Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Методологические основы формирования у младших школьников познавательного интереса при изучении информатики …………………………………………………………..
1.1. Теоретические основы образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования их личностного развития с помощью уроков информатики…………………
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса ……………………………………
Выводы по I главе……………………………………………………….
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика" в образовательном процессе в начальной школе…………………………………………………………………….
2.1. Приемы стимуляции познавательного интереса к информатике…………………………………………………..
2.2. Влияние уроков информатики в начальной школе на развитие психических процессов……………………………
Выводы по II главе……………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………...
Литература ………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

I. Методологические основы формирования у младших школьников поз.doc

— 530.00 Кб (Скачать документ)

При знакомстве с темой «Алгоритм» происходит встреча с Ученым



                                                                Лукоморье

 

Котом, для которого составляется алгоритм. Сначала:


1. Идти направо.

2. Петь песню.

3. Идти налево.

4. Рассказывать сказку.

Практическая необходимость в знаниях для жизни, для использования науки в целях практики. Трудно переоценить данный стимул познавательного интереса обучения информатике. Ведь практические навыки работы на компьютере имеет порой большее значение, нежели некоторые вопросы теории. Оказывает влияние на познавательный интерес решение задач практического содержания с использованием компьютерных технологий из других предметных областей (математики, истории, природоведения, технологии и др.), вырабатываются осознанные навыки работы с компьютером и программными средствами. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной. Так, например, при изучении темы “Текстовый редактор” можно рассказать о возможностях текстового редактора и преимуществах компьютерного набора текста, показать красиво оформленные текстовые документы, выполненные учащимися старших классов (грамоты, дипломы, открытки). Т.о. учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.

Важным стимулом, связанным  с содержанием обучения, является показ учащимися современных научных достижений. Стимулировать переживание гордости за отечественную науку, заставлять восхищаться могуществом науки, силой ума человека без включения в содержание обучения данных о современных научных достижениях невозможно.

Стимуляция  познавательных интересов, связанная  с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся

Когда не всё в учебном материале для учащихся интересно, тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Многообразие форм самостоятельных работ учащихся позволяет выгодно ставить ученика в позицию человека, который оперирует знаниями, прилагает максимум умственных и волевых сил к решению познавательных задач. Успешно протекающая самостоятельная деятельность вызывает у учащихся положительные переживания, усиливающие активность протекания мыслительных процессов и помогающие осознать необходимость преодоления больших и малых трудностей. Самостоятельную работу учащихся можно рассматривать и как средство обучения, и как форму учебно-научного познания, позволяющую сформировать у учащегося индивидуальный стиль самостоятельной исследовательской деятельности.

Занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием. Особенно он оправдан в начальной школе, где в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой.

Тема: Понятие «информация». Способы передачи информации.

При разборе игровых ситуаций об информации закладываются основы методов построения информационных моделей.

Игра «Что такое  информация?»

– Что можно делать с информацией?

Учитель называет глаголы, дети хлопают в ладоши, если это можно делать с информацией, если нет, то поднимают руки вверх.

Получить, сварить, передать, запомнить, переработать, записать, намочить, сохранить, закопать, услышать, утопить, купить, продать и т.д.

– Какая бывает информация?

Учитель называет прилагательные, дети хлопают в ладоши, если они подходят, в противном случае, поднимают руки вверх.

Новая, красная, старая, молодая, забытая, мокрая, актуальная, деловая, мягкая, достоверная, зеленая, полная, вкусная, четкая, деревянная, точная…

Проблемное  обучение, а не преподавание готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое учение заставляет искать истину и всем коллективом находить её. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос – проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда - неожиданности. Проблемная ситуация созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса. Для проблемного обучения характерно столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию. Проблемное обучение в силу этого стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности.

Тема: Буква, цифра, нота, знаки препинания, как знаки передачи информации.

Методические  рекомендации: Задания подобраны в свете деятельностного  подхода, когда происходит формирование видов деятельности, включающих заданную систему знаний и обеспечивающих их применение в заранее предусмотренных пределах. Формируется способность переносить знания, полученные на других предметах в новые условия. Это изменяет позицию ученика в отношении учебного процесса, открывается ценностно-значимый замысел его деятельности.

&

М

#

О

Л

9

0

Д

4

3

J

Е

R

§

j

?

¬

Ц


– Из всех знаков таблицы выпишите только цифры, затем буквы. Что означает буква?

– Какой знак из таблицы подошел бы для обозначения количества нарисованных объектов?

– Какие знаки кроме букв и цифр есть в таблице? Какие из них содержат информацию? Почему?

– Какие знаки обозначают технические средства передачи информации?

 Конструктор букв

Ц

Ф

Е

З

Й

         

  1. Обозначь цифрой количество элементов в каждой букве.
  2. Найди общий элемент в буквах Б, В, Г, Ж, Ь и нарисуй его.
  3. Среди букв Я, Б, Л, Р, Ы найдите «чужую» и выпишите ее в тетрадь.
  4. Найдите в алфавите буквы, самые не похожие на Ю.
  5. Найдите буквы, которые являются общими для всех слов, и напишите их: молоток, котенок, затейники.

Игра «Найди буквы»                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В педагогической литературе это прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный  в интерактивном обучении. Состоит  он в том, что перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна.

Для развития познавательного  интереса важно усложнение познавательных задач. Материал учения располагается  так, что ученик постепенно, но неуклонно  и непременно преодолевает всё более  и более сложные его ступени. Такой процесс обучения требует овладения всё более сложными умениями логически мыслить, разрешать противоречия, находить доказательства и т.д. Скучно решать задачу знакомую, известную, которая может быть решена при помощи уже ставших трафаретными способов. Но трудно и бесполезно решать задачу, к которой ты не подготовлен. Интересно решать задачу, которая требует как использования приобретенных ранее знаний и умений, так и новых, более сложных способов решения. Увлекательно решать задачу, где есть элемент сложности, преодоление которого приносит удовлетворение, приносит положительные эмоции.

 Задание на развитие мышления

1. Какие буквы можно написать, если начинать написание всегда одинаково с большой палочки? (Н, Г, Р, Т, П, Ц, Ш, Щ, В, М, И, Й, К, Е, Ё, Ю, Ъ, Ь).


 

 

Подумай, как  составлен ряд букв. 

Продолжи ряд, допиши ещё две буквы.

Г   Е   Ж

2. Найдите сходство.

Какая буква Т или О имеет  что-то общее с буквой Г?


 


Какая буква Ж или Э имеет  что-то общее с буквой Н?


 

 

 

Какая буква Д или Б имеет  что-то общее с буквой В?


 

 

 

3. Что может быть:

    • круглым, чистым, прозрачным;
    • тяжелым, горячим, блестящим;
    • грустным и сердитым;
    • твердым и неподдающимся;
    • острым и холодным.

4.  Найдите сходство. В какой паре – первой или второй – есть одна буква, которая имеет что-то общее с отдельной буквой?



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Выбери группу букв, в которой две буквы имеют что-то одинаковое.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следующий прием: ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах. Этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из области математики. Привести примеры решения подобных задач.

Стимулирующее влияние  на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся, которые активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психологические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьника. Творческие работы включают в себя не только поиск своеобразных и лучших решений познавательной задачи, но, как правило, бывают выражены в реально видимых результатах, которые можно сравнивать с творческими результатами других. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок и кроссвордов, сообщения и доклады учащихся, рисунки и т.д. Учащиеся выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, с использованием Paint, Microsoft Word, Power Point, Ехсel. Использование интерактивных форм организации учебных занятий (игровые уроки, уроки-конкурсы, уроки-соревнования, уроки-турниры и др.).

Тема: Модель. Виды моделей.

Информационный  диктант.

1) Даны два объекта.  Назови их свойства.

    • плащ – шалаш;
    • айсберг – мороженое;
    • ковер – трава;
    • слон – мышь.

2) Подбери недостающее  слово. Установи вид отношений  в парах объектов (быть элементом множества):

    • щука – рыба, воробей – ?;
    • табуретка – ножка, дерево – ?;
    • муха – насекомое, лось – ?;
    • плечо – рука, бедро – ?.

3) Из перечисленных объектов составьте последовательность с отношениями: множество – подмножество – подмножество – элемент.

Профессии, рыжик, учебники, врачи, букварь, детский врач, дубы, съедобные грибы, дуб у школы, грибы, книги, деревья.

4) Из перечисленных  объектов составьте последовательность с отношениями: множество – подмножество – подмножество – элемент.

Сладости, журналы Мурзилка, детские журналы, пища, журналы, эскимо, журнал Мурзилка № 5, мороженое.

Схема описания модели

1) Название  модели.

2) Моделируемый  объект.

3) Моделируемые  свойства.

4) Какие свойства  в действительности удалось отобразить  в модели.

Схема состава (знаковая модель)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие отношения между  объектами? (Входить в состав)

Нарисуй образную модель с помощью графического редактора Paint.

Нарисуйте рядом с домиком Лошарика, используя знаковую модель.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ролевой подход, при котором ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. Если, скажем, речь идет об усвоении конструкции “ветвление”, то это точное исполнение команды, посредством которой данная конструкция реализуется. Да и при изучении в целом понятия формального исполнения алгоритма ученик в роли исполнителя должен сосредоточиться именно на точном и совершенно формальном, т.е. без вопросов, относящихся к цели действия, исполнении каждого действия в алгоритме.

При рассмотрении темы «Последовательность действий», один из учеников вызывается к доске исполнять роль робота. На столе стоит бутылочка-масленка. На доску в произвольном порядке вывешиваются карточки с командами: "поставь масленку", "закрой крышку", "открой крышку", " выпей масло", "возьми масленку".

Задание:  Расположи  команды в необходимом порядке.

Информация о работе Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика