Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека.
О влиянии красоты написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………..…………………………….5
1.1. Сущность эстетического воспитания………..……………………………..5
1.2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания……..8
1.3. Психологические основы эстетического воспитания……….…...............16
ГЛАВА 2. ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…..…21
2.1. Экскурсия как форма ознакомления дошкольников с природой………………………………………………………………………....21
2.2. Роль экскурсии в природу в эстетическом воспитании дошкольников...22
2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсии в природу..................................................................................................................28
2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу…………31
Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………….......38
Приложения……………………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

Альбина (Курсовая).doc

— 220.00 Кб (Скачать документ)

направлять эстетическое воспитание своих воспитанников,  чтобы  они  на  всю

жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

 

2.3. Педагогические условия организации и проведения экскурсий в природу

Организация экскурсий. Экскурсию как форму занятия исполь­зуют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми. Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в раз­ные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с деть­ми старшего дошкольного возраста следует провести 3 экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий - знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе, воспитывать эстетический взгляд на весеннее преображение в природе. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

Подготовка воспитателя к экскурсии.  Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизи­рует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не от­влекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей (пешеходные экскур­сии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние), а также сезон,  особенности дороги, состояние погоды.  Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была ин­тересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, посло­вицы, которые затем использует в работе.

Подготовка детей к экскурсии. За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечат­ления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одеж­ду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с воспитателем экскурсионного снаряжения и оборудования для размещения собранного материала в уголке природы и на участке детского сада. Эта работа повышает их интерес к предстоящему занятию.

Подготовка экскурсионного снаряжения. Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует со­брать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно нахо­диться в определенном месте. В группе должны быть вазы для цве­тов, цветочные горшки, садки для насекомых, террариум и аква­риум, банки, подготовленные для новых обитателей.

В приложении 1 приводится примерный перечень оборудования, необхо­димого на экскурсиях в природу.

Проведение экскурсий. Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные дет­ские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с со­бранным материалом, заключительную часть, где воспитатель, под­водя итог, обращает внимание детей на общую картину природы. Построение экскурсий и последовательность их проведения варьи­руются в зависимости от цели, от сезона. Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой бе­седе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.

Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель по­могает детям подметить и осознать характерные признаки предме­тов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопро­сам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, срав­нивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы, увидеть красивое в каждом природном объекте. Полезно в процессе наблюдения явлений ис­пользовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть есте­ственным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содер­жания экскурсии.

По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятель­ных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать за­дачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю ра­боту выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскла­дывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три - к ясеню (липе) беги!» и др.

Работа после экскурсии. Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в ва­зы, цветочные горшки; животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.

Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку) ди­дактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что ви­дели. В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поста­вить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и вос­питательном отношении моменты, подвести их к установлению свя­зей между явлениями. [13, C. 37-39].

 

2.4. Методические рекомендации по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу

 

Главная цель методических рекомендаций по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу - формирование эстетического восприятия у детей. Работа должна быть направлена на достижение оптимального общего развития дошкольников, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.[19, C.38].

Основными задачами эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста должны быть  работы, которые позволили:

1) Дать детям возможность увидеть и услышать мир, окружающий их;

2) Дать основные понятия о взаимосвязях в этом мире;

3) Воспитать, «уточнить» чувства маленького человека;

4) Развить способности различать оттенки цвета и звука, ощущать единство с природой;

5) Проверить возможность использования разработанной системы занятий, направленной на развитие эстетического восприятия дошкольников средствами экскурсии на природу.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать эстетическое воспитание детей средствами природы на основе интереса ребенка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте пяти-семи лет основным у них является зрение.

Для работы по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами экскурсии в природу следует разрабатывать целенаправленную систему занятий. Каждое занятие в этой системе должно ощущаться детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не кончается, тем лучше. В каждое занятие нужно включить разнообразные игры, приемы, опыты. Большое место уделить сезонным экскурсиям, которые проводились бы на одном месте.

Основной путь эстетического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также следует учитывать при разработке системы занятий. Эстетическое воспитание должно стать органической частью любого вида воспитания. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.

Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.[20, C. 40].

В таблице № 2 приведены примерные занятия по проведению экскурсий в природу.

 

Таблица № 2

 

п/п

Тема занятия

Сроки проведения

1.

Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа»

Сентябрь

2.

Занятие на тему: «Солнце и волшебная радуга»

Сентябрь

3.

Экскурсия по городу «Где растут растения?»

Сентябрь

4.

Занятие на тему: «Разноцветные плоды растений»

Сентябрь

5.

Экскурсия в лес «Осень - прекрасная пора!»

Октябрь

6.

Занятие на тему: «Зима в окно стучится»

Ноябрь

7.

Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме»

Ноябрь

8.

Занятие на тему: «Как зимуют домашние животные»

Ноябрь

9.

Экскурсия в парковую зону «Птицы и следы»

Декабрь

10.

Занятие на тему: «Красота и разнообразие зимних деревьев»

Январь

11.

Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы»

Январь

12.

Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса»

Февраль

13.

Занятие на тему: «Природа просыпается»

Март

14.

Экскурсия в лес «Разноцветные облака в разноцветном небе»

Март

15.

Занятие на тему «День Земли»

Апрель

16.

Экскурсия в весенний лес «Природа просыпается»

Апрель

17.

Занятие на тему: «Красота цветущей ветки»

Май

18.

Экскурсия в весенний лес «Весна красна»

Май


Содержание и методика  подробно показаны на примере экскурсии «В гостях у зимушки-зимы».

Занятие 11. Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.

Содержание и методика. Воспитатель, придя в лес, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветви вырисовываются на фоне неба. Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тихо в лесу.

Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.

Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.

Какое? Послушайте.

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год -

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот

Готовят ей наряды.

Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение
Ольги Высотской.

                 Елочка

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки, и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно ей мороз не страшен -

Видно смелая она.

Можно провести игру «Угадай - ка!», цель которой - упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.

Структура следующих примерных занятий и экскурсий показана в приложениях 2-5.

Анализ научной и методической литературы позволил сделать следующие выводы: эффективное осуществление эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы:

а) проведение экскурсий и походов в природу;

б) беседы с элементами художественного описания;

г) чтение отрывков художественной прозы, поэзии, описание путешествий;

д) использование эстетических впечатлений, полученных во время прогулок и экскурсий;

Информация о работе Экскурсия в природу как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста