Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Методологические основы формирования у младших школьников познавательного интереса при изучении информатики …………………………………………………………..
1.1. Теоретические основы образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования их личностного развития с помощью уроков информатики…………………
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса ……………………………………
Выводы по I главе……………………………………………………….
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика" в образовательном процессе в начальной школе…………………………………………………………………….
2.1. Приемы стимуляции познавательного интереса к информатике…………………………………………………..
2.2. Влияние уроков информатики в начальной школе на развитие психических процессов……………………………
Выводы по II главе……………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………...
Литература ………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

I. Методологические основы формирования у младших школьников поз.doc

— 530.00 Кб (Скачать документ)
  • пути формирования первых навыков решения логически, алгоритмически и системно усложненных задач (в рамках возрастных возможностей и с учетом возрастных особенностей),
  • способы освоения некоторых языков записи информационных моделей объектов, поведения объектов и логики рассуждений.

Мы наблюдали изменение уровня:

  • мыслительной деятельности учащихся;
  • развития коммуникационных способности детей как нового способа учебной деятельности и личностного совершенствования учащихся младшего школьного возраста.

Мы  разработали и использовали в  исследовательской работе конспекты уроков и их фрагментов по информатике, включающие задания на развитие памяти, саморегуляции, мышления (структурности, готовности к эксперимен-тированию, ориентационной гибкости, понимания сущности проблемных си-туаций, нетривиальное восприятие кажущихся очевидными фактов, грамот-ный выбор тактики решения и усвоения нестандартных связей между вход-ной и выходной информацией). При анализе разделов и практическом изуче-нии  школьного курса информатики мы пришли к выводу, что информаци-онное моделирование – одно из наиболее эффективных направлений, которому мы в ходе исследования постарались уделить больше времени.

Фрагменты уроков снабжены небольшими методическими  комментариями, раскрывающими психолого-педагогическую направленность заданий или методических приемов, что поможет учителю при необходимости легко построить урок в зависимости от особенностей своего класса.

Компьютер – очень  мощное средство обучения, и это  его свойство имеет один существенный аспект: при применении компьютера для обучения скорость формирования умений и закрепление навыков у учеников одного класса могут различаться почти на порядок. Этот фактор нельзя не учитывать, определяя структуру урока информатики.

 

Заключение

Проведенный анализ мировой и отечественной научной и методической литературы по вопросам развертывания образовательного потенциала инфор-мационных знаний в формировании личности младшего школьника позволяет обозначить проблемы в современном состоянии информационной области в образовании не только прикладного характера: необходимость для преподава-ния информатики, особенно в начальном звене, специальных программных продуктов. Наблюдается оторванность содержания учебного процесса от реа-льных информационных технологий. Дети переходят в среднее звено со сла-быми представлениями об основных направлениях информационных техно-логий. Мы, выдвигая гипотезу исследования как  реализацию пути зарождния и развития интереса к знаниям, связанного с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия на основе изучения информатики, понимаем ученика, как ин-формационно грамотную личностью, способного эффективно с информацией во всех аспектах этой деятельности. Такой ученик, в нашем видении, может:

  • понимать, каких сведений не хватает для решения поставленных задач;
  • представлять, где и как найти недостающие сведения;
  • находить необходимые сведения в разных источниках, анализировать и сопоставлять полученную информацию;
  • фиксировать (сохранять) сведения для последующего пользования;
  • излагать свои знания;
  • применять полученные сведения в своей деятельности;
  • использовать современные технические средства при работе с информацией.

Исследование  влияния компьютерных программ на особенности  мышления детей младшего школьного  возраста помогло нам установить, что развитие мышления на ранних этапах обучения в значительной степени зависит от содержания мыслительной деятельности, от того, какие предметы и явления окружающего мира познает ребенок.

Педагог, заинтересованный не только в подготовке информационно компетентного ученика, но и в повышении личностного роста детей на уроках информатики, может изучить подготовленный нами анализ психолого-педагогических аспектов формирования познавательного интереса образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста. В практике преподавания информатики предлагаем задания, приемы и методы работы, обеспечивающие развитие потребностно-мотивационной, интеллектуально-мировоззренческой, эмоциональной, волевой и деятельностно-поведенческой сфер познавательного интереса. Применяя в системе предлагаемые формы работы, учитель сможет добиться повышения уровня развития памяти, саморегуляции, мышления, а также коммуникативных качеств своих учеников.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, поставленные задачи научного поиска решены, и цель изысканий достигнута.

Итоги проведенной  научно-исследовательской работы не претендуют на окончательное и исчерпывающее  решение всех вопросов в русле  рассматриваемой проблемы. Внимательного  изучения ждут такие аспекты научно-педагогического  анализа обучения и воспитания младших школьников с целенаправленным использованием компьютерных программ и информационных технологий, направленных на формирование информационной культуры младших школьников. Важнейшей задачей современного образования была и остается задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Необходимо использовать желание детей изучать компьютер, закладывая при этом знания общечеловеческие, приобщая учащихся к культурным традициям, нравственным основам.

Литература

    1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического

процесса.  Минск: Университетское,1990.

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.:Просвещение, 1982.-192 с.
  2. Баракина Т.В. Основы моделирования в начальном курсе информатики.// Информатика и образование. № 3, 2007. С. 83-91.
  3. Бешенков С.А. Моделирование и формализация. Методическое пособие/ С.А. Бешенков. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
    1. Богомолова Е.В. Психолого-педагогические аспекты обучения инфор-

матике в начальной  школе: Учебно-методическое пособие. Рязань, 2005.

    1. Бородина В.А., Мухина Н.А. Активизация интеллектуально

информационной деятельности младшего школьника. //Начальная школа.-1997.-№11.-С.24-27.

  1. Варегина Ф.В., Смирнова С.В. Дидактические игры на уроках математики в начальных классах школы: Уч. пособие. – Тула: ТГПИ, 1987.
    1. Гайдаржи Г.Х., Ильченко С.В. Развитие логического мышления. Курс

«Элементы компьютерной грамотности».//Начальная школа. -2003.-№5.С.93.

  1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского. М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
    1. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и

перспективы. –  М.: Педагогика, 1987. – 263 с.

    1. Головнева А.В., Дорофеев А.В., Ильясова Э.Н. Использование

информационных  компьютерных технологий во внеурочной работе: методический аспект. – Стерлитамак, 2003. – 188 с.

    1. Давыдов В.В. Логико-психологические проблемы начальной методики

как учебного предмета. Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред.ЭльконинаД.Б., Давыдова В.В. –М.,1966.-С54-104.

    1. Епифанова О.А. Воспитание учащихся на уроках информатики. //

Информатика и образование.  № 7.2006. С.12-14

    1. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной

культуры младших школьников.// Начальная школа. № 11, 2005. С. 120-126.

    1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – МП «Новая школа»,

1992. – 57 с.

    1. Игнатова Л.В. Элементы алгоритмизации в начальном курсе

математики. // Начальная школа. 1989.-№7.С.34-35.

    1. Ильясова Э.Н. Психолого-педагогические проблемы информатизации

начального  образования: Учебно-методические материалы для студентов. – Стерлитамак, 2006.

    1. Информатика в играх и задачах. 1-4 класс: В 4 ч.: Учебник-тетрадь /

Авт. вып.  Волкова  Т.О. – М.:Баласс, 1998.

    1. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе». М.:

Информатика и  образование, 2000.

  1. Информатика в младших классах: Приложение к журналу «Информатика и образование». №1-4. 1999.
  2. Информатика в младших классах: Приложение к журналу «Информатика и образование». №1-2. 2000.
  3. Информатика в младших классах: Приложение к журналу «Информатика и образование». №1-4. 2001.
  4. Информатика в младших классах: Приложение к журналу «Информатика и образование». №3. 2003.
  5. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 128с.: ил.
    1. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной

школе// Начальная  школа. – 2002. - № 5. – С. 14-18.

    1. Минеева Т.Ф. Информатика в начальной школе // Начальная школа.

№11, 2004. – С. 92-94.

    1. Паронджанов В.Д. Занимательная информатика, или Волшебный

Дракон в  гостях у Мурзилки. М.: РОСМЭН, 2000.

    1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение:

вопросы теории и технологии. – Алма-Ата: Мектеп, 1980. – 207 с.

    1. Педагогика / Под.ред. П.И. Педкасистого – М.: РПА, 1996. – 602 с.
    2. Пионтковская Н. А. Компьютер в начальной школе // Информатика и

образование №9 2003г.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), I часть. – М.: Просвещение, 2001.
    1. Рогов Е.И. Настольная книга психолога в образовании: Учебное

пособие. М.: ВЛАДОС, 1996.

    1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. – М.:

Педагогика, 1989.

    1. Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100». – М.:

Баласс, 2001.

    1. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Кн. для детей,

учителей и  родителей. – М., 1998. – 352 с.

  1. Ускова Н.Н.  Конспекты уроков для учителя информатики: нач. шк. / Н.Н. Ускова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
    1. Ушинский К.Д. Соч.: в 3 т. – Т1. – М., 1979.
  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. I часть. – М., 2004.
  2. Флек-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношение с окружающими: Пер. с англ./ Общ. Ред. И предисл. М. С. Мацковского. – М: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.: ил.
    1. Фридлен А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. /

А.Я.Фридлен. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.

    1. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 1: Основы

информатики и  информационных технологий. Ч. 2: Офисная  технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

  1. Штерн В. Умственная одаренность/ Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова. СПб.: Союз, 1997.



Информация о работе Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика