участием в программе»
  • Мониторинг качества обучения по программе «Основы журналистики, PR и рекламы»
  • Мониторинг личностного развития учащихся
  • Мониторинг социальных показателей (заинтересованность детей, родителей, органов управления образованием, отклик в СМИ и т.д.)
  • Мониторинг количественных показателей (охват, сохранность контингента, количество поступающих в вузы по профилю дополнительного образования, участие в конкурсах, смотрах различного уровня и т.д.).

 

Так же существует возможность заключения договора со школами (например МОУ СОШ 33 Ленинского округа) и создание на их базе (журналистских и PR) классов, кружков, и объединений так же с выпуском школьной газеты.

Главная идея проекта 

 

Подготовка специалистов и бакалавров по специальностям и  направлениям 031600 «Реклама и связи с общественностью», 031300 «Журналистика» требует особого отношения к подбору абитуриентов. Тактика случайного набора студентов по этому профилю себя не оправдала.

 С 2008-2009 учебного  года началась реализация проекта «Основы журналистики, PR и рекламы», нацеленного на отбор и допрофессиональную подготовку абитуриентов для факультета культурологии, истории и связей с общественностью (ФКИСО). Было проведено маркетинговое исследование образовательного рынка, включающее в себя социологическое исследование, расчет стоимости затрат на проект, создан бизнес-проект, составлены учебные планы, программы, организован издательско-полиграфический комплекс.

В ходе социологического исследования (исследуемые - старшеклассники ОУ Ленинского округа) было выявлено несколько аспектов существующего сегмента рынка образовательных услуг в области преподавания «Основ журналистики, PR и рекламы»:

  • 91% опрошенных старшеклассников высказываются «за получение высшего образования»
  • 81% старшеклассников заявили о неудовлетворенности довузовской подготовкой, предпрофильной подготовкой в школе
  • 45% школьников «показали» ориентированность на получение гуманитарного и социально-экономического образования. Причем точно указать специальность или направление, по которому старшеклассник хотел бы получить высшее образование, смогли назвать только 15 % опрошенных
  • 85 %  школьников высказались за получение высшего образования в вузах г.Комсомольска-на-Амуре
  • 67% опрошенных были готовы получать высшее образование платно
  • в качестве пожеланий школьники и родители высказались за организацию предпрофильной подготовки с участием преподавателей вузов, но на базе общеобразовательных учреждений.

Исходя из этого, сотрудниками кафедры философии и социологии было принято решение об организации предпрофильной подготовки  абитуриентов на базе образовательных учреждений города. В качестве вариантов были спроектированы две организационные модели:

  1. Модель кружков для школьников на базе общеобразовательных школ
  2. Модель кружков для школьников на базе учреждения дополнительного образования

Опыт показал, что наиболее эффективным, с точки зрения решения  обозначенных в актуальности проблем, является вторая модель, т.к. она позволила охватить учащихся не одной, а нескольких школ. Таким образом, благодаря усилиям руководства КнАГТУ,  кафедры философии и социологии, гуманитарного факультета,   админиситрации и коллектива МОУ ДОД Дома детского творчества  и администрации города удалось успешно реализовать проект организации системы профессиональной ориентации детей и молодежи по направлениям 031600 «Реклама и связи с общественностью», 031300 «Журналистика» через деятельность объединений «Основы журналистики, PR и рекламы» для учащихся  9-11 классов в учреждении дополнительного образования.

 

Проект «Основы журналистики, PR и рекламы» выступает в качестве эффективного средства профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях в рамках сетевого взаимодействия по типу «Школа – УДОД -ВУЗ», «УДОД - ВУЗ», «Школа - ВУЗ».

Материалы проекта «Основы  журналистики, PR и рекламы»  могут использоваться организаторами профориентационной работы,  руководителями профильных и предпрофильных объединений   в школах, учреждениях дополнительного образования, высших образовательных учреждениях.

 

Анализ реализации проекта

 «Основы журналистики, PR и рекламы» показывает, что эффективность его достаточно высокая, что подтверждается следующими показателями:

  1. Создан коллектив единомышленников из руководителей и педагогических работников  Дома детского творчества, кафедры философии и социологии КнАГТУ, студентов ФКИСО, воспитанников объединения «Основы журналистики, PR и рекламы», сформировано интеллектуальное  и эмоциональное единство членов творческой группы педагогов.
  2. Создана целостная модель организации и воплощения в жизнь проекта

«Основы журналистики, PR и рекламы» в условиях Дома детского  

творчества, успешно  реализованная в течение 4 лет.

 

  1. Подготовлено программно-методическое обеспечение УВП:
    • Программа элективного курса для учащихся 8-9 классов «Юный журналист» - 34 час., 1 год обучения
    • Программа элективного курса для учащихся 8-9 классов «Основы журналистики, PR и рекламы» - 68 час., 2 года обучения
    • Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Основы журналистики, PR и рекламы» - 34 час., 1 год обучения
    • Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов «Основы журналистики, PR и рекламы» - 68 час., 2 года обучения
    • Программа объединения «Основы журналистики, PR и рекламы» для учащихся 9-11 кл., 2 года обучения:  1 год обучения – 144 часа, 2 год обучения – 216 час., всего – 360 час.
    • Программа профильного отряда «Юный журналист» на базе Дома детского творчества для реализации в каникулярное время
  2. Создана и выпускается окружная газета старшеклассников Ленинского

     округа  «По-нашему!» (1000 экземпляров). Выпущено 10 номеров. С 

     2010 г. к  данному проекту подключились  гуманитарные профильные 

      классы  МОУ СОШ № 3, 16, 33.  В декабре 2010 г. вышли  первые 

      номера  школьных газет. 

  1. Опыт работы по проекту «Основы журналистики, PR и рекламы» широко востребован в г.Комсомольске-на-Амуре, неоднократно заслушивался на Совете Университета, совете администрации города, администрации Ленинского округа, на совещаниях отдела образования администрации Ленинского округа, на краевых, городских семинарах руководителей образовательных учреждений, рекомендован к обобщению на уровне города, края. 
  2. Программы курса «Основы журналистики, PR и рекламы» являются победителями:
    • городского и краевого конкурсов программ дополнительного образования- 2010г. – 1 место
    • краевого конкурса методических материалов- 2009г. – лауреат
    • всероссийского конкурса программ по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков 2009г, 2010гг - 1, 2 место
    • всероссийского конкурса методических материалов «Педагогические инновации - 2011» - 1 место
    • всероссийского конкурса программ дополнительного образования –«Учитель-учителю – 2009» – 1 место
    • всероссийского конкурса программ дополнительного образования «Инновационные программы дополнительного образования - 2012» - лауреат
    • всероссийского конкурса методических материалов «Педагогический олимп - 2010» - 2 место

Информация о работе Элективное обучение школьников как форма организации связи с общественностью в сфере образовательных услуг