Эстетическое воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 10:10, реферат

Описание

Эстетическое воспитание - понятие ёмкое, широкое. Оно включает воспитание эстетического, т.е. эмоционально-образного, отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту. Необходимой составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание, оно осуществляется средствами искусства.

Содержание

1. Эстетическое воспитание. 3 стр.
2. Воспитание эстетического отношения к окружающему. 7 стр.
3. Художественно-речевая деятельность. 11 стр.
4. Музыкальная деятельность. 23 стр.

5. Изобразительная деятельность. 25 стр.
6. Литература. 26 стр.

Работа состоит из  1 файл

эст.воспитание.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

        Другим фактором, содействующим  становлению самостоятельной художественной деятельности, являются занятия. Если на занятиях у детей развиваются способы самостоятельных действий в рисовании, пенни и т. д.,  то впоследствии  они и по собственной инициативе действуют находчиво, изобретательно. Важно накопление несложного музыкального и литературного репертуара и хорошее владение им; дети могут спеть знакомую песню без сопровождения, самостоятельно драматизировать сказку, передавая выразительные интонации речи ее героев, т. п.

       Методика руководства самостоятельной деятельностью отличается своеобразием — это руководство осуществляется косвенно. Воспитатель, прежде всего, создает такие условия, в которых дети могли бы свободно и непринужденно проявлять свои художественные интересы и склонности. Все необходимое для художественной деятельности (материалы, инструменты, персонажи  кукольного театра и т. п.) находится в определенных местах, причем должно быть расположено так, чтобы дети сами могли достать, а затем убрать нужные им предметы.

       Руководство самостоятельной деятельностью, развитие проявляющихся у детей способностей обязательно предполагают индивидуальный подход, изучение их склонностей к различным видам художественной деятельности. Вместе с тем часто дети организуются в небольшие группы на основе общих художественных интересов. Воспитателю полезно присмотреться к этим группам выяснить взаимоотношения в них, с тем чтобы менее активные дети были поставлены и благоприятные условия. Хотя эта деятельность детей возникает по их желанию, воспитатель не безразлично относится к тому, принимает  или не принимает в ней участие тот или иной ребенок.

 

2. Воспитание эстетического отношения к окружающему.

       Воспитание у детей эстетического отношения к окружающему осуществляется в течение всего времени воспитания и обучения их в детском саду. Яркое, приметное, привлекательное, прежде всего, воспринимается ребенком как прекрасное, радуя его, вызывая чувство удовольствия,  заинтересованности. Так возникают предпосылки эстетического чувства, без которого немыслимо эстетическое отношение к действительности. По мере накопления эстетических впечатлений у ребенка развивается восприятие прекрасного, формируются художественные интересы, склонности, способности.  Воспринимая реальные предметы и явления,  их  художественно преобразованные отображения в произведениях искусства, он осваивает в действительности и в искусстве цвет линии, звуки, движение, ритм, симметрию, которые постепенно, но море развития ребенка под влиянием воспитания и обучения, выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

        На основе уже имеющегося опыта, неоднократного сравнения предметов и явлений зарождается сначала избирательное,  предпочтительное отношение к ним,  а затем  появляются отдельные оценки их. Постепенно у детей возникает оценочное отношение, столь существенное для эстетического освоения действительности, закладываются основы, на которых в дальнейшем формируется эстетический вкус.

       Освоение прекрасного значительно интенсивнее происходит в условиях активных действий ребенка — носильных, попятных привлекательных. У ребенка возникает желание действовать радостно, творчески. Он замечает, что внесенный им порядок, чистота приятны, доставляют удовольствие ему и другим. Постепенно мир, представлявшийся нерасчлененно, приобретает ладные, удобные, красивые, приятные очертания, которые, оказывается, могут быть н изменены, украшены, улучшены. Очевиднее выступает перед ребенком сила коллективных, совместных действий, результаты которых всегда красивее, лучше. Вместе с чем у детей рано возникает желание проявить себя индивидуально, благодаря чему определяются их склонности, интересы, которые особенно полно и целеустремленно развиваются в коллективе.

       В процессе этой разносторонней деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития активной творческой личности ребенка, для формирования его художественных способностей.

       Красота природы, быта, так же как и искусство, содействует развитию эстетически окрашенного восприятия. Оно всегда непосредственно, развивается от различения контрастных красок форм, звуков к более тонкому восприятию и активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, различению нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. В сфере эмоциональной развитие идет от общего радостного отклика на прекрасное в окружающем к более тонкой дифференцировке чувств и настроений.

