Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………..…………………………….5
1.1. Сущность эстетического воспитания………..……………………………..5
1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания……..8
1.3. Психологические основы эстетического воспитания……….…...............16
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…21
2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………………………....21
2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников...22
2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсии в природу..................................................................................................................28
2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу…………31
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………….......38
Приложения……………………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

Альбина (Курсовая).doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

   3. Развивать художественное  творчество  в  детях:  уметь  петь,  лепить,

      читать стихи и т.д.

                  Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно отобрать средства.

   1. Окружающая действительность, но в ней  есть  свои плюсы  и  минусы.  Больше  уделять внимания  положительному   настроению   ребенка,   развивать   желание действовать и развивать воображение.

   2. Природа.

   3. Занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

   4. Эстетика быта.

                    В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т.е.,  наряду  с  искусством,  в  него  включаются  эстетическое  воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.

                     Многообразие жизни рождает и многообразие видов и  жанров  искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся  с  графикой,  живописью,  скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из  которых имеет свои жанры.  [20, C. 35].

                     Дети также усваивают  и  основные  эстетические  понятия,  отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности  окружающего  мира. Под руководством взрослых дети должны освоить  и  понять  основные  критерии прекрасного  и  безобразного,  возвышенного  и  низменного,  трагического  и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом  навыков  и умений применять их в жизни, следовать им  и  соответственно  выражать  свои чувства.

                     Основная эстетическая категория - это категория  прекрасного.  В  ней

выражается оценка не  только  эстетическая,  но  и  нравственная.  Знание  о

красивом  формируется  с  раннего  детства  через  предметы  быта,   которые

окружают детей,  игрушки,  произведения  искусства.  Постепенно  к  старшему

дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его  к  явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их  поступков.  Дети  начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как  безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся  человек,  а  лодырь  безобразен.  Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда  учит  бережному  к ним  отношению.  Через  произведения  искусства:   стихи,   песни,   музыку, изобразительное  искусство   дети  закрепляют  знание   о   прекрасном   и овладевают  эстетической  оценкой:   красиво,   прекрасно   или   некрасиво, уродливо,  безобразно.  Особое   значение   имеет   ознакомление   детей   с произведениями народного искусства. [2, C. 50].

                     Знания о различных видах  искусства  детям  сообщают  уже  с  раннего

детства. Декоративная  игрушка,  картинка,  музыка,  книги  входят  в  жизнь

ребенка очень рано. Старшим  дошкольникам  сообщаются  знания  не  только  о видах, и о жанрах изобразительного, литературного,  музыкального  искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве  включает  знания  о  книжной иллюстрации,  эстампе,  живописи,   скульптуре,   аппликации,   декоративно-прикладном народном искусстве,  пейзаже,  натюрмортах,  портрете  и  т.д.  У детей формируют знания о  различных  выразительных  средствах  искусства  (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).

                    На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии  ее  тематики,  жанре,  структуре отдельных произведений,  средствах  музыкальной  выразительности,  различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с  народными  песнями  и  танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.

                     В содержание эстетического воспитания входит и формирование  у  детей элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной.  Дети приобретают знания о стихах,  рассказах,  фольклоре  (поговорках,  загадках, былинах), учатся понимать выразительные  средства  литературных  произведений (реалистических,  сказочных,  лирических,  героических,   юмористических   и т.д.).

                     Дети старшего дошкольного возраста  знакомятся  с  именами  известных русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

                     Наряду с  усвоением  знаний  в  содержание  эстетического  воспитания

включается и приобретение детьми  эстетических  навыков  и  умений,  которые

также связаны с формированием эстетических эмоций,  чувств  и  отношений.  В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры  слушания музыки,  а   также   несложными   исполнительскими   навыками:   певческими, музыкально-двигательными,   навыками    игры    на    детских    музыкальных инструментах.

                    В  изобразительной  деятельности  дети  приобретают   навыки   умения

наблюдать за явлениями и предметами  окружающего  мира.  Дети  также  учатся рассматривать произведения изобразительного  искусства  и  анализировать  их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и  др.),  различать жанры.

                     Эстетическое  воспитание  содержит  раздел  о  природе.  Дошкольникам необходимо наблюдать  и  отмечать  красоту  лесов,  полей,  садов,  замечать красоту отдельных явлений и объектов природы:  темные  тучи,  яркие  звезды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в  аквариуме  и т.д.  Разглядывать узоры мороза на  окнах,  снежинки,  замечать  сверкание  снега,  отличать  и сопоставлять формы цветов  и  листьев,  замечать  относительную  величину  и окраску, формы предметов. Воспринимать красоту звуков в природе: шум  ветра, шелест  листьев,  звон  весенней  капели,  пение  птиц;  различать  и  уметь сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений  в  природе (краски, запахи, звуки); замечать, как  преображается  природа  в  результате труда человека (посадка деревьев, цветов).  Старшие  дошкольники  постепенно должны  проявлять  творческую   фантазию   и   самостоятельность,   сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов,  наблюдая  явления  природы  во время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть  соответствующую песню,  прочитать  стихотворение,  придумать,  как   использовать   природный материал. [12, C. 15].

                     Эстетическое воспитание - это формирование в  человеке  эстетического

отношения к действительности и активизации его  до  творческой  деятельности

по законам красоты.

                    Специфическое содержание эстетического  воспитания  можно  определить как  целенаправленный,  организованный   и   контролируемый   педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения  к  действительности и  эстетической  деятельности.  Эстетическое   воспитание   само   по   себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.

                     В современных условиях в детском саду  выдвигаются  следующие  задачи эстетического воспитания:

       1. Систематически  развивать  восприятие   прекрасного,   эстетические

чувства,  представления  детей.  Все   виды   искусства,   природы   и   быт

способствуют этому, вызывают  непосредственную  эмоциональную  отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

       2. Приобщать детей к деятельности в области  искусства,  воспитывая  у

них потребность и привычку посильно  вносить  элементы  прекрасного  в  быт,

природу, общественные отношения.

       3. Формировать  основы  эстетического  вкуса   детей   и   способность

самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

       4. Развивать художественно-творческие способности детей.

                    Основная  задача  эстетического  воспитания  состоит  в  формировании

творческого   отношения   к   действительности.    Развитие    эстетического

восприятия,  эстетических  и  художественных  способностей,  эстетической  и

художественной деятельности  опирается  на  современное  развитие  сенсорных систем,  деятельность  различных  анализаторов,  обеспечивающих  необходимую точность и точность дифференцировок. [22, C. 28].

                     Решение задач эстетического воспитания тесно связано с  формированием у детей таких качеств, как инициативность,  умение  предвидеть  определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

                    Задачей  всякого  воспитания   является   формирование   в   личности

определенных  потребностей.  В  нашем  случае  речь  идет   о   формировании

эстетической потребности, которую мы определяем как потребность  человека  в красоте  и  в  действительности  по  законам  красоты.  Воспитателю  следует

обратить внимание,  во-первых,  на  широту  эстетической  потребности,  т.е.

способность  личности  эстетически  относиться  к  возможно  большему  кругу

явлений действительности; во-вторых, на качество  эстетической  потребности,

которое выявляется в уровне художественного вкуса и  идеала;  в-третьих,  на

активную творческую деятельность,  как  исполнительскую,  так  и  авторскую,

касающуюся не только  искусства,  но  и  всех  форм  деятельности  человека.

Перечисленные признаки можно считать  критерием  эстетической  воспитанности личности.

                     Эстетическим  вкусом  называется  относительно  устойчивое   свойство

личности, в котором  закреплены  через  посредство  эстетической  информации

объективные  нормы  и   субъективные   предпочтения,   служащие   личностным критерием для эстетической оценки. [18, C. 49].

                     Эстетический идеал - это конкретно - историческое представление людей о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению.

                     Работа по эстетическому воспитанию в детском саду  тесно  связана  со

всеми  сторонами  воспитательного  процесса,  формы  организации  её  очень

разнообразны, и  результаты  проявляются  в  различных  видах  деятельности.

              Работа эта предусматривает:

- воспитание эстетического отношения  к  окружающей  действительности

через  ознакомление  с  общественными  и  природными  явлениями  в  быту,  в

процессе труда, игры;

- эстетическое воспитание средствами искусства.

                     Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий. Оно представляет сложный процесс формирования личности,  активного  освоения явлений  жизни  и  искусства,  что  требует  создания  научно  разработанной системы. Эстетическое воспитание  вытекает  из  ее  сущности  и  задач,  она определяется содержанием эстетического и художественного воспитания.  Важной стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.

                     Природа - один из важных факторов  эстетического  развития  личности.

Сложный  мир  общественных  явлений  в  их  эстетическом   выражении   также оказывает  существенное  влияние  на  формирование  эстетических   воззрений детей. [19, C. 18].

                     В научно-теоретической разработке системы  эстетического  воспитания, ее    практическом    осуществлении    необходимо    учитывать    возрастные психологические особенности детей, интересы,  запросы,  современный  уровень художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность  и последовательность содержания.

                     Важнейшим условием  полноценного  эстетического  воспитания  является среда, которая окружает  ребенка  в  детском  саду:  здание  детского  сада, участок с его  оборудованием  и  зелеными  насаждениями,  предметная  среда: мебель, игрушки. Своим внешним видом, гармонией линий и  форм,  цветом,  разнообразием содержания   они   способствуют   формированию   эстетического   восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

                     Вторым,  не  менее  важным  условием,  является   насыщенность   быта

произведениями  искусства:  картины,   эстампы,   скульптура,   произведения

декоративно-прикладного искусства,  художественная  литература,  музыкальные произведения  и  т.д.  Ребенок  с  раннего  детства  должен   быть   окружен подлинными произведениями искусства.

                     Третье условие - активная деятельность  самих  детей,  т.к.  создание

эстетической  среды  еще  не  определяет  успех   эстетического   воспитания

ребенка.

                     В  основе  методики   эстетического   воспитания   лежит   совместная

деятельность педагога и ребенка по развитию у него  творческих  способностей

к  восприятию  художественных  ценностей,   к   продуктивной   деятельности,

осознанного   отношения   к   социально,   природной,   предметной    среде.

Эстетическое   восприятие   жизненных   явлений   всегда   индивидуально   и

избирательно.  В  основе  его  лежит  эмоциональный  отклик  на  прекрасное.

Ребенок  всегда  откликается  на  красивое  в  природе,   предметном   мире,

искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом  имеют  личный опыт ребёнка, его побуждения, стремления, переживания.

                     Методы эстетического воспитания очень разнообразны.  Они  зависят  от многих  условий:  объема  и   качества   художественной   информации,   форм организации и видов деятельности, возраста ребенка.

                     Педагогическая наука и практика определяет ряд  наиболее  эффективных методов,  способствующих   формированию   у   детей   эстетических   чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

       - метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия,

оценки, первоначальных проявлений вкуса;

       -   метод   приучения,   упражнения   в    практических    действиях,

предназначенных для преобразования  окружающей  среды  и  выработки  навыков культуры поведения;

Информация о работе Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста