Урок - основная форма организации обучения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:34, статья

Описание

Урок - логически законченный, целостный, ограниченная во времени часть учебно-воспитательного процесса, проводимой по расписанию под руководством учителя с постоянным составом учащихся.

Работа состоит из  1 файл

Семинар 4.docx

— 28.36 Кб (Скачать документ)

Семинар 4. Урок -  основная форма организации  обучения.

1.Основные  требования к уроку.

    Урок - логически законченный, целостный, ограниченная во времени часть учебно-воспитательного процесса, проводимой по расписанию под руководством учителя с постоянным составом учащихся.  
     Продолжительность уроков в общеобразовательном учебном заведении составляет: в 1 классе - 35 мин, в 2 - 40 минут, в 5-12 - 45 мин. Изменение продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующими органами управления образованием и государственной санитарно-эпидемиологической службы. Продолжительность перерывов между уроками определяют с учетом потребностей в организации активного отдыха и питания учащихся, но не менее 10 мин, Большой перемены (после второго или третьего урока) - 20 мин. Анализируя посещенные уроки, следует знать методику и структуру построения и содержания материала, а так же требования, предъявляемые к любому типу современного урока.

    1.Плановость ведения урока. Каждое занятие должно проводиться по четко разработанному рабочему плану в строгом соответствии с программой предмета и требованиями календарно-тематического плана.

    2.Обязательное выполнение учебно-воспитательной цели. Урок должен предусматривать глубокое, продуманное и в доходчивой форме изложенное учащимся содержание программного материала предмета.

    3. Изложение должно вестись не только как готовая информация в форме объяснения с помощью иллюстрации, но и путем постановки преподавателем проблемы и раскрытия ее обоснованным доказательством. Оно должно быть последовательным, находиться во взаимосвязи с другими предметами.

   4.Обучение на уроке должно знакомить учащихся с основными проблемами, стоящими перед обществом, наукой и давать объем знаний, предусмотренный программой предмета.

   5.Научность урока должна предусматривать соответствие его содержания уровню современной науки и техники.

   6. Урок должен быть частью курса, раздела, темы и иметь свою строгую логику. Это махонький отрезок учебного процесса, имеющий начало и конец.

   7. Знания учащиеся должны получать не только при теоретическом обучении, но и в процессе самостоятельного поиска путем выполнения практических работ.

   8. Преподаватель вносит в урок методическую направленность, педагогическое мастерство в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

    9.Структура урока должна быть четкой со строгим переходом от одного этапа или элемента к другому.

    10. На уроке должен осуществляться систематический и планомерный контроль за качеством знаний и умений учащихся.

    11. На уроке обязательно должно иметь место закрепление вновь полученных знаний учащихся как на теоретических, так и практических занятиях.

    12. Технические средства и программированные устройства, имеющиеся в колледже, должны быть использованы на уроке так, чтобы они расширяли и углубляли знания учащихся, обеспечивали эффективность учебного процесса.

    13.Подготовленность и культура преподавания, его уровень должны стать основой, обеспечивающей эффективность урока.

    14. На уроке должна решаться задача обобщения и внедрения передового педагогического опыта в учебный процесс.

    15.Необходимо соблюдать дозировку времени в организации каждого этапа урока.

    16. Руководство учащимися преподавателем должно проводиться на всех уроках, независимо от его типа и вида знаний. 

2. Типология уроков  и их структура.

    В современной дидактике существуют различные классификации уроков, в зависимости от взятых за основу признаков. По способам их проведения выделяют: Урок-лекция, киноуроки, урок-беседа, урок-практическое занятие, урок-экскурсия, урок самостоятельной работы учеников в классе, урок лабораторной работы, за общепедагогической целью организации занятий: урок изучения нового материала, совершенствование знаний, умений и навыков; контроля и коррекции знаний, умений и навыков. В зависимости от дидактической цели: Специализированный урок (преобладает одна цель), комбинированный (два или более равнозначных цели). Разновидностями специализированного урока являются: урок усвоения новых знаний; урок усвоения умений и навыков; урок применения знаний, умений и навыков; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний.

    1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

   2. Урок закрепления знаний. Это:  практикум, экскурсия, лабораторная  работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений  по применению знаний.

   3. Урок комплексного применения  знаний. Это: практикум, лабораторная  работа, семинар и т.д. Имеет  целью выработку умений самостоятельно  применять знания в комплексе,  в новых условиях.

    4. Урок обобщения и систематизации  знаний. Это: семинар, конференция,  круглый стол и т.д. Имеет  целью обобщение единичных знаний  в систему.

    5. Урок контроля, оценки и коррекции  знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний  и т.д. Имеет целью определить  уровень овладения знаниями, умениями  и навыками.

       Уточненный перечень главных типов уроков следующий:

1)  комбинированные (смешанные);

2)  уроки изучения новых знаний;

3)  уроки формирования новых умений;

4)  уроки обобщения и систематизации изученного;

5)  уроки контроля и коррекции знаний, умений;

6)  уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А.Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

       Предопределяются задачами, которые предстоит решать на уроках определенного типа, для успешного достижения определенных дидактических целей. Поэтому каждый тип урока имеет присущую только ему структуру, которую создает набор конкретных элементов.  
    1. Организационная часть. К ней относятся сообщения, проверка подготовленности учащихся к уроку, выявление отсутствующих, сообщение плана работы. Цель ее - мобилизовать детей к труду, активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу на уроке.  
    2. Мотивация учебной деятельности. Предусматривает формирование у учащихся потребности изучения конкретного учебного материала. Включает сообщения темы, цели и задач урока. Возникновению мотивов для обучения способствует четкое осознание его цели - конечного, запланированного результата совместной деятельности преподавателя и учащихся.  
    3. Проверка знаний учащихся. Означает проверку письменного домашнего задания, проводимой различными методами контроля в зависимости от поставленных целей: устная проверка (опрос), выборочная письменная проверка с помощью карточек-заданий.  
    4. Стимулирование учебной деятельности. Необходимо для развития у учащихся интереса к изучению новой темы. Может осуществляться посредством введения дополнительной (вторичной) учебной информации, после чего будет преподаваться основная, а также благодаря созданию преподавателем проблемных, имитационных или игровых ситуаций.  
    5. Актуализация опорных знаний. Призвана обеспечить согласование между изложенной учителем информацией и восприятием, усвоением, осмыслением ее учениками. Чтобы объяснение было понятным, учащимся необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе которого усваиваться новые знания.  
    6. Объяснение нового материала. Заключается не только в преподавании, но и в управлении процессом усвоения учащимися новых знаний. Для успешного усвоения учащимися новых знаний преподавателю необходимо позаботиться об их восприятие, понимание, закрепление и применение. Желательно чтобы во время объяснения нового материала между учениками и учителем существовал обратная связь для выяснения неясных моментов.  
   7. Диагностика правильности усвоения учащимися знаний. Помогает преподавателю, учащимся выяснить причину непонимания определенного элемента содержания, неумение или ложности выполнения интеллектуальной или практического действия. Она может быть осуществлена ​​с помощью серии оперативных кратковременных контрольных работ (письменных, графических, практических), устных фронтальных опросов. С помощью компьютерной техники диагностика может быть осуществлена ​​особенно оперативно. Результаты ее открывают для преподавателя четкую картину дифференцированности учащихся по уровню усвоения учебного материала.  
    8. Закрепление нового материала. Осуществляется с помощью выборочного фронтального опроса учащихся или с помощью небольшой самостоятельной работы. Для этого преподаватель должен подобрать вопросы, задачи, способствующие присоединению новых знаний в систему усвоенных ранее знаний, умений и навыков.  
    9. Подведение итогов урока. Предусматривает краткое сообщение о выполнении намеченной цели, задач урока. Учитель анализирует, что нового узнали учащиеся на занятии, какими знаниями и умениями овладели, какое значение имеют эти знания для последующего изучения предмета. В итогах урока должно быть отражено позитивные и негативные аспекты деятельности класса и отдельных учащихся, оценено их работу. 

10. Сообщение  домашнего задания. Содержит пояснения  относительно содержания задачи, методики его выполнения, предусматривает  его запись на доске, а учениками  - в дневник. 

3. Нестандартные уроки.  Характеристика урока-дисскусии.

   Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. 

По форме  проведения можно выделить следующие  группы нестандартных уроков:

      1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

      2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

      3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

     4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

     5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

    6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

    7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

    8. Интегрированные уроки.

    9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

             Урок-дискуссия.

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Основные цели ее проведения следующие:

1) выяснение  разных точек зрения, столкновение  которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не  только углублению званий, но  и формирование мировоззрения  школьников;

2) воспитание  у учащихся культуры речевого  общения во время спора; формирование  умения дискутировать, просто  и понятно излагать свою точку  зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы  оппонента и т.д.

   Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать  в деталях, прорепетировать, разыграть  по нотам, иначе она лишится необходимой  естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к  учебной дискуссии необходима. Методика включает три этапа:

1) предварительная  подготовка,

2) проведение  дискуссии,

3) подведение  итогов.

Задачи  первого этапа

1. Выбрать  тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана  жизненной ситуацией или определена  на основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения  следует выбирать вопрос, который  бы был интересен учащимся, затрагивал  и волновал их.

2. Глубоко  изучить вопрос, который будет  обсуждаться.

3. Создать  инициативную группу по подготовке  дискуссии.

4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.).

Второй  этап – это проведение дискуссии.

1. Перед  началом дискуссии необходимо  назвать тему, обосновать ее выбор,  ясно сформулировать цель.

2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.

3. Не  препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.

4. Стимулировать  активность участников. В этом  поможет продуманная система  вопросов, которые представляют  интерес для учащихся и могут  вызвать их на откровенный  разговор. Помнить, что вопрос  – визитная карточка дискуссии.  Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которой следует помнить: парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует вызов; неожиданный вопрос; реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.

Информация о работе Урок - основная форма организации обучения.