       Педагог приобщает детей к эстетической деятельности, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, в отношения со сверстниками и взрослыми. С младшего возраста тетей вовлекают в художественную деятельность, у них формируются способности художественно-образного выражения чувств, впечатлений и  представлений — от простейших первоначальных проявлений выразительности они переходят к более сложным формам, вызывающим подлинно эстетические переживания. Педагог закладывает первоначальные основы эстетического вкуса, подводит детей старшего дошкольной возраста к эстетической оценке наиболее доступных явлений в жизни, в искусстве.

       Младший дошкольный возраст (1-я и 2-я младшие группы). Педагог знакомит детей с предметами и явлениями окружающей действительности, выделяя наиболее доступные эстетические качества. Она обращает внимание наиболее доступные эстетические качества. Он обращает внимание детей на их разнообразие, на яркость красок, на ритм пятен, на формы и линии. Ребенок радостно воспринимает падающие хлопья снега, яркие осенние листья, игру солнечных зайчиков. На прогулке дети собирают цветы, шишки, веточки, цветные камешки, рассматривают окраску бабочек, птиц. Внимание более старших детей воспитатель привлекает к особенностям разных деревьев, плодов, овощей, показывает, как украшая площадку, можно выложить узоры из листьев, и др.

       Игровая в сюжетно – ролевые игры, дети сопровождают их пением знакомых песенок, чтение стихов, используют детали костюмов персонажей, музыкальные игрушки. Выбирая предметы, необходимые для игры, дети сравнивают, сопоставляют их, предпочитая те, которые сочетаются по цвету, форме и т.д.

       Взрослый пробуждает у малышей интерес к различным видам искусства. В пение, сказке, стихах, иллюстрациях дети радостно воспринимают близкие им образы.

       Педагог знакомит малышей с   музыкой,  контрастной по характеру, воспитывает способность прислушиваться к ее звучанию. Они оживленно  реагируют на приглашение танцевать, ходить, бегать под музыку, подпевать знакомую песенку. Позднее выразительное  исполнение педагогом музыкального произведения,  применение наглядных методов, игровых приемов побуждают детей к собственным активным  действиям и различных видах музыкальной деятельности. В совместном пении, играх, плясках и упражнениях формируются музыкальные способности детей, приобретаются первоначальные  навыки пения и музыкально – ритмических движений.

       Воспитатель предлагает детям рассматривать картинки, изображения яркие но цвету, иллюстрации к народны м сказкам с включением элементов декоративного творчества доступны детям, привлекают их внимание и вызывают у них эмоциональный отклик. Картинки, изображающие предметы, несложные сюжеты, художественно выполненные образцы народного творчества воспитатель может использовать как на занятиях, так и вне их.

       Детей впервые знакомит с новыми для них видами изобразительной деятельности. Яркие краски, карандаши,  бумага разных цветов вызывают положительные эмоции, стимулируют к   действиям с этим материалом. Дети радуются появлению на листе яркого пятна, штриха. У них возникает желание не только действовать, но и называть нарисованное, придумывая образные сравнения.

       У детей формируется восприятие художественного слова: развиваются умения слушать и понимать содержание небольших стихотворений, сказок, коротких рассказов, интерес к ним.

       На основе заинтересованности детей педагог  побуждает их запоминать и проговаривать потешки, рассматривать картинки в знакомой книжке, говорить о них.

       Средняя группа. Эстетические развитие ребенка 5-го года жизни происходит в различных видах деятельности (на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности) и в повседневной жизни.

       Наблюдая игру детей, воспитатель отмечает, какая красивая у них получилась постройка — кубики хорошо подходят друг к другу и но цвету, и но форме. Если дети нечисто поют, невыразительно передают реплики персонажей,  то воспитатель, включаясь в игру, может подпеть детям, передать образную интонацию речи персонажа. Разумеется, все это нужно сделать очень тактично, не снижая эмоционального настроя и как бы входя в образ того или иного участника сюжетной игры.

       Трудовые усилия детей невелики, но воспитатель должен вызывать у них желание сделать окружающую обстановку красивее, аккуратнее, это доставит им удовольствие от проделанной работы.

       Природа всегда может быть источником эстетического переживания ребенка. Ее краски, звуки, характерные приметы, столь отличные весной и осенью, летом и зимой, дают возможность для развития чувства цвета, формы, для развития слуха.

       Эстетическое восприятие ребенка совершенствуется,  если его приобщают к посильной деятельности: он собирает букет из определенных цветов, складывает узоры из камешков, делает постройку из песка, придавая ей интересную форму, украшает комнату для кукол.

       В воспитательном отношении многое дают  праздники. Наблюдения за оформлением улиц, за украшением помещения детского сада, а главное, посильное участие в подготовке к празднику, разучивание песен, стихов, изготовление рисунков для декоративного оформления стен способствуют эстетическому и нравственному развитию ребенка.

       Художественная деятельность ребенка развертывается на занятиях и вне их. Чтобы придать обучению на занятиях эстетически развивающей  характер, воспитатель, показывая иллюстрации, рассказывая сказку, исполняя песню, не только поясняет их содержание,  но и отмечает значение  художественных средств, которыми оно выражено. Например, педагог обращает внимание детей на веселые и быстрые звуки плясовой музыки, на эпитеты народной сказки. На занятиях детям предлагаются простейшие творческие задания, выполняя которые они стремятся по-своему изобразить  игровые образы, нарисовать по собственному замыслу.

       Приобщая детей к самым простым способам выразительного исполнения песен, танец, стихов, воспитатель показывает его приемы, а затем предлагает детям попробовать свои силы самостоятельно.

       В самостоятельной  художественной деятельности дети по собственной инициативе рисуют, поют, танцуют, рассказывают друг другу сказки. Воспитатель создает условия для этой деятельности, подбирает музыкальные игрушки, инструменты, материалы для рисования, лепки. Важно выяснить, кто из детей увлекается рисованием, танцами, чтением стихов, кто хотел бы этим заниматься, но по каким-то причинам не может. Воспитатель помогает таким детям включаться в  ту деятельность, которая их интересует.

       Развлечения в детском саду доставляют ребенку радостные переживания. Педагог обогащает художественные впечатления детей, вместе с тем активизирует своих воспитанников. Они принимают посильное участие в различных аттракционах, играх, облеченных в художественную форму.

       Старшая группа. Педагог формирует у тетей эстетическое восприятие, воспитывает интерес к художественной деятельности. Он проводит с детьми наблюдения за явлениями природы, которая является богатейшим источником развития эстетического восприятия, чувства красоты, явлениями окружающей действительнояти, быта, трудовой деятельности человека.

       Педагог в доступной форме объясняет детям, что необходима простота, сдержанность, гармония в интерьере группы. Можно провести «экскурсию» по групповым комнатам детского сада и направить, внимание детей на то, что все вещи, которые находятся и комнате, нужны и служат определенным целям, что в комнатах нет ничего лишнего, поэтому так просторно, светло.

       Впечатления от наблюдений находят отражение в деятельности детей. Они учатся сервировать стол, следят за порядком в игровом и природном уголках, убирают участок. В игре они красиво расставляют мебель, вещи, сочетая их но размеру, цвету, назначению, следят за сочетанием цветов в костюмах кукол.

       Воспитатель привлекает детей к украшению групповой комнаты живыми цветами, учит не только видеть и чувствовать красоту цветка, но и обращать внимание на сочетание цветов и вазы по форме и цвету. Можно предлагать детям выбирать вазы и ставить в них букеты, отмечая при этом, что цветы с длинными стеблями лучше выглядят в вазе удлиненной формы, а, например, подснежники — в невысокой вазе с широким горлышком.

       Для развития эстетического восприятия окружающей, действительности важно сопоставление жизненных явлений с их воспроизведением в искусстве.  Если воспитатель направляет внимание детей на красивое в природе, быту, они начинают сопоставлять свои наблюдения с образами искусства.

       Подготовительная к школе группа. В подготовительной группе особое значение приобретает воспитание эстетического отношения к общественным, явлениям, к природе, к произведениям искусства, развитие художественного вкуса.

       Воспитатель обращает внимание детей на красочность, яркость природных явлений: яркие звезды, темные тучи, серебристый иней, узоры мороза на окнах, и т. п. Дети учатся различать, сопоставлять наиболее характерные сезонные явления в природе. Педагог совместно с детьми описывает и сравнивает архитектуру зданий, их оформление, замечает особенности ритма движения на улице, оценивает красоту убранства комнат детского сада.

       Дети могут осознавать эстетические качества предмета, замечая в окружающей обстановке отдельные вещи, наиболее выделяющиеся по этим качествам - цвету, форме, общей выразительности. Например, ребенок может отметить, какие предметы столовой посуды ему правятся: «Вот эти маленькие тарелочки с голубой каемочкой, с позолоченной извилистой линией и золотыми колокольчиками. Они очень красивые». Такой выбор предметов, их описание возможны, если воспитатель будет привлекать внимание детей к красивым вещам, говорить,  почему они красивы, разъяснять, какие сочетания цветов особенно привлекательны.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей