Урок права как форма организации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание

Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Урок как основная форма обучения 4
2. Организация учебной деятельности школьников на уроке 8
3. Личностно-ориентированный урок как одно из направлений совершенствования урока 15
4. Личностно-ориентированный урок по праву 17
5. Исследование на тему «Современный урок права» 24
5.1. Характеристика исследования 24
5.2. Анализ полученных результатов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Урок как форма организации обучения - Редактировано.doc

— 243.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На протяжении веков  школа накопила достаточно большой  опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали  формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко,  Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм  процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски  новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. 

Личностно-ориентированная  педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения в современной школе. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих  качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и  к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в новой они расходятся. Актуальной целью становится создание личностного потенциала человека, воспитание его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием – все  то, что обеспечивает достижение этой цели. Успешность достижения цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных форм.

 

 

1. Урок как основная форма обучения

 

Рассмотрим урок как  основную форму обучения. С позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков. Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки  культуры, труда, поэзии и т.п.

Преимущества урока  как формы организации педагогического процесса:

- он имеет благоприятные  возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

- Урок — это  такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (по А. А. Бударному).

В приведенном определении  можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм: это постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока. В зависимости от дидактических целей и звеньев процесса обучения, реализуемых на уроке, можно выделить 9 типов уроков:

- формирования знаний;

- закрепления и совершенствования знаний;

- формирования и совершенствования знаний;

- формирования умений и навыков;

- совершенствования знаний, умений и навыков;

- применения знаний на практике;

- повторения и систематизации знаний;

- проверки знаний;

- комбинированный урок.

Внутри указанных типов  уроков существуют видовые отличия. Так, уроки формирования знаний могут проходить в виде киноуроков, а также быть построенными на проблемной ситуации. К урокам формирования знаний относятся вводные уроки, уроки первичного усвоения материала, вступительные уроки при изучении новых тем. Разновидностью уроков формирования и совершенствования знаний, умений и навыков являются синтетические уроки. Уроки проверки знаний подразделяются на уроки устной, письменной проверки знаний.

При рассмотрении структуры  урока в зависимости от его  типа целесообразно выделить перечень структурных элементов учебного занятия (урока), комбинирование которых может представить множество вариантов (по Шамовой Т. И. см. таблица №4).

 

Таблица 1.

Структура урока 

Организация начала занятия

Проверка выполнения домашнего задания

Подготовка к основному этапу занятия усвоение новых знаний и способов действий

Первичная проверка понимания

Закрепление знаний и  способов действий

Обобщение и систематизация знаний

Контроль и самопроверка знаний

Подведение итогов занятия

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


 

Раскрывая понятия типологии и  структуры, следует обратить внимание на неисчерпаемость резервов урока  как формы и как системы  для совершенствования в обозримом  будущем. Примером этому могут служить  системы С. Н. Лысенковой,  И. И. Гузика, И. Унт, В. К. Дьяченко и других новаторов, которые дают эффективные результаты в рамках существующей классно-урочной системы.

Среди общих требований,  которым  должен отвечать современный качественный урок, И. П. Подласый выделяет следующие:

1.Использование новейших достижений  науки, передовой педагогической  практики, построение уроков на  основе закономерностей учебно-воспитательного  процесса.

2.Реализация на уроке в оптимальном  соотношении всех дидактических  принципов и правил.

3.Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

4.Установление осознаваемых  учащимися межпредметных связей.

5.Связь с ранее изученными  знаниями и умениями, опора на  достигнутый уровень развития учащихся.

6.Мотивация и активизация  развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность  всех этапов учебно-воспитательной  деятельности.

8.Эффективное использование  педагогических средств.

9.Сязь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование прктически  необходимых знаний, умений, навыков,  рациональных приёмов мышления  и деятельности.

11.Формирование умения  учиться, потребности постоянно  поплнять объём знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

 

2. Организация учебной деятельности  школьников на уроке

 

В поисках путей более  эффективного использования структуры  уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации  учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Фронтальной формой организации  учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Фронтальная форма учебной  работы имеет ряд существенных недостатков. Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, в силу чего в практике работы школы весьма часто проявляются тенденции к нивелированию учащихся, побуждению их к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности, реального фонда знаний, умений и навыков не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений, чем ученикам с высокими учебными возможностями. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне. Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы. Так, при изучении нового материала и его закрепления наиболее эффективна фронтальная форма организации урока, а вот применение полученных знаний в измененных ситуациях лучше всего организовать, максимально используя индивидуальную работу. Лабораторные работы организуют фронтально, однако и здесь надо искать возможности максимального развития каждого ученика. Можно работу заканчивать ответом на вопросы-задания различной степени сложности.

Таким образом, удается  оптимально сочетать на одном уроке  лучшие стороны разных форм обучения.

Индивидуальная форма  организации работы учащихся на уроке. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для  него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. Широко используется индивидуальная работа в программированном обучении.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям.

Таким образом, один из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания с печатной основой, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее ясным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, при решении различных  дидактических задач; для усвоения новых знаний и их закреплении, для формирования и закрепления умений и навыков, для обобщения и повторения пройденного, для контроля, для овладения исследовательским методом и т.д.

Групповая (звеньевая) форма  организации учебной работы учащихся. Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

— класс на данном уроке  делится на группы для решения  конкретных учебных задач;

— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет  его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

— задания в группе выполняются таким способом, который  позволяет учитывать и оценивать  индивидуальный вклад каждого члена  группы;

— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы  с максимальной эффективностью для  коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы не постоянный. Он меняется в зависимости от содержания и  характера предстоящей работы. При  этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп  и сам их состав могут быть разными  на разных учебных предметах и  подбираются они по принципу объединения  школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Информация о работе Урок права как форма организации обучения