Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:15, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования: на основе изучения психолого-педагогической литературы разработать уроки с использованием информационных технологий, формирующие личностные качества учащихся, активизирующие мыслительные процессы младших школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………..
Глава I. Методологические основы формирования у младших школьников познавательного интереса при изучении информатики …………………………………………………………..
1.1. Теоретические основы образовательно-воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста в процессе совершенствования их личностного развития с помощью уроков информатики…………………
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования познавательного интереса ……………………………………
Выводы по I главе……………………………………………………….
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области "Информатика" в образовательном процессе в начальной школе…………………………………………………………………….
2.1. Приемы стимуляции познавательного интереса к информатике…………………………………………………..
2.2. Влияние уроков информатики в начальной школе на развитие психических процессов……………………………
Выводы по II главе……………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………...
Литература ………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

I. Методологические основы формирования у младших школьников поз.doc

— 530.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Компьютер можно сравнить  с роботом? Кто управляет компьютером?  Как мы можем управлять компьютером?  Чем можно объяснить   неправильную  работу компьютера?

Большую роль в повышении интеллектуальной и творческой активности учащихся играют внеклассные мероприятия: факультативы, кружки и курсы, олимпиады и конкурсы, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельной работе, развитие инициативы, творчества учащихся. Факультативные занятия по информатике в школе ведутся с 3-его класса с использованием универсальной учебной компьютерной среды ПервоЛого, разработанной в 1995 году российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc. Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины. В четвертом классе учащиеся работают над созданием собственных проектов: от простейших поздравительных открыток до интереснейших мультимедиа продуктов, таких как “Солнечная система”, “Природные зоны России”, “Созвездия северного полушария”, компьютерные игры, визуализированные фрагменты сказок и т.д.[25,14]

Третий вид стимуляции познавательного интереса в обучении определяется сопровождающими учебный процесс отношениями.

Коренное изменение  отношения к ученику как субъекту учебного процесса, повышение активности школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к продуктивной системе образования через интерактивные формы обучения способствуют формированию у школьников познавательной активности, развивает их интеллектуальные и творческие способности.

Дифференцированный, личностно-ориентированный  подход в обучении предполагает переход  от классно-группового метода к индивидуальным интерактивным формам обучения, когда на первое место выдвигается личность учащегося, его индивидуальные возможности и склонности. При этом основным способом сотрудничества учителя с учеником выступает процесс, при котором учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых  каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично  к нему. Это проявляется в том, что каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда; в том, что он выбирает задачи по своему вкусу; в том, что творчество каждого ребенка получает признание и оценку; в том, что каждый из детей на самом деле уважаем, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Педагогика сотрудничества направлена на одно - дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.

Развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся способствуют: соревнование как стимул познавательного интереса, связанный с отношениями между учениками; выдача заданий разного уровня сложности. Предлагаются домашние задания трех уровней сложности: первый – базовый (задание обязательное для выполнения всеми учениками класса); второй – повышенный, а третий уровень – сложный (задания выполняются по желанию). Каждое задание второго и третьего уровней оценивается дополнительной отметкой. Аналогичный подход осуществляется при выполнении самостоятельных и контрольных работ.

Прием “трудная задача”. Подготовлены задания (задачи) повышенной сложности по уже изученным и изучаемым темам. Любой желающий может взять одно из заданий (задач) и попробовать его выполнить (решить). Такая попытка практически не контролируется, но в том случае, когда задание выполнено (задача решена) верно, в письменном виде с объяснением решения, ученик получает отличную отметку.

2.2. Влияние  уроков информатики в начальной  школе на развитие психических процессов

 

Интеллектуальные способности  школьников на начальной ступени  образования формируются за счет любознательности детей, пытливости их ума. Одна из важнейших линий умственного  развития ребенка состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложным. Так развитие наглядно-действенной формы мышления создает основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления, активизации мыслительной деятельности учащихся. С этой точки зрения компьютер имеет большие возможности. В процессе действия с изображенными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Успешность познавательного развития учащихся в начальной школе в значительной степени зависит от содержания мыслительной деятельности, т. е. от того, какие предметы и явления окружающего мира познает ребенок. Наиболее адекватными объектами познавательной деятельности являются основные непосредственно воспринимаемые свойства и качества вещей; цвет, форма, величина, масса и т. д. Работа в этом направлении развивает сенсорные способности школьников. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие умения различать форму предметов, их величину, учат использовать знания об этих признаках в процессе изобразительной деятельности и конструирования на компьютере. Современные тенденции развития мышления на ранних этапах обучения отмечают особо благотворное влияние на познавательное развитие детей знаний ими простых связей и зависимостей окружающего мира. И в этом отношении роль компьютерных программных продуктов трудно переоценить.

Базой для проведения эксперимента были выбраны 3(4)а и 3(4)б классы средней школы № 26. Основой для выбора классов послужило то, что:

1) классы однородны в количественном отношении: в них обучается одинаковое количество учащихся;

2)    текущая успеваемость в обоих классах примерно одинакова, о чем свидетельствуют результаты констатирующего среза;

3)    оба класса занимаются по альтернативным программам «Гармония» (3а), «Школа 2100» (3б).

Критерием для определения уровня усвоения знаний был выбран коэффициент усвоения (КУ), который находится по формуле:

КУ= количество•правильно решений•заданий

                       количество заданий

Проведя на контрольном этапе эксперимента срезы, мы получили следующие данные:

  • по результатам среза в экспериментальном классе  средний коэффициент усвоения КУ=0,72;
  • по результатам среза в контрольном классе  средний коэффициент усвоения КУ=0,85

В экспериментальном  классе (3а), согласно СНПИ, практические занятия за компьютером продолжались не более 15-20 минут, уроки планировались следующим образом: 20-25 минут – теоретическая часть и работа в тетрадях; 15-20 минут – практическая работа за компьютером.

В контрольном классе (3б) уроки проводилась без использования  компьютера – теоретическая часть  и работа в тетрадях.

В качестве критериев  были взяты такие параметры, как  мышление (тест “Анаграмма”), память (тест “Набор слов”) и выявление саморегуляции.

Тест “Анаграмма”.

Цель проведения данной методики: выявление у учащихся уровня мыслительной деятельности и овладение представлением об алгоритме.

 

Результаты.     

Класс

Уровни мышления на начало исследования

Хороший

Средний

Ниже среднего

Низкий

15%

39%

21%

15%

17%

37%

22%

14%

 

Уровни мышления на конечном этапе

 

Хороший

Средний

Ниже среднего

Низкий

21%

47%

23%

9%

18%

40%

30%

12%



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование показало, что на начальном этапе уровень мыслительной деятельности в обоих классах примерно был на одном уровне. Промежуточное исследование по этому направлению показало, что в 4а классе на одну треть возросли показатели уровня мыслительной деятельности и закрепились знания, умения и навыки при работе с компьютером, учащиеся достаточно хорошо овладели такими понятиями как алгоритм. Это произошло за счет работы с программой “Исполнитель”, где ребята составляли алгоритм работы для трактора, которому нужно перевести груз в определенное место по сложной траектории.

Тесты “Набор слов”.

Задачей данного исследования – определение уровня механической памяти и умения использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами, управлять объектами на экране монитора.

Механическая  память

Класс

Результаты  на начало исследования

Высокий

Нормальный

Ниже среднего

22%

47%

31%

21,5%

49%

29,5% 

 

Конечные результаты

 

Высокий

Нормальный

Ниже среднего

25%

62%

13%

25%

50%

25%


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысловая память

Класс

На начало исследования смысловая память развита

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

72%

28%

74%

26%

 

На конец  исследования смысловая память развита

 

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

87% 

13% 

77%

23%


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируя данные по исследованию механической памяти, мы видим, что произошел резкий скачок увеличения механической памяти в 4а классе. Можно предположить, что это произошло за счет механического запоминания назначения клавиш. При работе с клавиатурой и мышью учащиеся овладели элементарными навыками компьютерной грамотности, что способствовало развитию механической памяти младшего школьника. При этом в 4а классе показатели смысловой памяти выше чем в 4б.

Тест “Саморегуляция”.

Цель данной методики: определение уровня саморегуляции при работе за компьютером. В результате все учащиеся разделились на три группы:

 

 

Класс

Начальное исследование

На конец  исследования

Хорошая саморегуляция

(учащиеся успешно справляются  с заданием)

9%

11%

17%

13%

Удовлетворительная саморегуляция (учащиеся вначале выполняют задание хорошо, а потом сбиваются)

22%

27%

46%

28%

Недостаточная саморегуляция

(учащиеся сбиваются в последовательности  сразу)

69%

62%

37%

59%


Эти результаты позволяют  сделать вывод о том, что работа с компьютером развивает не только компьютерную грамотность, но и саморегуляцию  в учебной деятельности.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом за время периода  работы учащихся с развивающими компьютерными  играми произошло овладение элементарными  пользовательскими навыками, что  способствовало развитию психических  процессов, при этом у них сформировались основные компоненты компьютерной грамотности в учебной деятельности.

 

Выводы по II главе

Опытно-экспериментальное  исследование, включающее апробирование  приемов стимуляции познавательного  интереса на уроках информатики, позволило  рассмотреть:

Информация о работе Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике, как путь личностного роста ученика