Эстетическое воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:10, реферат

Описание

Эстетическое воспитание - понятие ёмкое, широкое. Оно включает воспитание эстетического, т.е. эмоционально-образного, отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту. Необходимой составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, оно осуществляется средствами искусства.

Содержание

1. Эстетическое воспитание. 3 стр.
2. Воспитание эстетического отношения к окружающему. 7 стр.
3. Художественно-речевая деятельность. 11 стр.
4. Музыкальная деятельность. 23 стр.

5. Изобразительная деятельность. 25 стр.
6. Литература. 26 стр.

Работа состоит из  1 файл

эст.воспитание.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)


Московский экстерный гуманитарный университет

Академия педагогики и психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Эстетическое  воспитание  детей дошкольного возраста»

 

Авторизованный реферат по курсу: «Методика эстетического воспитания»

 

 

 

 

 

                                                                          Студентки  II курса  III семестра

                                                                          Захарчук Н.Л.

                                                                          ПМ05-38

                                                                          Преподаватель: Оморокова М. И.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2006

Содержание:

 

1. Эстетическое воспитание.                                                          3 стр.

 

2. Воспитание эстетического отношения к окружающему.          7 стр.

 

3. Художественно-речевая деятельность.                                  11 стр.

 

4. Музыкальная деятельность.                                                     23 стр.

 

5. Изобразительная деятельность.                                              25 стр.

 

6. Литература.                                                                                26 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Эстетическое воспитание.

       Эстетическое воспитание - понятие ёмкое, широкое. Оно включает воспитание эстетического, т.е. эмоционально-образного, отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту. Необходимой составной частью эстетического воспитания является  художественное воспитание, оно осуществляется средствами искусства.

       По отношению к детям дошкольного возраста задачи эстетического воспитания можно сформулировать так:

-         систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей;

-         закладывать первоначальные основы эстетического вкуса, подводить детей к эстетической оценки наиболее доступных явлений;

-         приобщать детей к эстетической деятельности, воспитывать у них привычку вносить элементы прекрасного в быт, природу, отношения с людьми;

-         развивать художественно-творческие способности детей в различных видах словесно-художественной, музыкальной, изобразительной, театрально-игровой деятельности.

       Какими бы средствами ни осуществлялось эстетическое воспитание, в какой бы деятельности оно ни поводилось, его направление всегда подчинено определённым требованиям в соответствии с общей целью воспитания и обучения детей.

       Первое требование связано с реализацией задач всестороннего развития. Эстетическое воспитание непрерывно связано со всеми другими сторонами формирования личности ребёнка. Оно обогащает нравственные отношения детей, придавая им особую эмоциональную окраску. Занимаясь искусством, дети постоянно сравнивают, отмечают характерное, различают признаки предметов, явлений, благодаря чему развиваются умственные способности, активизируется процесс восприятия. Так эстетическое переживание выполняет свою важную (и незаменимую) роль в обогащении различных сторон личности ребёнка.

       Второе требование: решение задач эстетического воспитания должно осуществляться во всех формах воспитания и обучения детей, в любой деятельности – в игре и занятиях, в труде и действиях в быту. Любое занятие даёт возможность формировать у детей эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления. Эстетическое отношение может быть выражено и к содержанию материала занятия, и к процессу обучения. Когда воспитатель ведёт занятие в хорошем темпе, чётко, упорядоченно, удачно сочетает объяснения, вопросы, исполнение произведений, показ иллюстраций, сам ход занятия вызывает у детей чувство удовлетворения, все задания они выполняют с готовностью, заинтересованностью. Пособия, используемые на занятии, должны не только утилитарно отвечать учебным задачам, но и соответствовать художественным  требованиям. Ребенок испытывает  удоволь­ствие  когда, например, при обучении счету он манипулирует пособиями красивой окраски, формы, к   тому же выполненными из привлекательного материала.  Эстетические чувства активизируют и познавательные интересы детей.

       Конечно, содержание работы по ознакомлению с обществен­ными явлениями, с природой, обучению трудовым умениям, воспитанию навыков культурного поведения включает в каждом случае свои особые задачи. На них педагог обращает основное внимание. Но важно не забывать, что эстетический подход к решению этих задач поможет открыть перед детьми новые стороны усваиваемого содержания, углубить их знания и представления, эмоционально обогатить личность ребенка.

       Методы эстетического воспитания служат развитию у детей способности видеть прекрасное в окружающем, переживать, вос­принимай прекрасное. С этой целью применяются различные соче­тания словесных и наглядных приемов в  зависимости от того, с каким явлением эстетического характера мы знакомим детей. Методы и приемы воспитания эстетического отношения к окружаю­щему отличаются яркой наглядностью: систематически органи­зуются целенаправленные наблюдения с опорой на зрительные, слуховые, осязательные ощущения. Естественно, что использова­ние наглядности сочетается с разъяснением, «что такое хорошо и что такое плохо».

       Методы направлены также на приобщение детей к эстетиче­ской, и прежде всего к художественной практической деятель­ности, на развитие способности художественно воспроизводить, творчески видоизменять окружающее, а также искать и находить способы выражения и изображения впечатлений в словах, красках, звуках, движениях. С этой целью применяются метод упражнений в навыках и поисковый метод, стимулирующий внесение изменении, вариаций в рисунок, музыкальную игру, рассказывание и т.д. Используются также разъяснения, показ приемов исполне­ния и творческие задания.

       Основные методы относятся к эстетическому воспитанию в целом. Ведущей деятельностью, однако, является художественная. В зависимости от того, где она формируется — на занятиях в процессе обучения, в самостоятельной деятельности детей, в развлечениях, в игре, эти методы получают дальнейшую конкретизацию.

       Методы и приемы художественного обучения, развития художественной деятельности разнообразны. Это разнообразие определяется источниками информации, получаемой детьми в процессе обучения, видами деятельности (пение, рисование и т. п.), задачами развития способностей и т. д.

       Новые знания и представления дети получают из различных источников: а) их знакомят непосредственно с произведениями искусства, б) им рассказывают, объясняют, задают вопросы с целью обучения знаниям и навыкам. Следовательно, методы и приемы можно разделить на наглядные и словесные. К этим методам предъявляются определенные требования.

       Исполнение литературных, музыкальных произведений должно быть художественным, выразительным. Словесные методы также должны носить образный, эмоциональный характер. Их назначение не только в том, чтобы дети поняли содержание картины, стихотворения, песни или смысл какого-либо задания. Беседы, пояснения направлены на то, чтобы создать определенное настроение в соответствии с образами произведений, побудить детей к сопереживанию, привлечь их внимание к выразительным и изобразительным средствам.

       Методы и приемы зависят также от того, какие качества, способности, необходимые для художественной деятельности, взрослый формирует у ребенка. Необходимо, с одной стороны, сформировать способы творческих и самостоятельных действий, которые будут нужны при выполнении любой деятельности, а с другой стороны, развить специальные художественные способности, обеспечивающие осуществление музыкальной, изобразительной, словесно-художественной деятельностей.

       Воспитатель ищет способы побуждения детей к выбору материалов, цветовых сочетаний, форм, композиций для лучшей реализации изобразительных замыслов, к придумыванию загадок, поискам новых рифмованных слов,  подбору антонимов, синонимов, разрабатывает приемы развития способностей к импровизации попевок, оригинальных движений при создании типичных музыкально-игровых образов, к новым

композициям танцевальных движений. В этих случаях обучение становится одним из условий, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

       Важной стороной художественной деятельности являются способы самостоятельных действии детей. Приемы их формирования несколько различаются в зависимости от того, связываются они с восприятием или с воспроизведением, исполнительством. В первом случае методические приемы побуждают детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера выразительных средств произведения, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях, например поют без фортепианного сопровождения, двигаются без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу и воплощают его соответствующими средствами. Самостоятельность действий детей может проявиться и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает требования к воспроизведению, но ребенок самостоятельно исправляет недочеты своего исполнения, контролирует свои действия.

       Особых приемов требует развитие специальных художественных способностей. Ведь в общую структуру этих способностей входят и сенсорные способности (т. е. качество восприятия, воспроизведения, различения сочетаний цвета, формы, объема, соотношений музыкальных звуков, но их высоте, длительности, тембру, динамике и т. п.), и более развитые формы (музыкальный, поэтический слух, художественный вкус, творческие проявления и т. д.). Следовательно, нужна система приемов, разработанная с учетом сложной общей структуры специальных художественных способностей и предусматривающая последовательность формирования и совершенствования ее компонентов при переходе от одного возраста к другому.

       Таким образом, система методов и приемов художественного обучения зависит от многих условий. При этом использование некоторых методов направлено то на систематическое упражнение детей, тренировку и закрепление навыков, то на выработку способов самостоятельных действий. Лишь тогда, когда стройная система обучения осуществляется в условиях поисковых ситуаций. совершается формирование нужных качеств и способностей.

       Можно отметить определенную взаимосвязь методов и приемов, как бы дополняющих друг друга. К их числу относятся следующие:

-         слово воспитателя (пояснения, указания), наглядные методы, демонстрирующие  произведение искусства, и показ приемов изображения, исполнения;

- приемы развития познавательного отношения к произведению  искусства, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниями;

- показ эталонов действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

- приемы, направленные па упражнения, тренировку и навыках и на развитие творческих действий.

       В программе эстетического воспитания в специальный раздел выделена (начиная со средней группы) самостоятельная художественная деятельность детей, что подчеркивает ее значение для общего и художественного развития ребенка. Эта форма организации детской деятельности наряду с занятиями, развлечениями и праздниками должна занимать значительное место в художественном воспитании.

       В самостоятельной деятельности дети действуют индивидуально или объединяются в небольшие группы. Они по своей инициативе рисуют, поют, танцуют, рассказывают друг другу сказки, читают стихи. Многие из них отдают предпочтение той или иной деятельности.

       Самостоятельная художественная деятельность детей проявляется в различных ситуациях. Некоторые из ребят склонны в своих сюжетно-ролевых играх применять художественный материал (украшают комнату для кукол, рисуют коврики), иногда поют песню и танцуют, исполняя роли персонажей игры, и т. д. Другие стремятся к самообучению. Они повторяют какой-либо элемент пляски, который еще не усвоили, рисуют, вырезают, подбирают мелодию, играя па детском музыкальном инструменте. Наконец третьи любят рассматривать картинки, слушать музыку в грамзаписи и т. д. Дети сами применяют и совершенствуют имеющийся у них опыт, отражая художественные впечатления, которые получены в семье и в детском саду.

       Важно обогащать художественные впечатления ребенка. Они являются источником самостоятельной деятельности, дети отражают их в рисунках, играх, драматизациях. Так развлечения в детском саду — одна из ярких страниц жизни ребенка. Развлечения эмоционально обогащают детей. Кукольный и теневой театры, игры – аттракционы, литературно-музыкальные концерты дают детям возможность проявлять разнообразные способности. Такую же роль играют и праздники. Воспитатель следит за тем, какие художественные впечатления, полученные в семье и детском саду отражаются в играх детей.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей