Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Методологические основы формирования у младших школьников познавательного интереса при изучении информатики …………………………………………………………..
1.1. Теоретические основы образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования их личностного развития с помощью уроков информатики…………………
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса ……………………………………
Выводы по I главе……………………………………………………….
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика" в образовательном процессе в начальной школе…………………………………………………………………….
2.1. Приемы стимуляции познавательного интереса к информатике…………………………………………………..
2.2. Влияние уроков информатики в начальной школе на развитие психических процессов……………………………
Выводы по II главе……………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………...
Литература ………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

I. Методологические основы формирования у младших школьников поз.doc

— 530.00 Кб (Скачать документ)

Изменение форм и методов учебной деятельности. Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания определенных учебных предметов, объективно-ориентированных программных систем (текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы и др.), предназначенных для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры, систем искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные обучающие системы), предназначенные для организации процесса самообучения, а также учебного и демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, позволяет организовать в учебном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Так, текстовый редактор со встроенными словарями синонимов и омонимов, средствами проверки правописания – один из мощнейших учебных инструментов, пришедших в школу вместе с компьютером, - влечет изменения в содержании и методах обучения родному языку и литературе.

Радость познания делает ученика активным, а знания, полученные таким путем, более глубокими  и прочными. Как зачастую было раньше, да происходит в отдельных случаях и сейчас? Учитель объясняет новый материал - ученик слушает (или имитирует, что слушает), запоминает и воспроизводит услышанное (по определению психологов, это-1 уровень развития личности); либо слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности (по определению психологов- II уровень развития). Но обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы, прежде всего, личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение (Ш уровень развития). Меняя формы и методы ведения урока, разнообразя их, учитель делает ученика активным участником учебного процесса.

Нашей задачей является формирование познавательного интереса, вывод учащихся с низким уровнем на средний и, далее, высокий уровень развития познавательного интереса.

 Контроль  за деятельностью учащихся. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Выводы по I главе

Изучив научно-методологические аспекты проблемы формирования у школьников познавательного интереса при изучении информатики, мы выяснили, что информатизация образования направлена на:

  • интенсификацию процесса обучения,
  • реализацию идей развивающего обучения,
  • совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что  возраст, с которого дети начинают знакомство с компьютером, неуклонно снижается. Психолого-педагогические аспекты информатизации учебного процесса общеобразовательной школы разнообразны и многоплановы. Таким образом, изучение теоретико-методологических позиций разработанных О.С. Богдановой, Л.С. Выготским, Н.Ф. Головановой, В.В.Давыдовым, И.П. Ивановым, А.Н.Леонтиевым, П.И. Пидкасистым, С.Л. Рубинштейном, Ж.С.Хайдаровым, Д.Б. Элькониным., относительно применения информационных технологий во всестороннем совершенствовании подрастающих поколений, а так же трудов С.Б. Водолеева, Г.Г. Гнездиловой, А.В. Горячева, Т.В. Добудько, О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютиной, А.П. Журавлева, Т.Б. Романовского, А.Л. Семенова, Г.В. Сенина, Н.Н. Усковой, Л.И. Ястребова, отражающие специфические особенности реализации дидактических и воспитательных принципов в процессе приобщения младших школьников к компьютерным программам привели нас к выводам:

  • развитие мышления на ранних этапах обучения в значительной степени зависит от содержания мыслительной деятельности;
  • информационное общество предъявляет новые запросы к формированию личности;
  • усложняется уровень постижения окружающего мира;
  • особое значение приобретает формирование системно-информационной картины мира как мировоззренческая основа успешной личности, в том числе с помощью компьютерных программных продуктов;
  • применение компьютера сопряжено с разработкой новых методических подходов в преподавании.

Нами обозначены и  рассмотрены психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса младших школьников:

  • мотивация;
  • учет индивидуальных особенностей (с опорой на уровни развития познавательного интереса);
  • расширение возможностей предъявления учебной информации;
  • изменение форм и методов учебной деятельности;
  • контроль за деятельностью учащихся.

Мы согласны с утверждением Н.Н. Усковой, что «формирование системно-информационной картины мира подразумевает построение информационной модели мира. Нарастает необходимость эффективных методов синтезирования знаний. Создаются концептуальные предпосылки развития информатики – этап системологии, расширение курса за счет включения изучения понятия системы, элементов системного анализа, методов информационного моделирования, методов принятия решений и т.д.» [36, 6]

В экспериментально-исследовательской части работы мы поставили цель: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки и их фрагменты  с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.

Во II главе нашей работы можно познакомиться с приемами стимуляции познавательного интереса к информатике, а так же результатами исследования влияния уроков информатики на развитие психических процессов учащихся начальной школы.

ГЛАВА II. ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

2.1. Приемы стимуляции познавательного интереса к информатике

 

Содержание курса “Информатика ” базируется на продуктивной модели формирования информационных знаний и направлено на развитие инициативы, творчества, умения применять исследовательский подход в решении различного рода задач всеми учащимися. Это достигается моделированием проблемно-творческой ситуации, где компьютер, имея огромные возможности, выступает как помощник и, в то же время, является полномочным участником процесса мышления, оказывая непосредственное влияние на его содержание. Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится его роль, как интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.

В современной педагогике существуют различные приемы стимуляции познавательных интересов учащихся в учебном процессе.

В процессе обучения имеет  место использование трёх видов  стимуляции познавательных интересов  учащихся:

1-й  вид стимуляции имеет своим источником содержание учебного материала;

2-й  вид стимуляции осуществляется в ходе организации учебной деятельности школьника;

3-й  вид стимуляции опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, также между ними и учителем.

А теперь рассмотрим каждый из этих видов последовательно.

Стимуляция  познавательного интереса учащихся при помощи содержания учебного материала 

Интеллектуальные способности  школьников на начальной ступени  образования формируются за счет развития любознательности детей, пытливости их ума. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления. Для построения занятия используется прием метафоры – страна Информика, такой прием активизирует познавательный интерес и развивает образное мышление.


По мере продвижения  в Страну Информику дети наносят  на карту новые объекты – города, бухты, деревни. Сюжетная линия путешествия  помогает расстановке эмоциональных  акцентов и отражает таинственность и неизведанность.

Например, при изучении темы «Множество, подмножество. Отношения объектов. Конструирование», путешественники терпят кораблекрушение и высаживаются в Геометрической долине.

Методические  рекомендации

Все понятия курса  Информатики для начальной школы  вводятся опосредовано, через деятельностный подход. Таким образом, большую часть  урока занимает выполнение практических заданий. Происходит освоение понятий на интуитивном уровне. Пропедевтическая цель курса достигается на более высоком качественном уровне.



 



 

 

 

 

 

Корабль разбился о скалы, его обломки выбросило на берег  рядом с Геометрической долиной. В долине живут геометрические фигуры, возможно они помогут построить новый корабль. Но жители Геометрической долины никогда не видели кораблей. Нужно объяснить им, из каких объектов состоит корабль.

лодка

большая

деревянная

с вытянутым носом  и кормой

длинная

парус

большой

треугольный

тряпичный

мачта

вытянутая

прямоугольная

деревянная

флаг

маленький

треугольный

тряпичный


Заглянем в Геометрическую долину. Перед вами ее жители – геометрические фигуры. Чем они отличаются?


 

 

 

 

 

 

Наведите порядок в  долине. Пусть все треугольники находятся в верхнем левом углу, трапеции – в верхнем правом, прямоугольники – в нижнем левом, а овалы в нижнем правом.

Вводится понятие множества  и подмножества.

Соберите геометрические фигуры так, чтобы получился корабль.

Физкультминутка.

  • Встаньте множество мальчиков.
  • Встаньте множество девочек.
  • Поднимите вверх руки множество мальчиков, которых зовут….
  • Подуйте, как могучий ветер множество мальчиков, в чьих именах есть буква А.
  • Поднимите вверх руки и покачайте ими как березки множество девочек, которых зовут Даша.
  • Покружитесь плавно на месте как опавшие листья множество девочек, в чьих именах есть буква И.
  • Помашите руками и покричите как птицы множество мальчиков, имена которых начинаются с А.
  • Тихо сядьте множество мальчиков нашего класса.
  • Тихо сядьте множество девочек нашего класса.
  • Спойте песню множество бабушек нашего класса. (Пустое множество)

Придумайте  космический корабль, состоящий  из треугольников.

 

Новизна содержания – важный побуждающий познавательный интерес стимул, который вызывает ориентировочную реакцию учащихся. Наиболее важными состояниями человека, сопровождающими процесс его активной ориентировки является состояния неожиданности, озадаченности, удивления. Новизна и есть тот стимул внешней среды, который возбуждает эти состояния, несёт ученику по возможности положительные эмоции. Это – множество новых фактов, сведений, теорий, о существовании которых большинство учащихся ранее и не подозревало.

Ребёнок соприкасается  с множеством элементов знаний до систематического обучения, приобретает знания на уроках других дисциплин. Новое знание приобретает особый смысл для школьника тогда, когда происходит сравнение того, что он знал ранее и чем он овладел сегодня, сейчас. Следовательно, не возможно использовать новизну содержания как постоянный стимул развития познавательного интереса. В школе изучается не всё новое, а многое из того, что стало привычным, утратило свою прелесть из-за частой повторяемости. Обновление прежних знаний, новый аспект рассмотрения уже известного, возможность видеть в прежних, уже сложившихся и ставших привычными знаниях новые грани, новые повороты, новые стороны, которые озадачивают, производят впечатление странности, - это важный стимул познавательного интереса.

Информация о работе Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика